20 июня на совместном заседании комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике и комиссии по перспективному развитию и градостроительству обсуждался проект постановления "О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 63 Градостроительного Кодекса Российской Федерации".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, по словам депутата Александра Милявского (фракция "Единая Россия"), согласно статье 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов осуществляется уполномоченным федеральным органом. В соответствии с постановлением правительства РФ от 1 февраля 2006 года №54 федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственный строительный надзор, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Этим постановлением также были установлены критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным. К ним, в частности, были отнесены объекты высотой более 75 метров, а также объекты с количеством подземных этажей более одного. Таким образом, функции по надзору за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом особо опасных, технически сложных и уникальных объектов фактически изъята у органов исполнительной власти города Москвы и передана Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, пояснил депутат.

Строительство подобных объектов ведется в столице на протяжении многих лет, отмечалось на заседании. В настоящее время строится более 200 высотных и уникальных объектов. К уже существующим уникальным объектам относятся Храм Христа Спасителя, комплекс Старого Гостиного двора, торгово-рекреационный комплекс на Манежной площади, Большая спортивная арена в Лужниках, здание Большого театра, здание библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова и другие. В Москве государственный строительный надзор за такими объектами осуществляется комитетом государственного строительного надзора города Москвы; в этих целях создано специализированное подразделение по надзору за уникальными и высотными объектами. Кроме того, существует Управление инструментального контроля и геодезии, которое оснащено уникальным оборудованием, позволяющим производить необходимые измерения и испытания при высотном и уникальном строительстве.

Принятие постановления правительства РФ №54 может привести к тому, что такие объекты останутся без надзора, констатировали участники заседания. Это может произойти, поскольку потребуется время на создание специального структурного подразделения в составе управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, которое еще нужно обеспечить штатом, техническими средствами диагностики и контроля. Отсутствие качественного государственного надзора за высотными и уникальными объектами может повлечь снижение их прочности, устойчивости и надежности как в процессе строительства, так и при эксплуатации, вплоть до создания аварийных ситуаций, подчеркивалось на заседании.. Проектом законодательной инициативы предлагается вернуться к ранее существовавшему порядку, при котором государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте высотных, большепролетных, нестандартных объектов осуществлялся уполномоченным органом города Москвы.

Принятие проекта законодательной инициативы позволит оптимизировать государственный строительный надзор, рационально разграничить полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти столицы, отмечали участники заседания. По итогам было рекомендовано предложить проект законодательной инициативы для принятия в первом чтении.