В России на сегодня стратегии и программы социально-экономического развития территорий имеются у 64 регионов. При этом ни одна из них полностью не удовлетворяет соответствующим требованиям. Об этом говорится в аналитическом докладе экспертов аудиторско-консалтинговой компании ФБК, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По мнению экспертов, реализация концепции межбюджетного выравнивания, выразившаяся, в том числе, и в обязательном требовании о наличии региональной программы социально-экономического развития, соответствующей Типовому макету, привела к излишней формализации в подготовке региональных стратегий и программ. В результате наличие стратегий и программ объясняется, прежде всего, тем, что это требуется для получения трансфертов из федерального бюджета.

При этом наличие или отсутствие программ и даже уровень их научной проработки на сегодняшний день практически не влияют на динамику экономического развития регионов и свидетельствует о необходимости серьёзного реформирования стратегий и программ как инструмента реализации эффективной экономической политики. Анализ региональных программ развития показал, что большинство из них разработано в соответствии с Типовым макетом. Нетиповые стратегии подготовили всего 11 регионов: Калининградская, Камчатская, Омская, Томская, Сахалинская Курская, Ярославская области, Красноярский край, республики Алтай и Удмуртия и Санкт-Петербург. Остальные стратегии либо полностью сделаны "по шаблону", либо Типовой макет взят за основу.

На основе анализа стратегий и программ развития позволил экспертам сформировать перечни наиболее и наименее качественных стратегий и программ развития. Так в перечень регионов с наиболее качественными программами развития вошли Калининградская, Камчатская, Сахалинская, Курская, Ярославская области, Красноярский край, Республика Алтай, Удмуртская республика и Санкт-Петербург.

Наименее качественные стратегии развития у Амурской, Кемеровской, Нижегородской, Владимирской, Саратовской и Тульской областей, республик Дагестан, Коми, Башкирия, Кабардино-Балкария и у Хабаровского края.

Данные перечни являются результатом качественного сравнительного анализа, проведённого экспертами ФБК по уровню научной обоснованности, проработанности, оригинальности региональных программ развития.

По мнению авторов исследования, технология подготовки программ, ключевым элементом которой является соответствие Типовому макету, предопределяет появление достаточно формальных документов. Таких стратегий и программ в настоящее время большинство. Но даже если удаётся подготовить качественно более хорошую программу, по всем правилам и неформально, это также не гарантирует её востребованность и, соответственно, положительное влияние на динамику экономического развития. Текущие проблемы заставляют уходить от средне- и долгосрочных приоритетов. Мероприятия, намеченные в программах, всё больше расходятся с текущими планами, преимущества стратегического развития нивелируются.

Чтобы изменить такое положение, необходимо изменить само отношение к документам стратегического характера, которые реально должны стать руководством к текущим планам; повысить уровень научной проработанности стратегий и программ, считают эксперты.

Аудиторско-консалтинговая российская компания ФБК основана в 1990 году. С 1995 года ФБК входит в одну из ведущих мировых аудиторских сетей PKF, объединяющую около 380 национальных аудиторско-консалтинговых компаний, работающих более чем в 119 странах и использующих единые методики и стандарты качества.