Виктор Якубян: США - Азербайджан - Карабах. Шах Тегерану и Армения на прикупе
Прежде чем обратиться к текущей ситуации, сложившейся в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, претендующего на определение "мирное", обратимся к некоторым нюансам поведения России, поскольку далее о роли Москвы будет говориться ровно настолько, насколько она проявляется.
Неожиданности не произошло и не могло произойти. Российская политика придерживается железного правила в отношениях с Арменией и Азербайджаном. Создан искусственный баланс, который планомерно превращается в баланс действительный. Все верно - вместо того, чтобы снижать уровень взаимоотношений с Арменией до уровня отношений с Баку - то есть прекратить всякое их наполнение смыслом, российской стороной предпринимается попытка поднять планку отношений с Баку. Потери предсказуемы - планка остановится где-то посередке. Российская политика будет сбалансирована, однако ни российско-армянские, ни российско-азербайджанские отношения стратегическими являться не будут. Данное во всех смыслах рациональное поведение России уже привело к совершенно конкретному повороту событий. Вездесущий Вашингтон буквально взял бразды правления в карабахском урегулировании и хозяйничает в посредническом формате. Потеря ли это для России? С выводами спешить не стоит. Как отметил в свое время один российский эксперт: "Не факт, что сила, которая разберется с проблемами на Кавказе, будет и далее там хозяйничать. Она может оставить результаты оппоненту!".
Между тем США спокойно берут инициативу в решении этого наиболее острого межнационального конфликта на Южном Кавказе в свои руки. Рискнем предположить, что оставлять результаты своей миссии Москве они тоже не планируют. Более того, по мнению ряда экспертов, усилиями Вашингтона провален также европейский проект решения конфликта, который они в свое время (во время встречи Кочарян-Алиев во Франции) не протолкнули путем должного давления на стороны. Даже при ошибочности данной версии, факт остается фактом: назначенный лишь несколько дней назад новый сопредседатель Минской группы
Добровольный возврат территорий, занятых в результате боевых действий, восстановление коммуникаций, которые свяжут Азербайджан с Нахичеванью, приток азербайджанцев в наиболее плодородные и выгодные со стратегической точки зрения населенные пункты НК - это все, о чем, по мнению Брайзы, мечтал народ Армении и Нагорного Карабаха за эти многие годы. Видимо, по мнению американского функционера, именно его приход в миссию и ознаменовал удобный момент для начала осуществления данного плана, о чем он без излишней скромности и заявил. Более того, чтобы армянское население Нагорного Карабаха вдруг чего доброго не сорвало американскую инициативу, а, видимо, и по другим соображениям, в регион планируется ввести иностранные войска. Это при том, что режим перемирия с момента прекращения боевых действий здесь поддерживается исключительно за счет баланса сил. По всей видимости, в роли хранителей мира Брайзе видятся отличившиеся в Ираке и Афганистане грузинские и украинские голубые каски. С украинцами все ясно, Киев готов к миссии в Карабахе хоть завтра, о чем неоднократно и заявлял, а вот с грузинской стороной проблема, видимо на все горячие точки, которые США успешно плодят по миру, грузинских касок уже не хватает. Но и это продумал Госдеп - Брайза молниеносно наносит визит в Тбилиси и советует грузинской стороне развивать свой миротворческий потенциал - не отставать, так сказать, от пульса планеты.
