На совместном заседании комиссий Московской городской Думы по науке и образованию и по межнациональным и межконфессиональным отношениям были рассмотрены вопросы миграционной политики и образования столицы.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко (фракция "Единая Россия") подчеркнул, что проблемы развития этнокультурного образования в Москве, обучения детей мигрантов сегодня крайне важны, особенно с учетом того, что количество приезжающих в город мигрантов увеличивается. Ряд школ посещают ученики, плохо владеющие русским языком, поэтому их обучение и в целом социальная адаптация затруднены, отметил депутат. Нередко жители микрорайонов высказывают недовольство существованием школы с этнокультурным компонентом, усматривая в этом ущемление прав других национальностей. С этим неприятием жителей тоже приходится считаться при реализации программ, касающихся интеграции детей мигрантов в образовательную среду города, констатировали участники заседания.

Заместитель председателя комиссии по науке и образованию Татьяна Потяева (фракция "Единая Россия") отметила, что в Москве действуют школы и детские сады с этнокультурным компонентом. В соответствии с городским законом об общем образовании учреждения с этнокультурным компонентом образования рассматриваются как один из видов государственных образовательных учреждений. Вопросы, связанные с развитием этнокультурного образования постоянно находятся в поле зрения департамента образования; в частности, департамент участвует в реализации мероприятий городской целевой программы "Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия". Одной из задач программы является создание условий для удовлетворения национально-образовательных запросов обучающихся, включая право на изучение родного языка. Однако сегодня, по мнению участников заседания, необходимо менять ориентиры, искать новые подходы в решении данных проблем.

Заместитель руководителя департамента образования Юрий Горячев сообщил, что из 4 тыс учебных заведений города 130 имеют этнокультурный компонент. Опыт их деятельности признан позитивным, но сегодня необходима смена акцентов, в связи с чем разрабатывается новая концепция этнокультурного образования. По словам Юрия Горячева, решено ввести своего рода этнокультурное просвещение, помогающее мигрантам не только сохранить свои корни, но также узнать российскую культуру, воспитывающее уважение к московским традициям, что должно способствовать успешной интеграции в столичном мегаполисе. При этом необходимо знать русский язык. Юрий Горячев попросил депутатов законодательно установить, что независимо от статуса пребывания мигрантов на территории столицы их детям обеспечивается равный с другими московскими детьми доступ к дошкольному, начальному, среднему, профессиональному образованию и социальному обеспечению в образовательных учреждениях города.

Комиссия поддержала деятельность департамента образования, в том числе создание в каждом округе города одногодичных школ русского языка для детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком и нуждающихся в социально-психологической адаптации к условиям жизни в Москве. Было решено рекомендовать правительству Москвы разработать и осуществить дополнительные мероприятия по совершенствованию квалификации педагогических и управленческих кадров в сфере межнациональных отношений и миграционной проблематики, формированию ценностей культуры мира, межнационального и межконфессионального согласия в Москве, особенно в молодежной среде.