Политика. Азербайджан-Армения. Карабах. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Экономика.

Политика

Исследовательский центр "Южный Кавказ" подвел итоги экспертного опроса по определению рейтинга политиков и общественных деятелей за май. Респонденты - около 100 экспертов, относящихся к различным политическим взглядам, а также независимые специалисты, пишет "Эхо". Большинство экспертов (62,2%) считают, что самым активным политиком в мае являлся президент Азербайджана Ильхам Алиев. Данный показатель на 5,2% меньше, чем в апреле. Второе место по показателю активности принадлежит первой леди страны Мехрибан Алиевой (37,8%). Отметим, что этот показатель также несколько снизился - на 4,3%. На этом фоне налицо ощутимый рост активности главы МИД Эльмара Мамедъярова. По мнению 34,4% респондентов, руководитель внешнеполитического ведомства страны в мае развил бурную деятельность (6,2 пункта). Для сравнения, в апреле по показателю активность он набрал 22,1%, или 4,2 пункта. Показатель активности оппозиции неуклонно падает. Так, глава Партии Народного фронта (ПНФА) Али Керимли в мае набрал всего лишь 2,6 пункта (в апреле - 4,40). А лидер (башкан) партии "Мусават" Иса Гамбар - 3,2 пункта (3,8 в апреле). Показатель активности Али Керимли в мае снижался более высокими темпами, чем Исы Гамбара. Снижение рейтинга Гамбара, безусловно, связано с сокрушительным поражением партии на повторных парламентских выборах, пишет газета. В мае продолжилась тенденция снижения показателя активности Рамиза Мехтиева. Руководитель исполнительного аппарата президента, набравший в апреле 2,2 пункта, в мае получил всего 1 пункт. Это свидетельствует о том, что руководитель исполнительного аппарата президента в мае особой активностью не отличался. "Взлетевший" в феврале до 4,2 пункта показатель активности министра по чрезвычайным ситуациям Камаледдина Гейдарова продолжает снижаться. В мае шеф МЧС получил 2,4 пункта. Данное снижение вполне логичное, так как в феврале рост показателя активности Гейдарова происходил в основном из-за создания МЧС. А после этого показатель начал стабилизироваться на среднестатистическом уровне в 2-2,4 пункта.

По результатам опроса, СМИ в мае больше освещали деятельность Ильхама Алиева (65,5% - в апреле 77,9%), Мехрибан Алиевой (34,4% - в апреле 50,5%), Эльмара Мамедьярова (34,4% - в апреле 20%). Эти результаты практически совпадают с показателями активности этих политиков. Итак, по мнению респондентов, в мае самыми активными политиками и общественными деятелями страны являлись Ильхам Алиев (11,2 пункта), Мехрибан Алиева (6,8) и Эльмар Мамедъяров (6,2), резюмирует "Эхо".

При проведении исследования респондентам задавался вопрос об изменениях в отношениях Азербайджана с мировыми и региональными центрами силы - Россией, Ираном, США, европейскими странами и организациями. Эти данные за май очень интересно проанализировать в контексте азербайджано-американских и азербайджано-иранских взаимоотношений, пишет "Эхо". Так, несмотря на визит в Баку президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, 46,7% опрошенных считают, что отношения между Ираном и Азербайджаном ухудшились. К такому мнению эксперты, по всей видимости, пришли после "карикатурного скандала" и последовавших за этим событий в Южном Азербайджане (часть Ирана. - прим. ИА REGNUM). По мнению экспертов, в мае перспективы урегулирования карабахского конфликта до конца текущего года выглядели менее реальными, чем в марте. Так считают 64,4% опрошенных, против 63,2% в апреле. Однако изменение относительно небольшое. Иными словами, эксперты раздумывают над заявлениями сопредседателей Минской группы ОБСЕ (МГ) и различных дипломатов о возможности урегулирования конфликта до конца 2006 года. В ответе на вопрос "Чье участие в переговорном процессе сделает урегулирование конфликта более реальным?" большинство опрошенных вновь указали на Ильхама Алиева (9,2 пункта). По данному показателю рейтинг президента по сравнению с апрелем снизился на 1,6 пункта. Занявший второе место Эльмар Мамедъяров получил 3,2 пункта (в апреле - 2,8 пункта).

В ответ на вопрос "Если бы президентские выборы проводились в мае, у кого было бы больше шансов на победу?" 61,1% респондентов назвали Ильхама Алиева, пишет "Эхо". Рейтинг президента в данной категории составил 11 пунктов, что на 1,6 пункта меньше апрельского показателя. Вторая - Мехрибан Алиева, рейтинг которой снизился по сравнению с апрелем на 3,4 пункта и составил 4,6. Среди оппозиционеров лидирует Али Керимли (3,4 пункта), в рейтинге которого по сравнению с апрелем не произошло изменений.

Самым проамериканским политиком в стране эксперты посчитали Ильхама Алиева (33,3%). На втором месте идет Эльмар Мамедьяров - 27,8% опрошенных. Самым пророссийским политиком в Азербайджане по-прежнему считается Рамиз Мехтиев (41,1%). Ильхам Алиев второй (27,8%). Далее идет Мехрибан Алиева (17,8%). Самыми проиранскими политиками продолжают считаться представители партии "Мусават" - Иса Гамбар (35,6%) и Рауф Арифоглу (28,9%). Лидеры "Мусават" с февраля уверенно занимают эту позицию. И их деятельность в конце мая-начале июня по поддержке движения в Южном Азербайджане им не помогла - эксперты по-прежнему считают их наиболее проиранскими политиками Азербайджана. Если с Рауфом Арифоглу, занимающим позицию исламского демократа, все ясно, то с какой стати в список проиранских политиков заносится Иса Гамбар, не столь очевидно, считает газета.

