Вопрос о незаконной прослушке телефонов российской правительственной делегации во время визита в Эстонию в Комитете по безопасности Госдумы РФ закрыт. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в аппарате данного комитета. После того, как депутат Николай Леонов (фракция "Родина"), инициировавший запрос по этому поводу в МВД и ФСБ, получил ответ, этот вопрос больше не рассматривался в комитете, новых мер по борьбе с нелегальным прослушиванием комитетом не предлагается, сказал корреспонденту ИА REGNUM помощник Леонова.

Напомним, что в конце прошлого года Комитет по безопасности Госдумы направил в МВД и ФСБ запрос о деятельности на территории России и в отношении российских граждан за рубежом американской детективной фирмы "Kroll Associates". Запрос был направлен в рамках протокольного поручения нижней палаты. В СМИ неоднократно звучала информация о том, что сотрудники фирмы прослушивали разговоры российской делегации во главе с премьером Михаилом Фрадковым во время визита в Эстонию в 2004 году.

Вместе с тем, законодательная инициатива депутатов, если она все же появится, должна будет касаться более серьезной защиты от "прослушки" далеко не только первых лиц страны, олигархов и их окружения. Корреспонденту ИА REGNUM удалось переговорить с недавно уволившимся в запас сотрудником правоохранительных органов, по долгу службы имевшим отношение к проблемам защиты информации. На условиях анонимности он рассказал о том, что буквально за последний год технологии массовой прослушки мобильного эфира в мире значительно подешевели и получили хождение в России.

Как пояснил источник, существует два основных типа шифрации разговоров по мобильным телефонам в формате GSM - один более простой для взлома, другой - более сложный. Еще несколько лет назад устройство, способное отслеживать не более 16 мобильных абонентов со сложным типом шифрации, стоило на мировом рынке до полумиллиона долларов. Однако затем усилия объединили криптографы Израиля и США, разбросанные по миру бывшие сотрудники крупнейших советских оборонных предприятий, менедждеры из ЮАР и производители из Юго-Восточной Азии. Результатом стало создание портативного (вес всего 12 килограмм) прибора, позволяющего одновременно прослушивать до 10 000 мобильных линий и стоящего всего около 50 тысяч долларов. Причем этому "чемоданчику" подвластен и простой, и сложный тип шифрации. Он успешно находит "дыры" в защите модемов сотовой связи, результатом чего стал, в частности, недавний скандал с прослушкой премьера Греции - там, как предполагают эксперты, была применена как раз эта новая технология.

По данным источника, совершенствование технологии прослушки снимает и проблему поиска нужного абонента. Дело даже не в том, что хакеры за последние годы несколько раз крали базы данных абонентов крупнейших российских мобильных компаний. Теперь можно обойтись и без их услуг - достаточно иметь аудиозапись нужного голоса. Новая технология позволяет найти голос абонента менее чем через минуту после его выхода в сеть. Частая смена СИМ-карт - излюбленный прием российских бизнесменов - тоже в этом случае, естественно, не поможет.

Самый тревожный момент, по словам бывшего сотрудника правоохранительных органов, состоит в том, что относительная дешевизна и возможность серийного выпуска нового устройства прослушки практически гарантирует его попадание в руки криминальных структур. Ни для кого не секрет, что при подготовке заказных убийств и других громких преступлений, например, киднэппинга, прослушка использовалась и десять, и пятнадцать лет назад. Однако теперь криминал получает возможность сканировать практически весь мобильный эфир, а там можно найти все - нужные шифры, ПИН-коды банковских карт, информацию о планах ведущих корпораций, политиков, массу сведений о частной жизни интересующих их людей. Все это позволяет говорить о новом витке развития организованной преступности. По мнению источника, в России начался процесс формирования криминальной системы слежения, аналогичной СОРМу (системе оперативно-розыскных мероприятий правоохранительных органов), для борьбы с чем, как считает источник, силовикам катастрофически не хватает как технологической, так и политической поддержки.