Госдума приняла во втором чтении два законопроекта о миграции
Москва, 28 июня, 2006, 13:15 — ИА Регнум. Сегодня, 28 июня,
В соответствии с этими изменениями упрощается порядок получения разрешений на временное проживание и на работу иностранным гражданам, которым не требуется виза для въезда в Россию, прежде всего, для жителей стран СНГ, кроме Грузии и Туркмении, с которыми у нас установлен визовый режим. Разрешение на временное проживание будет им выдаваться без учета квоты, устанавливаемой
К основаниям отказа добавляется обстоятельство, когда человек не работал в течение 6 месяцев или не получал доходов, однако, если он - учащийся дневного отделения среднего специального учебного заведения, студент вуза, пенсионер и инвалид или совокупный доход его семьи не ниже прожиточного минимума, установленного в данном суъекте Федерации, то ему не может быть отказано в выдаче разрешения на временное проживание. Одна из главных новаций, по мнению авторов законопроекта, заключается в упрощенном порядке учета иностранного гражданина, получившего такое разрешение: в течение двух месяцев после очередного года он лично подает уведомление, подтверждая свое проживание в России, в котором указывает фамилию, место проживания и работы, продолжительность трудовой деятельности в течение года и период, на который он покидал пределы страны. Вместе с уведомление мподается справка о доходах и копия налоговой декларации (либо другой документ, подтверждающий размер и источники дохода).
Аналогичный порядок устанавливается для иностранцев, постоянно проживающих в России: ежегодная подача уведомления в территориальное управление ФМС, что можно будет сделать и по почте. Законопроект запрещает запрашивать другие документы, кроме вида на жительство и документа, удостоверяющего личность. Что касается получения разрешения на работу, то оно будет выдаваться с учетом квот, если они установлены правительством. Квоты, по мнению законодателей, поддерживают "оптимальный баланс трудовых ресурсов, содействуют в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан, обеспечивают национальную безопасность". Они могут устанавливаться в зависимости от профессии, специализации, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения. Как следует из проекта, правительству с учетом региональных особенностей рынка труда и приоритета для российских граждан дается полномочие ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников в различных отраслях экономики. В связи с этим оно должно определить срок для приведения работодателем в соответствие с ней численности своих работников "с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора". Для того, чтобы получить разрешение на работу, нужно будет подать заявление (можно через доверенное лицо или работодателя), паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, квитанцию об оплате госпошлины. Заявление должно быть рассмотрено, а решение о выдаче разрешения или об отказе должно быть принято в течение 10 дней. Отказ также можно будет обжаловать в суде или ФМС РФ. Отметим, что если человек получает разрешение на работу более, чем на 90 дней, ему придется представить справки об отсутствии инфекционных заболеваний, ВИЧ-инфекции, наркомании в течение 30 дней после получения разрешения.
Упрощается порядок привлечения трудовых мигрантов для работодателей, для которых отменяется требование получать разрешение на привлечение к работе иностранных граждан, но надо будет уведомить об этом территориальное управление ФМС и службу занятости субъекта РФ. Стоит заметить, что форма и порядок подачи такого уведомления в законопроекте не прописана, этот вопрос отнесен к ведению правительства. Законопроект "О миграционном учете" распределяет функции учета мигрантов между органами государственной и муниципальной власти, а также юридическими лицами. Иммиграционный контроль включает три части: при пересечении государственной границы России, при изменении места жительства, а также по месту пребывания. Предлагается закрытый перечень персональных сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства, фиксируемых в информационно-миграционном банке данных. Порядок защиты, пополнения, доступа к этой информации отнесены к ведению правительства РФ.
Кроме этих законопроектов правительство РФ внесло в Госдуму поправки в кодекс об административных правонарушениях, которые усиливают ответственность как работодателей, так и работников за нарушения порядка привлечения к трудовой деятельности мигрантов.