Ильхама Алиева продолжают воспринимать как самого "влиятельного" человека во власти (13 пунктов). Второе место занимает Мехрибан Алиева, набравшая 12,4 пункта. Третий - Рамиз Мехтиев с 7 пунктами. Показатель влиятельности главы МЧС Кямаледдина Гейдарова по сравнению с апрелем снизился на 0,2 пункта и составил 3,6. В апреле эксперты посчитали наиболее сильной партию "Ени Азербайджан" (65,6%). Вторая - "Мусават" (43,3%), а третья - ПНФА (38,9%). ("Эхо")

Выступая 29 июня в Уджарском районе, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что за последние 2,5 года открыты 400 тыс. новых рабочих мест, уровень бедности за год снижен на 20%, построено 300 новых школ, идет строительство медицинских учреждений в регионах. Особое место в выступлении президента было уделено армяно-азербайджанскому конфликту. По словам Алиева, этот конфликт и его результаты являются самой большой проблемой для страны. Он вновь подтвердил приверженность Азербайджана мирному процессу урегулирования конфликта, но вместе с тем отметил, что 10 лет переговоров не дали никаких результатов. Разочарование наступает и у народа, и у участников переговорного процесса. "Мы никогда не подпишем мирного соглашения, не отвечающего интересам страны и народа", - сказал Ильхам Алиев и отметил, что территориальная целостность Азербайджана не может быть предметом обсуждения. "Нагорный Карабах - признанная международным сообществом часть Азербайджана. Он всегда ею был, и это историческая реальность", - сказал президент. Алиев также заявил, что Армения никогда не сможет конкурировать с Азербайджаном. Экономика Азербайджана в 5 раз сильнее экономики Армении, и этот разрыв в недалеком будущем возрастет в 10-15 раз, считает президент. ("Бакинский рабочий")

Выступая на церемонии, посвященной очередному выпуску Азербайджанского высшего военного училища, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что за последние 5 месяцев производство внутренней валовой продукции увеличилось примерно на 40 процентов. А в прошлом году экономический рост в Азербайджане был самым высоким в мире, составив 26 процентов. В будущем Азербайджан по мере реализации экономических программ будет завоевывать еще большие успехи. Алиев также подчеркнул, что в последние годы государственный бюджет неуклонно увеличивался и в настоящее время составляет около 5 миллиардов долларов. (ИА "Тренд")

Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил 26 июня в День вооруженных сил республики о готовности армии "освободить оккупированные Арменией азербайджанские земли". "В случае необходимости наша армия освободит оккупированные земли силовым путем", - заявил Абиев. Глава оборонного ведомства сообщил, что в целях защиты суверенитета и территориальной целостности военные расходы в Азербайджане будут увеличены и в этом году. (ИА "Тренд")

"Властям Азербайджана пора прекратить заигрывать с международными организациями и не раздавать обещаний, которые не отвечают национальным интересам страны", - заявил 28 июня лидер оппозиционной партии "Мусават" Иса Гамбар. Касаясь заявления американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Метью Брайзы, Гамбар отметил, что оно свидетельствует о том, что власти Азербайджана дали добро на проведение референдума в Нагорном Карабахе. По его мнению, власти Азербайджана в преддверии выборов дают обещания международным организациям, которые могут нанести ущерб национальным интересам страны. "В поствыборный период, понимая, что обещания, данные ими, невыполнимы, т.к. могут привести к народному восстанию, власти Азербайджана меняют свою позицию и оправдываются перед международными структурами". ("Гюнделик Азербайджан")

29 июня Андреас Гросс был освобожден от должности содокладчика Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Азербайджану. Руководитель делегации Азербайджана в этой организации Самед Сеидов отметил, что в результате проведенного в Мониторинговом комитете голосования на эту должность назначен депутат от Великобритании Тони Лойд. Тони Лойд является руководителем делегации Великобритании в ПАСЕ. Сеидов отметил, что Гросс уже не является содокладчиком по Азербайджану, одной из причин принятия такого решения является то, что он постоянно выступал с не опиравшимися на конкретные факты заявлениями против Азербайджана: "Я всегда был против отождествления Совета Европы с одним отдельно взятым человеком, и это подтвердилось". Сеидов отметил, что новый содокладчик Лойд является авторитетным политиком, и добавил, что уверен в успешном продолжении сотрудничества с ним. Гросс и его содокладчик из Эстонии Андрес Херкель известны принципиальной позицией по проблемам развития демократии в Азербайджане. Официальный Баку раздраженно расценивал эту позицию как "предвзятую". ("Туран")

"Военная доктрина Азербайджана будет готова к концу этого года. А к этому времени мы завершим работу над концепцией безопасности страны", - заявил советник президента Азербайджана по военным вопросам генерал-лейтенант Вахид Алиев. По его словам, в Вооруженных силах Азербайджана продолжается работа по созданию объединенной системы штабов. "Согласно подписанному индивидуальному плану сотрудничества с НАТО, мы проводим работу в этом направлении. Для решения определенных задач в создании объединенной системы штабов нужно время". Вахид Алиев отметил преждевременность заявлений о том, что после создания объединенной системы штабов часть полномочий министра обороны перейдет к начальнику Генерального штаба. Советник президента отметил, что постепенно пограничные и внутренние войска превратятся в органы, выполняющие правоохранительные функции: "Сейчас проводится работа в соответствии с программой развития пограничных и внутренних войск. Недавно на государственной границе было открыто 10 новых застав. На развитие пограничных войск будут выделены необходимые средства. Что же касается внутренних войск, находившийся недавно с визитом в Азербайджане заместитель командующего аналогичной российской структурой высоко оценил проводимую нами работу". (ИА "Азери-Пресс")

