Стратегия развития Калининградской области будет вырабатываться совместно с представителями федерального центра
Весь мир, 27 июня, 2006, 16:36 — ИА Регнум. Рассмотрение новой редакции Концепции стратегии развития Калининградской области состоялось на совещании в Министерстве регионального развития РФ в Москве. Документ представил министр экономики Калининградской области, руководитель администрации Особой экономической зоны
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, представленная новая редакция радикально отличается от прежней, ориентированной на представление конкретных планов развития отраслей. В нынешнем варианте представлено только стратегическое видение перспектив развития региона в целом. По словам Феликса Лапина, горизонт стратегического планирования при этом составляет 25 лет, то есть совпадает с периодом действия режима особой экономической зоны на территории области. В то же время он отметил, что вступление России в
Одним из ключевых положений Концепции, заявил Лапин, является повышение конкурентоспособности Калининградской области среди европейских регионов. "Сравнение с основными конкурирующими центрами показывает, что кроме дешевой рабочей силы, к сожалению, больше инвесторам нам предложить нечего", - констатировал он. Между тем, в Концепции обозначены такие цели социально-экономического развития как интеграция в формирующиеся рынки Балтийского региона и ЕС, технологическая модернизация экономики области, модернизация системы расселения и качественное улучшение инфраструктуры жизнедеятельности.
Отметив, что в настоящее время по такому показателю, как ВРП на душу населения, Калининградская область значительно уступает сопредельным государствам, он констатировал, что это свидетельствует о низкой производительности экономики региона. Однако, подчеркнул Феликс Лапин, "это говорит от том, что в регионе имеются возможности для экономического роста, и задача стратегии - выявить эти источники". Значительно отставание по показателям качества жизни, по мнению главы регионального министерства экономики, может быть компенсировано за счет реализации приоритетных национальных проектов.
В Концепции зафиксированы две группы системных ограничителей развития - институциональные и инфраструктурные. К первым относятся: неопределенность перспектив долгосрочных отношений России и ЕС, непроясненность статуса Калининградской области в рамках этих отношений, старение населения региона и несоответствие его квалификационного качества приоритетам развития (в настоящее время до 20% работоспособного населения вовлечены в приграничную торговлю) и др. Ко второй группе ограничителей отнесены: отсутствие согласованной системы технических регламентов и контроля качества, блокирующее выход калининградской продукции на рынки сопредельных государств, а также рассогласованность нормативной базы инвестиционного климата в отношениях с регионами-соседями, дефицит энергоресурсов и транспортные ограничения.
На последних Феликс Лапин остановился особенно подробно. По его словам, отсутствие на ее территории скоростных трасс лишает Калининградскую область возможности интегрироваться в транснациональные транспортные коридоры (в настоящее время действует 277-километровый обход Калининградской области по территории других государств), затрудняет доступ к рекреационным зонам, вызывает недогрузку портовых мощностей. В общей сложности области необходимо построить 700 км современных дорог, отметил Лапин. Кроме того, он сообщил о переговорах, ведущихся администрацией области с
Основным приоритетом социально-экономического развития области, согласно Концепции, должно стать развитие кластерных групп. В частности, предполагается, что к 2031 году отраслевая структура выпуска продукции в регионе изменится за счет увеличения доли транспортно-логистической, пищевой, и туристско-рекреационной составляющей.
Значительное место в презентации Концепции стратегии развития Калининградской области было отведено констатации недостаточности внимания федерального центра к проблемам уникального эксклава. В частности, Феликс Лапин отметил недофинансирование федеральных мандатов, в том числе на содержание инфраструктурных объектов. Так, по его словам, финансирование содержание гидротехнических сооружений составляет 10-15% от потребности, что лишает область возможности полноценно развивать сельскохозяйственное производство на польдерных землях.
Если центр не уделит внимания согласованию технических требований и стандартов с требованиям ЕС, существующее на федеральном уровне видение Калининградской области как экспортоориентированного региона не сможет реализоваться, подчеркнул он.
В связи с этим в состав Концепции включены предложения по разграничению зон компетенции федерального и регионального уровней власти по реализации основных приоритетов развития региона.
В состав Концепции также входят вероятные сценарии взаимодействия Российской Федерации и ЕС применительно к Калининградской области, предполагающие интеграцию региона в европейское транспортное и информационное пространство, развитие видов деятельности, ориентированных на мировые рынки, модернизацию городской среды, модернизацию системы государственного управления, развитие человеческого капитала и подъем качества жизни.
"Калининградская область должна стать пилотным регионом, в котором будут отрабатываться общие для России и
В обсуждении Концепции стратегии развития Калининградской области приняли участие эксперты, представители федеральных и региональных органов власти.
В частности, директор
Советник департамента культуры Минкультуры России
Директор
Как сообщил Феликс Лапин, параллельно работе над стратегией развития области в целом ведется работа над стратегиями социально-экономического развития муниципальных образований, включая Калининград. По его словам, планируется, что эти стратегии будут интегрированы в единый документ.
Резюмируя состоявшееся обсуждение, председательствующий на совещании заместитель министра регионального развития России
Как было отмечено на совещании, в декабре 2006 года планируется рассмотрение социально-экономического развития Калининградской области на заседании