Сегодня, 27 июня в Верховном суде Башкирии продолжится слушание уголовного дела в отношении бывшего директора института проблем сверхпластичности металлов (ИПСМ) РАН Оскара Кайбышева, передает корреспондент ИА REGNUM.

На вчерашнем заседании защита ученого подала два ходатайства. В первом адвокаты профессора просили не приобщать к материалам дела представленные на прошлом заседании материалы, полученные следствием в период судебного процесса, которые подтверждают перечисление финансовых средств на личный счет Оскара Кайбышева в одной из зарубежных стран. Деньги были перечислены зарубежной фирмой, которой, как предполагается, подсудимый передал технологии, в отношении которых установлен экспортный контроль. Согласно данным доказательствам сумма денежных средств на наличных счетах Кайбышева превышает 1 млн. долларов. Ходатайство не удовлетворено и финансовые материалы приобщены к делу.

Второе ходатайство содержало требование прекратить уголовное преследование ученого по статьям 160 (Присвоение или растрата) и 327 (Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) УК РФ.

Адвокат Людмила Кулакова рассказала суду о том, что 3 марта 2005 года она получила ответ из прокуратуры Башкирии о том, что уголовное преследование по указанным статьям в отношении профессора прекращено. Правда, за день до этого работники прокуратуры вручили ей постановление лишь о частичном снятии обвинения по этим статьям по двум эпизодам на сумму чуть более 100 тысяч рублей. После этого, сумма, инкриминируемая профессору в уголовном деле, составила 3,5 млн. рублей.

Как предполагается, эти деньги бывший директор ИПСМ переводил на счета фирм-однодневок, и таким образом "отмывал" институтские деньги. Судья Ильдар Агадуллин посчитал постановление прокуратуры, выданное 3 марта 2005 года, технической ошибкой и ходатайство не удовлетворил.

Напомним, уголовное дело в отношении Кайбышева возбуждено 29 марта 2003 года, когда в уфимском аэропорту в ходе спецоперации УФСБ были задержаны сотрудники южнокорейской фирмы "ASA", у которых изъяли чертежи и несколько компакт дисков, с данными, на которые распространяется экспортный контроль.

Академику было предъявлено обвинение в незаконной передаче технологий двойного назначения, в подделке документов, в злоупотреблении служебными полномочиями, в растрате и в разглашении государственной тайны. Правда, последнее обвинение в ходе следствия с ученого снято.