Вооруженные силы Турции и впредь будут оказывать помощь азербайджанской армии. Об этом, как передает "Тренд", 29 июня сообщил начальник Генштаба Вооруженных сил Турции генерал армии Хилми Озкек на встрече с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым. "Мы верим, что Азербайджан станет еще более развитым, укрепит свою независимость. Ваши успехи - это и наши успехи. Hаше сотрудничество будет развиваться и в будущем, наши связи укрепятся. Вооруженные силы Турции продолжат помощь азербайджанской армии. Эту помощь поддерживает и народ Турции", - сказал Озкек.

Как сообщил сайт Day.Az, арестован бывший начальник управления разведки Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана Эльдар Мамедалиев. Арест произвело МНБ. Также сообщается, что в доме арестованного проведен обыск. Мамедалиев более 10 лет занимал пост начальника первого управления МНБ, то есть разведки. При этом старался особо не выделяться и не проявлять излишней инициативы и активности. Кроме того, этот человек является представителем известного рода. Он родственник выдающегося ученого, бывшего президента Академии наук Азербайджана Юсифа Мамедалиева.

"Информированные источники указали на две возможные версии ареста Мамедалиева. Первая - не исключено, что экс-глава разведки был заподозрен в каких-то преступлениях экономического характера, например, в контрабанде. Именно поэтому и был уволен из МНБ. Однако не исключается и политический мотив ареста. Дело в том, что он был уволен из МНБ примерно 6 месяцев назад, то есть почти сразу после парламентских выборов и нашумевших арестов некоторых министров и других высокопоставленных госчиновников", - пишет "Зеркало".

Азербайджан-Армения. Карабах

"Зеркало" пишет: "В Азербайджане даже не скрывают того, что раздражены последним заявлением сопредседателей МГ ОБСЕ, в котором впервые официально обнародованы основные принципы урегулирования карабахского конфликта. Суть этих предложений международных посредников заключается в том, что Азербайджану позволяют "сохранить лицо", но при этом ясно дают понять, что нам никогда не удастся восстановить суверенитет над Нагорным Карабахом, по крайней мере, в полном объеме. Кстати, это никак не зависит от того, как в последующем будет определяться статус Нагорного Карабаха - путем так называемого "отложенного референдума" или же посредством иного согласованного сторонами конфликта механизма. Ведь надо быть уж очень наивным, чтобы поверить в то, что после размещения миротворческих сил между войсками конфликтующих сторон и восстановления экономических отношений армяне, по крайней мере, их нынешние лидеры, согласятся на вариант статуса, по которому между Нагорным Карабахом и Баку установились бы какие-то вертикальные отношения. Таким образом, мы должны четко осознать, что мир сегодня означает если не формальную, то фактическую потерю НК. Нам всем необходимо ответить на один-единственный вопрос: а нужен ли нам этот мир сегодня? Сразу могу предположить, что многие однозначно ответят - нет. Однако...

Совсем недавно президент Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан стоит перед дилеммой: или сейчас подписать мирное соглашение, а значит, пойти на большие уступки, или выиграть время, усилиться, полностью подавить Армению, прежде всего экономически, и через несколько лет диктовать свои условия. На первый взгляд дилемма очень проста, даже думать не о чем. Опять же однако...

На первый взгляд затягивание времени - беспроигрышный для Азербайджана вариант. Не будем считать миллиарды, которые Азербайджан получит в ближайшие годы, и международные экономические проекты, за бортом которых осталась и еще останется Армения. Даже в Ереване осознают, что при сохранении нынешних условий Армения не может конкурировать с Азербайджаном. Кроме того, надо учитывать и то, что демографическая ситуация меняется не в пользу армянского населения Нагорного Карабаха. Дело в том, что прирост населения среди наших вынужденных переселенцев намного выше, чем среди армянского населения НК. Таким образом, лет через десять может возникнуть ситуация, когда соотношение между азербайджанцами и армянами в НК не позволит армянам получить желаемого результата в так называемом "отложенном референдуме". Однако для того, чтобы достичь этой цели, необходимо проведение соответствующей демографической политики, а главное - время.

Далее, в случае, если США все-таки решатся ударить по Ирану, то часть оккупированных территорий будет "вторично оккупирована" беженцами из Южного Азербайджана. Вряд ли Армении и так называемым властям "НКР" под силу справиться c таким количеством беженцев, притом не особо дружелюбно настроенных. То есть не исключено, что Азербайджану удастся вернуть часть оккупированных районов без единого выстрела. Возможно, одной из причин того, что Армения торопится с подписанием мирных соглашений, является перспектива именно подобного развития событий. Все это так...

Однако настораживает другое. Бывший госсоветник Вафа Гулузаде прав в том, что именно Россия заинтересована в замораживании карабахского конфликта. Владимир Путин не раз заявлял, что Россия, якобы выступающая за скорейшее урегулирование карабахской проблемы, выступает против навязывания извне сторонам конфликта каких-то мирных инициатив. Сохранение "статус-кво" позволяет России, с одной стороны, держать "в узде" Армению, а во-вторых, усилившись лет через десять, вернуть весь Южный Кавказ под свой контроль. Тем более, что при сохранении конфликта ждать ускоренной интеграции Армении и Азербайджана в евро-атлантические структуры, что позволило бы обезопасить Южный Кавказ от повторного "освоения" Россией, не приходится.

