Иван Серник. Оранжевая коалиция и оппозиция: две Украины
Итак, утром 22 июня (дата-то какая!) "оранжевая" коалиция в составе "
Особую радость по знаменательному поводу излучали темные глаза
Известие оказалось неожиданным для депутатов-"регионалов", которые до конца надеялись на создание широкой коалиции с "Нашей Украиной". Явное уныние и растерянность, царившие в зале среди сторонников
Там же, в оппозиции, уже традиционно за годы Независимости, позиционировали себя и коммунисты, при голосовании поддерживающие с начала работы новой Верховной рады инициативы "бело-синих", но при этом заявляя о своем дистанцировании от них. Лидер
Можно с уверенностью говорить, что решающую роль в новом объединении героев Майдана сыграл президент
По коалиционному соглашению, то один, то другой пункт которого с каждым днем всплывает на поверхность, большинство мест в правительстве Тимошенко получат ее сторонники и сторонники "Нашей Украины", не считая квоты президента, на которую покушались "коалицианты", но которая пока остается "священной коровой". В компетенции главы государства осталось и назначение губернаторов. Несколько министерских портфелей получат социалисты, что далеко не соответствует их первоначальным планам. Еще далеко не согласована кандидатура на должность спикера Верховной рады, что и породило очередной перенос работы парламента на 27 июня. "Оранжевые" переговорщики движутся медленно: от согласования к согласованию, предпочитая решать спорные вопросы постепенно. Пока кандидатов на пост главы парламента два и оба от "Нашей Украины": умеренный хозяйственник
СПУ также получит несколько министерских портфелей, хотя, ключевой для социалистов пост министра внутренних дел может быть утрачен. Вообще, предложенные места далеко не отвечают первоначальным амбициям "оранжевых левых".
Вообще, "оранжевые" во главе с Тимошенко после первого провала получили уникальный для истории второй шанс поуправлять страной. И Украине снова нужно готовиться к тяжелым временам. Тимошенко показала себя пламенной революционеркой, а не успешным менеджером. Ее премьерство ознаменовалось тяжелейшей стагнацией и разруливанием экономики, с которой вождица БЮТ поступает по своему усмотрению. Уже ее первые заявления (еще не будучи даже выдвинутой на должность главы Кабмина) о пересмотре газовых договоренностей с Россией, грозят еще более жесткой газовой войной, чем зимой прошлого года, с судами, всеевропейским резонансом и вмешательством США, пообещавшим Киеву свою помощь в случае газовых недоразумений с Россией. Вместе с бескомпромиссной борьбой с чужими олигархами, реприватизацией и прочими изысками, она едва ли выведет экономику страны на светлый путь. В ее команде нет крупных экономистов и менеджеров, что, кстати, является "ахиллесовой пятой" "оранжевой" команды в целом. В нынешней ситуации Тимошенко будет трудно принимать непопулярные решения, чтобы не потерять реномэ защитника простых украинцев, а на популистские шаги средств явно не хватит (заложенный правительством Януковича запас и "Криворожсталь" проели еще в прошлом году). Так что ее положение с учетом экономических реалий сегодняшнего дня, которые хуже, чем в 2004 и 2005 годах нельзя назвать легким.
Подавлящее большинство политиков и политологов поэтому предрекают скорый распад "оранжевой коалиции", и называют даже срок - осень. Живучесть коалиции, безусловно, зависит от социально-экономического положения в стране. Однако определяется не только этим, а еще и способностью "стаи товарищей" преодолевать внутренние конфликты. В таком случае экономические причины могут стать только поводом к развалу, и голосование по какому-либо спорному вопросу в парламенте может похоронить большинство в любой момент.
Что касается "регионов", то у них также есть немало своих проблем, но несколько иного рода. Прежде всего, они никак не могут приспособиться к роли оппозиции. Многие, кто входит во фракцию Партии регионов, всегда были при власти: будь то региональная (губернаторы, председатели облсоветов, их замы), или центральная (премьеры, вице-премьеры, министры). В прошлые годы им удалось не только порулить, но и "подерибанить" собственность. В оппозиции они чувствуют себя совсем неуютно, что часто служит поводом для насмешек со стороны оппонентов, которые даже пообещали подготовить им методичку, как вести себя в новых условиях. Пока "регионы" не могут найти себя в оппозиционной нише и стать силой, способной испортить жизнь власти. Ущербным оказался и способ добиваться поставленных целей. Многие "регионалы", крупные и успешные бизнесмены, экс-чиновники, перенесли из бизнеса и структур власти кучмовской закваски метод "решать проблемы" с посиделками в узком кругу, откатами и т.д. В нынешних условиях политически структуированного парламента прошлый опыт оказался неприемлемым. "Регионы" сразу отдали инициативу "Нашей Украине". Пойдя на беспрецедентные уступки в переговорах с партией Ющенко, "бело-синие" оказались в "луже". Кстати, Тимошенко не раз обвиняла противоположный лагерь в попытках подкупа "оранжевых" "чемоданами с деньгами".
Большим минусом Партии регионов остается нехватка ярких, энергичных, красноречивых депутатов в своих рядах. Кажется, с начала работы парламента Янукович не выступил в сессионном зале ни разу, оставаясь немым символом партии, в то время, как Мороз, Тимошенко и Бессмертный говорили много и по любому поводу. В критические моменты чувствуется, как некому взять "игру на себя", повести за собой депутатскую массу. Вместе с серьезными объективными причинами, фактически победившие на парламентских выборах "регионы" были оттеснены от кормила власти.
В этом, правда, можно увидеть и положительные моменты. Провал переговоров с "оранжевыми" заставит "бело-синих" крепить ряды и более последовательно противостоять власти. К этому их побуждает и само развитие общественных настроений на юго-востоке, году усиливается радикализация взглядов - благодатной ниве для
Главной, можно сказать, вселенской бедой создания "оранжевого" большинства и оппозиции остается непреодолимый раскол Украины по географическому и идеологическому принципу. Устранение от управления государством могущественных промышленных элит, который может принять долгосрочный характер. В этом кроется огромная опасность для единства страны. В конце 2004 года Украина едва не распалась, но региональные элиты юго-востока сами испугались той народной волны, которую они сами подняли и предпочли отыграть назад. В ответ киевская власть не только не пытаются снять острые противоречия интересов жителей запада и юго-востока, но и всячески их разжигают, то преследованием русского языка и запретом на российские книги, то высадками
Иван Серник