Рискнем предположить, что представитель США
Что касается промежуточного статуса, который, судя по словам Брайзы, будет действовать до "какого-то этапа", а, по мнению аналитиков, до тех пор, пока
Провалы в памяти американского посредника до того не понравились Еревану, что он пригрозил вывести на свет божий все документы, обсуждавшиеся на переговорах в течение последних 7-8 лет, в частности, "проект соглашения по принципу "общего государства", документы, обсуждавшиеся в Ки-Уэсте и в Бухаресте". Что бы это могло дать? По всей видимости, абсолютно ничего. Переговоры на данном этапе идут по принципу "против лома нет приема", и в Ереване это прекрасно осознают. Целью данного заявления было предварить общественную реакцию в Армении, которая могла бы возникнуть после слов Брайзы. С той же целью, Ереван раскрыл договоренность между президентами по планируемому в Карабахе референдуму, а также факт существования разночтений между ними относительно "ликвидации последствий вооруженного конфликта". Как оказалось, по последнему вопросу Ереван дал согласие, а Азербайджан пока нет. Видимо, сумма слишком велика.
Тем не менее, армянская сторона заявляет, что "представленные сопредседателями МГ ОБСЕ принципы, по большому счету, являются серьезной основой для продолжения переговоров" и выражает готовность продолжать их. Что нервирует политиков в Армении, так это "изменчивость позиций Баку" и перманентные угрозы решить конфликт военной силой. "Независимо от размеров своего военного бюджета, Азербайджан никогда не сможет принудить народ Нагорного Карабаха отказаться от права на свободу и самоопределение", - заявляет по этому поводу МИД Армении.
Примечательно, что армянское внешнеполитическое ведомство оставляет практически без внимания "доброжелательные" "намеки" Мэтью Брайзы о связи карабахского конфликта с армяно-турецкими отношениями, что, по его словам, и мотивирует посредническую тактику Вашингтона, а также демократическом застое в Армении - застое в сравнении с положением дел в Азербайджане. У наблюдателей все еще остаются сомнения, что Брайза мог просто перепутать эти две страны в силу своей неопытности на новом посредническом поприще, ведь он не мог не ознакомиться с докладами дюжины американских правозащитных организаций, придерживающихся в данной градации кардинально иной точки зрения. Хотя, с другой стороны ему-то как заказчику этих отчетов лучше знать, где в них - правда, а где вымысел. Да, это и не важно.
В сухом остатке данной истории имеем максимально раскрытую позицию Армении, что и являлось реальной, неподдельной целью американского посредника. Смена сопредседателя МГ ОБСЕ от США была ничем иным, как стартом новой тактики американской дипломатии в данном вопросе. США перешли от акцентированного уговаривания к акцентированному давлению. Причем вектор нажима направлен именно на Армению, поскольку на Баку давить в данном вопросе - бессмысленное занятие. Азербайджан перестал что-то решать в Нагорном Карабахе сразу после подписания соглашения о прекращении огня, положившего начало почти пятнадцатилетнему статус-кво. Вот посредник от США и решил встряхнуть армянское поле, посмотреть, чем народ дышит. Времени у него явно в обрез - на носу выборы в Сенат США. Миссия же Баку в данной ситуации заключается в озвучивании угроз и действительном наращивании военного потенциала, чтобы угрозы эти воспринимались Ереваном со всей ответственностью. Команда
Американский подход насколько безальтернативен, настолько и примитивен. Сегодня практически не остается никаких сомнений в том, что определенные детали данного плана согласованы с Москвой. Отсюда и то беспечное спокойствие, с которым наблюдают за ситуацией из Кремля. Это не одобрение активности США - вовсе нет, это четкое понимание того, что не выгорит. На карту поставлена судьба Армении и ее руководства. Это и можно считать итогом так называемой политики комплементаризма или взаимодополняемости, которую вела Армения. При такой политике, в конце концов, приходится просто верить, что и США, и Россия примут и поймут ее и не сделают страну предметом банального торга. Так и получилось, Армении остается уповать, что дав добро на возврат территорий и ввод международного контингента, она не получит "Косово", дав добро на возврат азербайджанцев и повторный референдум, она не получит "Косово" и т.д.
Что же Россия.... Видимо, она по должному оценила стремление Армении не класть все яйца в одну корзину и считать карабахский конфликт уникальным в своем роде. Это вполне укладывалось в планы российской стороны по возможности отделять мухи от котлет.