Конечно, можно не просто затягивать время, а на каком-то этапе попытаться военным путем вернуть хотя бы часть оккупированных армянами территорий, то есть изменить существующие реалии. Проблема даже не в том, что Азербайджан столкнется с какими-то международными санкциями. При удачном блицкриге дело будет сделано до того, как международное сообщество "очухается". Да, потом, может быть, последуют какие-то санкции в отношении Азербайджана, однако они, скорее всего, будут иметь символический характер. Главной целью международного сообщества, и прежде всего США, будет опять посадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Но опять же однако...

Подобный вариант развития событий возможен до конца 2007 года. В 2008 году в Азербайджане состоятся президентские выборы. Вряд ли официальный Баку осмелится на возобновление боевых действий в год президентских выборов. Слишком большой риск. Однако главный вопрос-то состоит в том, готов ли Азербайджан провести удачные боевые действия на карабахском фронте именно в 2007 году. Если нет, то вернуться к реализации данного плана можно будет в 2011 году, то есть после парламентских выборов. А это непозволительная потеря времени, выгодная России. При этом надо учитывать, что если в 2007 году наступательная операция провалится, то официальный Баку будет "жестоко наказан" международным сообществом, а условия мира станут намного более невыгодными. Кроме того, судьба президентских выборов в 2008 году будет предрешена.

Кстати, "затягивание" мирных переговоров также может привести к обострению внутриполитической обстановки в стране. Международное сообщество, прежде всего США, которые выступают в роли "караула", может устать "ждать". Убедившись в том, что нынешняя политическая элита не собирается "оправдывать высокое доверие", США могут стимулировать нежелательные внутриполитические процессы.

Урегулирование конфликта "сегодня и сейчас" сулит всего лишь одну, но очень большую выгоду. Южный Кавказ полностью и окончательно перейдет в сферу влияния США, и интеграция стран региона в евро-атлантические структуры будет гарантирована. То есть страны Южного Кавказа обеспечат будущее своих народов. При этом Азербайджан при мудрой политике, используя свои практически неограниченные ресурсы и инвестиционную привлекательность, может совместно с Турцией начать массированную экономическую экспансию во все страны Южного Кавказа и таким образом заполучить все". ("Зеркало")

"В представленном американским сопредседателем Минской группы Метью Брайзой рамочном документе указаны основные принципы и пути урегулирования конфликта. В этом документе, в первую очередь, рассматривается вопрос предоставления статуса Нагорному Карабаху", - заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Он отметил, что в ходе переговорного процесса был обсужден вопрос о статусе Нагорного Карабаха. "Мы должны рассмотреть вопрос о предоставлении статуса автономии Нагорному Карабаху. Это может быть автономия на примере Нахчывани, Татарстана, Башкирии или в другой форме. Существуют концептуальные вопросы, связанные со статусом. Этот вопрос необходимо обсудить вместе с проживающими там общинам и создать связи между ними". Мамедъяров назвал необоснованными обвинения спикера парламента Армении Тиграна Торосяна о том, что Азербайджан искусственно затягивает мирные переговоры. "За время работы министром иностранных дел я больше десяти раз встречался со своим армянским коллегой. Мы готовы к продолжению переговоров. Этот конфликт является очень чувствительным вопросом. Мы понимаем, что конфликт должен быть урегулирован не в форме пакета, а поэтапно". Глава МИД расценил желание Армении объявить общественности результаты проведенных до сегодняшнего дня переговоров как незаинтересованность этой страны в урегулировании конфликта. ("525-я газета")

Из интервью бывшего госсоветника по международным отношениям, политолога Вафы Гулузаде интернет-газете Analitika.Az:

"Как вы оцениваете последние заявления по принципам урегулирования карабахского конфликта? О чем они свидетельствуют?

Все это на самом деле пустяки. Те, кто передали эту информацию в газеты, и аналитики, которые их комментировали, забыли один момент - Россию. Я не понимаю, как они могут забыть фактор Москвы. Если договоренности об урегулировании конфликта не будут отвечать интересам России, то Москва не даст решить проблему.

Некоторые принципы урегулирования конфликта уже раскрыты для общественности. Как вы считаете, эти принципы соответствуют интересам России?

Армения не обладает собственным мнением, она все делает под диктовку России. Даже если Армения под давлением США пойдет на заключение мирного соглашения, то армяне Карабаха откажутся от мира. Цель всех этих переговоров одна - передать азербайджанские земли армянам. Но Россия не согласна и с этим. Москва вообще не хочет мира между Арменией и Азербайджаном, так как после этого может быть поднят вопрос вывода российских военных баз из Армении. Далее Армения может войти в НАТО. В то же время, после урегулирования конфликта Армения получит возможность участвовать в региональных энергетических и транспортных проектах. Россия в этом не заинтересована и поэтому старается, по возможности, затянуть решение конфликта.

Но обсуждается проект мирного соглашения, который подготовлен при участии российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ...

Повторяю - все это пустое. Скорейшее урегулирование конфликта - это желание США. Вашингтон хочет отдать часть территорий Азербайджана Армении и рассчитывает, что, может быть, Россия с этим согласится. Но американцы не понимают, что Россия не пойдет даже на это. Если вы помните, был период, когда Азербайджан согласился на компромиссный мир, но тогда случился террористический акт в Армении. Россия пока сильный игрок и поэтому способна противостоять любому мирному соглашению.

Сколько это будет продолжаться?

