В Калининградском музее Мирового океана сегодня, 1 июля, открылась уникальная экспозиция - восстановленный 30-метровый парусник XVIII века, найденный во время разработки карьера по добычи янтаря. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе музея, по данным историков, немецкий корабль потерпел крушение у берегов Самбийского полуострова во второй половине XIX века, затем его полностью затянуло песком. На парусник наткнулись рабочие Калининградского янтарного комбината в 2000 году, разрабатывая Приморское месторождение солнечного камня. Парусник XVIII века, найденный в песке янтарного карьера.

По предположению начальника Балтийской экспедиции Института археологии РАН Владимира Кулакова, изначально это была торговая яхта, построенная, возможно, в XVIII века. Позже, скорее всего, судно перестроили в сухогруз. Судя по всему, корабль потерпел крушение вблизи поселков Кракстепеллен и Пальмникен (ныне Синявино и Янтарный Калининградской области) в период с 1866-го по 1868 год, поскольку, как свидетельствуют хроники, именно в эти годы зимой наблюдались сильнейшие штормы. В пользу версии, что катастрофа произошла в указанное время, говорит и тот факт, что местное население разграбило судно - разобрана была даже палуба. Между тем, вряд ли законопослушные пруссаки осмелились бы на подобное, если бы уже действовал закон от 1874 года, запрещающий жителям Востоной Пруссии притрагиваться к погибшим кораблям, - продолжил Владимир Кулаков.

В 2000 году фрагменты судна были привезены в музей Мирового океана, где началось восстановление парусника специалистами московского ООО "Ресцар" при Ассоциации реставраторов России. Сборке корабля в выставочном зале предшествовали две предварительные сборки на открытой площадке - для уточнения назначения отдельных деталей и их места в конструкции судна. Сложность работ по восстановлению корабля в том, что вес и размер отдельных фрагментов весьма значителен (металлические детали весят в общей сложности 300 килограммов), а пространство выставочного зала - ограничено. Но реставраторам удалось соединить детали с использованием только имеющихся отверстий, сохранив целостность археологической древесины, - отметили в пресс-службе музея.

В России пока нет памятников деревянного судостроения периода XVII-XIX веков таких размеров, - уточнил представитель музея.