Я считаю, что надо будет прождать 10 лет. За эти 10 лет Россия ослабеет, НАТО усилится на всем Кавказе, и только тогда станет возможным заключение относительно выгодного для Азербайджана мира. Или же за этот период Россия вновь усилится и "вернет себе" Азербайджан и другие страны СНГ. Но я считаю, что первый вариант более реален.

Как вы расцениваете вопрос проведения референдума по статусу Нагорного Карабаха?

Проведение референдума невозможно. Для этого надо вернуть в Нагорный Карабах всех беженцев. А беженцы вернутся только после заключения мирного соглашения под защиту азербайджанской армии. В данной ситуации согласиться на референдум - это значит то же самое, что и отдать армянам Карабах. Если дело обстоит так, то зачем вообще нужны переговоры? Пусть сразу подпишут заявление и скажут, что мы делаем щедрый жест армянам".

"Большинство последних громких высказываний по нагорно-карабахскому процессу не отражают действительность", - заявил ИА "Тренд" заведующий отделом внешних связей исполнительного аппарата президента Азербайджана Hовруз Мамедов. Говоря о последних заявлениях американского сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ Мэтью Брайзы, Мамедов сказал: "Брайза хочет заявить о том, что знаком с переговорным процессом и желает его продвижения. Поэтому он представил на обсуждение различные идеи, которые не являются ни позицией Армении, ни Азербайджана. Возможно, это суждения, позиция самого Брайзы и даже сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Поэтому сейчас нет необходимости высказывать по ним позицию для формирования мнения". Высокопоставленный представитель аппарата президента Азербайджана считает, что президент и глава МИД Армении сегодня подвергаются весьма высокому давлению со стороны мировой общественности, сопредседателей Минской группы, а также позиции, рейтинга и веса Азербайджана в мире. "Поэтому они сейчас в растерянности и находятся в тупике", - сказал Мамедов и отметил, что конфликт должен быть разрешен, "оккупированные земли" - освобождены, территориальная целостность Азербайджана - восстановлена, о чем заявляют и руководство США, и все другие страны. Сейчас, по мнению Мамедова, основная задача официального Баку - не отвечать на спекулятивные заявления армянского руководства, а продолжить мирный переговорный процесс в текущем году. "Армяне сами опасаются того, что если не придут к согласию с Азербайджаном, то развитие событий в ином варианте приведет их к катастрофе", - резюмировал он.

"Заявление МИД Армении от 26 июня 2006 г. является еще одним свидетельством, к сожалению, продолжающей сохраняться неконструктивной позиции армянской стороны в процессе урегулирования конфликта", - говорится в заявлении МИД Азербайджана, распространенного 27 июня. "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ и, в частности, сопредседатель от США Мэтью Брайза указали лишь общие контуры находящихся на стадии обсуждения отдельных принципов поэтапного мирного урегулирования, которые нельзя вырывать из общего контекста предлагаемого документа. Это создает предпосылки для непонимания или смешения понятий, а также для спекуляций, подобных отраженным в заявлении МИД Армении. Определение статуса невозможно в условиях продолжающейся оккупации и этнической чистки и, соответственно, предполагает освобождение оккупированных территорий Азербайджана и демилитаризацию всей зоны конфликта, что, при надлежащих международных гарантиях безопасности, создаст условия для возвращения в места постоянного проживания насильственно перемещенного азербайджанского населения. Это признает и руководство Армении", - отмечается в документе. "Азербайджанская сторона еще раз подтверждает свою позицию о готовности предоставить самый высокий статус автономии Нагорному Карабаху в рамках международно признанной территориальной целостности Азербайджана и на основе действующей Конституции Азербайджана. Такой базирующийся на нормах и принципах международного права конституционный подход является единственно возможным для достижения прочного урегулирования. С целью создания межобщинного мира и гармонии и объективных условий для определения статуса региона, а также с учетом перспективы дальнейшего развития региона, Азербайджан будет готов рассмотреть, в соответствии с существующими в мировой практике прецедентами, вопрос реализации комплекса экономических и других стимулов для населения Нагорного Карабаха после восстановления его этнического состава, существовавшего на момент начала конфликта. Позиция Азербайджана в рамках переговоров продолжает оставаться конструктивной и отвечать интересам не только нашего многонационального государства, но и международного сообщества в целом. Любые попытки добиться изменения этой позиции путем шантажа и угроз, используя тактику превращения оккупированных территорий нашей страны в заложника и элемент торга, обречены на провал. Территориальная целостность Азербайджана не является и не может являться предметом переговоров. В то же время министерство подтверждает приверженность азербайджанской стороны продолжению переговоров для достижения долгосрочного и справедливого мира в регионе. Вся вина и ответственность в случае срыва переговорного процесса ляжет на армянскую сторону", - отмечается в заявлении МИД Азербайджана. (ИА "АзерТАдж")

"Многие заявления армянской стороны, в том числе касательно референдума, статуса Кельбаджара и Лачина, носят спекулятивный и лживый характер", - заявил 3 июля заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. По его словам, азербайджанская сторона неоднократно заявляла о том, что на территории Азербайджана может быть проведен только общенациональный референдум и эта позиция четко обозначена в Конституции страны. Азербайджанское руководство ни коей мере не намерено отступать от этой позиции, и все спекуляции в этом направлении лживы, подчеркнул замминистра. Он напомнил, что армяне Нагорного Карабаха жили не одни, а совместно с азербайджанцами, "а если мы говорим о демократии, то демография региона должна быть восстановлена, азербайджанская община должна туда возвратиться". Для этого важно обеспечение соответствующих мирных условий, освобождение "оккупированных территорий". "Это нормальный логический процесс. И эту логику приняла армянская сторона, - добавил Азимов. - А решение политической проблемы - определение статуса совместного проживания там обеих общин - должно быть достигнуто путем демократии, но в рамках закона". Азимов назвал неверными и заявления о том, что Кельбаджар и Лачин будут якобы оставлены под контролем армянской стороны, "так как обсуждение вопроса освобождения этих районов велось с первого дня до последних минут". Никто не позволит осуществиться намерениям армянской стороны держать заложником какую-либо из территорий, сказал он. По его словам, лачинскую проблему можно решить с помощью совместного использования дорожной инфраструктуры района как для связей между Арменией и Азербайджаном, армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе, так и с Нахичеванской автономной республикой. "Если кто-либо заявит о том, что впервые слышит об этом предложении - также будет ложью. Будут лживы заявления и касательно Кельбаджара, так как переходы из этого района в Нагорный Карабах будут поставлены под особый контроль, там могут быть размещены международный миротворческий контингент или контролер, и никакой опасности, угрозы не будет", - сказал он и подчеркнул необходимость обеспечения безопасности и азербайджанцев Нагорного Карабаха "Hе может быть односторонней демилитаризации в конфликтной зоне. И демилитаризация должна быть обоюдная, и невозможно, чтобы армянские вооруженные силы там оставались", - сказал Азимов. ("Зеркало")

В течение 6 месяцев текущего года армяне 160 раз нарушили режим прекращения огня на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск, сообщает "Азери-Пресс". Согласно результатам мониторинга, проведенного на основании данных Министерства обороны АР, в июне режим прекращения огня был нарушен 11 раз, в том числе 6 раз на агдамском, 2 раза на физулинском и 3 раза на тертерском направлении. Чаще всего режим прекращения огня нарушался в апреле, а реже всего в январе, мае и июне. Позиции азербайджанской армии и населенные пункты обстреливались армянами в январе 10 раз, в феврале - 14 раз, в марте - 50 раз, в апреле - 65 раз, в мае - 10 раз, а в июне - 11 раз, утверждает агентство. В общем, по данным "Азери-Пресс", за 6 месяцев от вражеской пули и по другим причинам погибли 34 военнослужащих азербайджанской армии и один гражданский, имеющий статус военнослужащего, 11 военнослужащих были ранены. Погибли 7 офицеров, 2 прапорщика, 1 сержант и 24 солдата.

Члены азербайджанской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) распространили в подкомитетах документы, фото- и видеоматериалы, связанные с преднамеренными пожарами на "оккупированных" Арменией территориях Азербайджана. По словам члена делегации Азербайджана в ПАСЕ Ганиры Пашаевой, азербайджанские парламентарии довели до сведения руководства ПАСЕ факты уничтожения населенных пунктов и фауны на "оккупированных" территориях Азербайджана. "Армения не только не выполняет пункты резолюции 1416 ПАСЕ, освобождая оккупированные территории Азербайджана, но проводит целенаправленную политику вандализма", - сказала Пашаева. По ее словам, делегация Азербайджана сделает все возможное для подготовки специальной резолюции ПАСЕ по данному вопросу. (Общественное телевидение Азербайджана)

Азербайджанская делегация начала в Страсбурге сбор подписей среди депутатов Парламентской Ассамблеи Совета Европы под документом в адрес Комитета министров Совета Европы с просьбой рекомендовать ассамблее вынести вопрос о поджогах на обсуждение ПАСЕ. Об этом ИА "Тренд" сообщил в Страсбурге глава азербайджанской парламентской делегации Самед Сеидов. По его словам, под документом, подготовленным азербайджанской стороной, уже подписались депутаты из Польши, Украины, Турции, Канады и других стран.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан

"Добываемая на азербайджанских месторождениях в рамках "Контракта века" нефть уже поступает на мировые рынки по Основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (ОЭТ БТД). В середине июля состоится официальная церемония его открытия, в которой будут участвовать президенты и другие высокопоставленные лица многих стран. Но некоторые политики все еще не оставляют попыток принизить значение данного трубопровода для региона, бросая тень на его рентабельность. Так, в российских СМИ уже начата кампания, в которой вновь ставится под сомнение эффективность ОЭТ БТД. Тем более, что появилась информации о том, что добыча нефти с казахстанского месторождения "Кашаган" начнется не в 2008 году, а скорее всего в 2010-м", - пишет "Зеркало".

"При строительстве трубопровода его будущая рентабельность была обеспечена в первую очередь за счет добычи нефти с азербайджанских месторождений, и в первую очередь "Азери-Чираг"-глубоководная часть "Гюнешли". При этом пик добычи на них придется как раз на 2008 год, когда "пойдет" нефть и с глубоководной части "Гюнешли". Это означало, что владельцам трубопровода было бы намного сложнее "пристроить" еще и объемы казахстанской нефти к ОЭТ БТД к 2008 году, то есть задержка с добычей нефти на "Кашагане" никак не может отрицательно сказаться на работе данного трубопровода", - пишет газета.

"Зеркало" пишет: "Довольно интересны цифры о запасе углеводородных ресурсов в Азербайджане. Так, BP в своем ежегодном мировом нефтегазовом обзоре объявила, что запасы нефти Азербайджана не изменились с 2004 года и составили на конец 2005 года 7 млрд. барр. (1 млрд. тонн), передает "Тренд". По данным компании, добыча нефти в Азербайджане в 2005 году увеличилась на 135 тыс. барр. в сутки (или на 42,8%) и составила до 452 тыс. барр.

BP в своем отчете указывает, что доказанные запасы газа в Азербайджане на конец 2005 года составляют 1,37 трлн. куб. м, что равно оценкам на конец 2004 года. Добыча газа в Азербайджане на конец 2005 года была 5,3 млрд. куб. м, что на 13,9% больше 2004 года. Потребление газа в Азербайджане, по данным BP, на конец 2005 года составило 8,8 млрд. куб. м, что на 3% больше 2004 года.

По оценкам итальянского концерна ENI, запасы нефти Азербайджана не изменились с 2003 года и составили на 1 января 2006 года 7 млрд. барр. Запасы газа в Азербайджане на 1 января 2006 года оценивались в 1,37 трлн. куб. м. Этот показатель остается неизменным с 2000 года включительно. С 1994 по 1999 гг. запасы газа в стране ENI оценивались в 900 млрд. куб. м.

Кстати, пока поставки кашаганской нефти запаздывают, частично его объемы может заменить "черное золото" с других залежей. В частности, по ОЭТ БТД планируется со следующего года экспортировать нефть с казахстанского месторождения "Тенгиз". Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что по истечении десятилетия казахстанская нефть в ОЭТ БТД может стать доминирующей. Но это еще раз подчеркивает важность ОЭТ БТД как регионального проекта для всех нефтедобывающих стран Каспийского бассейна".

"Турция собирается основать в Джейхане нефтяную биржу. Согласно заявлению министра энергетики и природных ресурсов Турции Хилми Гюлера, в порт Джейхан будет поступать нефть, природный газ и сжиженный газ из различных государств мира, и в связи с этим появится новый индекс нефти - Джейхан. Уже начались подготовительные работы в данном направлении. "В Джейхане будут сходиться трубопроводы Киркук-Юмурталык, Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Самсун-Джейхан. В результате порт превратится в редкий центр мировой экономики, где будут в наличии все три вида энергоресурсов". После подключения Казахстана к нефтепроводу БТД нагрузка на проливы Босфор и Дарданеллы во многом уменьшилась. Так, на сегодняшний день максимальный тоннаж танкеров, проходящих через турецкие проливы, составляет 120 тысяч тонн. В то же время к порту Джейхан могут подходить 350-тысячные танкеры", - пишет "Эхо".

Комментируя вопрос о возможности создания нефтяной биржи в Азербайджане, независимый эксперт Губад Ибадоглу заявил "Эхо", что нельзя сравнивать возможности Джейхана с местными портами. Поскольку в Джейхане очень развита инфраструктура, и его мощности позволяют одновременно принимать четыре танкера. "С точки зрения географического расположения наш порт уступает турецкому. Потому что Джейхан имеет выход к океану и к европейским странам и африканскому континенту, куда осуществляются крупные объемы нефтеперевозок. Поэтому у Азербайджана нет особой перспективы создания нефтяной биржи", - считает эксперт. По его словам, этот вопрос может быть рассмотрен, когда нефтедобыча и экспорт достигнет своего пика, а также если Казахстан, Россия и Иран подключатся к экспортному трубопроводу БТД. "За идеей создания биржи должна стоять реальная добыча нефти в несколько сотен тысяч тонн, а Азербайджан пока не может экспортировать даже 100 тыс. тонн".

Следует отметить, что соседние Иран и Россия также заявили о намерении организовать нефтяную биржу. Так, одной из крупных нефтяных стран в Каспийском бассейне является Иран, который располагает 130 млрд. тонн разведанных запасов сырья, или 10% всех мировых запасов. Учитывая этот факт, планы Ирана, заявившего в этом году о намерениях организовать нефтяную биржу, могут быть реализованы. По мнению Ибадоглу, эта страна имеет выход к различным рынкам сбыта этой продукции. Географическое расположение страны в непосредственной близости от таких важных импортеров нефти и газа, как Китай, Индия и Европа, определяет стратегическую важность Ирана как мирового поставщика нефти. ("Эхо")

Экономика

В январе-мае 2006 года Азербайджан импортировал 53 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму $29,69 млн. По данным Государственного таможенного комитета (ГТК), за отчетный период в структуре всего импорта республики доля нефтепродуктов составила лишь 1,78%. В то же время объем импортированного в страну нефтяного газа и других газообразных углеводородов составил 2086,6 млн. кубометров на сумму $209,62 млн., или 12,58% от общего объема импорта. При этом объем импорта в сравнении с показателем января-мая 2005 года увеличился на 56,04%. За пять месяцев текущего года общий экспорт из Азербайджана составил $2472,4 млн., импорт - $1666,1 млн. (ИА "АзерТАдж").

Руководство Всемирного банка одобрило предоставление трех новых кредитов Азербайджану на сумму порядка $100 млн. Как передает "Тренд" со ссылкой на пресс-службу банка, первый кредит в $50 млн. направлен на поддержку реформы системы здравоохранения республики. Второй - $21,6 млн. - будет использован в рамках реформы юридической системы Азербайджана. Третий - $28,5 млн. - пойдет на реформу агросектора республики, нацеленную на поддержку частных фермеров.

Министерство экономического развития (МЭР) подало иск в Азербайджанский экономический суд по международным спорам на турецкую компанию "Бармек-Азербайджан", взявшую в 2002 году в аренду сроком на 25 лет Бакинскую и Сумгаитскую электросети. По сообщению пресс-службы МЭР, причиной тому стали выявленные серьезные нарушения в деятельности компании. Одним из нарушений является то, что согласно контрактным условиям начиная с 2006 года "Бармек" должна оплачивать всю стоимость закупаемой у АО "Азерэнержи" электроэнергии. Имеются также расхождения по объему вложенных инвестиций. По заявлению компании, общий их объем составляет $291 млн., тогда как по расчетам правительства АР средств вложено намного меньше. ("Новое Время")

"30 июня ООО "Электрораспределительная сеть "Бармек-Азербайджан"" официально прекратило свою деятельность в Азербайджане, поэтому компания уже не будет отвечать на вопросы, адресованные компании созданной в составе Министерства экономического развития Ревизионной комиссией", - заявил президент компании Гусейн Арабул. По его словам, с 3 июля "Бармек" полностью прекращает свою деятельность в АР. Несмотря на это, до завершения процедуры приема-сдачи дел компания будет обеспечивать население электроэнергией, собирать плату за потребление электроэнергии и выполнять другую работу. Президент "Бармек" отметил, что зарплата сотрудникам компании будет выдаваться в период деятельности компании, и добавил, что откажется от решения этой проблемы в правовой плоскости в случае приглашения к диалогу со стороны правительства Азербайджана и ликвидации примененных в его отношении санкций: "Я не хочу, чтобы из-за "Бармека" в азербайджано-турецких отношениях возникли проблемы, но я никуда не уйду, пока не добьюсь соблюдения своих прав". ("Азери-Пресс")

Глава "Бармек" Гусейн Арабул сообщил газете "Эхо" о том, что руководство компании обратилось в Вашингтонский суд по защите прав инвесторов с иском на правительство Азербайджана. Предмет иска - нарушение прав компании, нанесение урона ее деловому имиджу, серьезное нарушение договоренности между правительствами Азербайджана и Турции о защите и поощрении инвестиций. "Нарушения этим не заканчиваются. Поскольку необоснованно арестованы 13 сотрудников компании. Правда, один из них - вице-президент компании - месяц тому назад был освобожден из-за его болезни. Кроме того, арестовываются наши банковские счета, вот уже три месяца таможенные органы не пускают в страну оборудование, предназначенное для подготовительных работ на зимний период. Задолженность абонентов первой категории перед "Бармек" составляет 100 млн. долларов. Компания не может приостановить подачу электричества абонентам, в число которых входят Бакметрополитен, АО "Азерсу" и другие крупные госорганизации. Суд уведомил о нашем иске кабинет министров и МЭР (Министерство экономического развития. - прим. ИА REGNUM) 27 июня. Пока неизвестно, когда состоится первое слушание", - отметил он. "Я больше не надеюсь на продолжение работы в Азербайджане и хочу уйти. Вместе с тем, отмечу, что в период осуществления приема-сдачи для абонентов никаких проблем не возникнет. Если они возникнут, то могут обращаться к нам. По-прежнему будут осуществляться сборы за использованную электроэнергию. Но за время составления акта о приеме-сдаче компания не будет в ответе за уровень подготовки к осенне-зимнему периоду", - сказал Арабул.

Казахстанский Bank TuranAlem закрыл свой офис в Азербайджане. Банк, офис которого в Баку функционировал с середины прошлого года, так и не смог получить у Национального банка Азербайджана представительскую лицензию, хотя представительство было зарегистрировано в Министерстве юстиции. На официальной церемонии по случаю открытия представительства Bank TuranAlem в Азербайджане, состоявшейся 24 августа 2005 года, первый заместитель председателя правления банка Йеркин Татишев сказал: "Руководство Нацбанка Азербайджана приветствовало идею создания нашего представительства в Баку и заверило нас, что в скором времени мы это разрешение получим". Однако по прошествии почти года этого так и не произошло. Стратегической целью Bank TuranAlem в Азербайджане было приобретение контрольного пакета акций одного из азербайджанских банков. Это было необходимо для реализации планов банка по созданию к 2010 году единого банковского пространства в СНГ. Bank TuranAlem сотрудничает с несколькими азербайджанскими банками, предлагая им кредиты на торговое финансирование. ("Туран")

"В Азербайджане за пять лет выявлено три золотоносных месторождения с общими потенциальными запасами золота 100,84 тонны", - сообщил главный геолог национальной службы геологоразведки Министерства экологии и природных ресурсов АР Гасан Челеби. По его словам, за последние пять лет в Азербайджане выявлено более 53 новых месторождений полезных ископаемых, из которых 3 являются золотоносными. Месторождение самородного золота Човдар расположено в Дашкесенском районе, а месторождения россыпного золота Башкенд и Курекчай - в Нахичеванской автономной республике. "Утвержденные запасы золота промышленного назначения месторождения Човдар оцениваются в 40 тонн, а потенциальные - более 100 тонн. В настоящее время ведутся переговоры с рядом иностранных компаний по завершению разведки и разработки этого месторождения", - отметил Челеби. Запасы промышленного назначения нового месторождения россыпного золота Башкенд оцениваются в 260 кг, потенциальные запасы - более 500 кг, а запасы промышленного назначения месторождения Курекчай - 140 кг, потенциальные запасы золота - 300-340 кг. Эти месторождения более просты в эксплуатации, поскольку добыча золота ведется промывкой почвы. Срок окупаемости этих месторождений составляет 1-1,5 года, сказал геолог. ("РеалАзер")

В июне Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) получила от российской компании "Газэкспорт" 325,6 миллиона кубометров газа. В целом, за 6 месяцев 2006 года из этой страны было импортировано 2 миллиарда 325,6 миллиона кубометров газа. В этом году планируется импортировать из России 4,5 миллиарда кубометров газа, из которых половина уже была получена в первом полугодии. (ИА "АзерТАдж")