Частная станция метро и жилье на месте промзон: московский стройкомплекс и недвижимость в СМИ
Какой москвич сегодня может позволить себе приобрести квартиру по рыночной цене? Этим вопросом задается газета "Труд" (№ 105 за 14 июня). "В Москве средняя цена квадратного метра жилья в июне перевалила за 3,5 тысячи долларов. Тем не менее, на первичном рынке столицы сейчас продается и покупается 50 тысяч квартир, на вторичном - еще 100 - 120 тысяч. Ежегодно! Интересно узнать, кто же может позволить себе выложить такие деньги за крышу над головой?" В материале "Всю жизнь копил на квартиру" Анатолий Веледницкий сравнивает стоимость жилья в Москве и уровень дохода жителей столицы с аналогичными показателями в других мировых столицах, и приходит к неутешительным выводам. "С мая 2005 по май 2006 года квартиры в Москве подорожали на 67 процентов. За это же время реальная заработная плата жителей столицы выросла в среднем на 25 процентов. В результате Москва вышла на первое место в мире по отношению уровня зарплаты к стоимости жилья. В Нью-Йорке минимальная стоимость квадратного метра жилья эконом-класса составляет около 65 процентов от месячной зарплаты, в Лондоне - 90, в Токио - 140. Москва переплюнула даже Токио. Стоимость квадратного метра по отношению к зарплате составляет 500 процентов. Пять месячных зарплат". По данным, которые приводит "Труд", средняя стоимость1 кв.м жилья в России - 510 долларов (13,7 тыс. руб.), средняя зарплата в России - 375 долларов (10 тыс руб.); средняя стоимость 1 кв.м. в Москве - 3331 долларов, средняя зарплата в Москве -650 долларов (18 тыс руб.); средняя стоимость 1 кв.м в Испании - 2820 долларов, средняя зарплата в Испании -1920 долларов; средняя стоимость 1 кв.м в Берлине - 3000 долларов, средняя зарплата в Германии - 4000 долларов; средняя стоимость 1 кв.м в Нью-Йорке - 3500 долларов, средняя зарплата в Нью-Йорке- 5500 долларов. "Почему в США квадратный метр доступен, а у нас нет? Один из вариантов ответа на эти вопросы можно сформулировать так: беда в том, что цена квадратного метра и происхождение денег, которые за него платят, нашу власть не интересуют. В результате криминальные деньги становятся фундаментом, на котором как на дрожжах растут цены на недвижимость в столице российского капитализма", констатирует газета.
Что является причиной такого бурного роста цен, сдержать который не может ни рынок, ни "административный ресурс"? "Известия" выяснили, кому достаются сверхдоходы от строительного рынка Москвы", сообщает газета в материале "Цена золотого ключика" (номер от 9 июня). "Средняя цена квартиры в обычной столичной новостройке, по данным аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости", сегодня превысила 3500 долларов за квадратный метр". По подсчетам "Известий", себестоимость строительства - 700 долларов за кв. метр, но она будет расти с учетом того, что "растут тарифы на стройматериалы, которые, в свою очередь, зависят от цен на газ, электроэнергию, нефтепродукты". Дальше на цену влияют такие факторы, как инженерные сети (300 долларов с метра), доля города (плюс 400 долларов с метра), взятки чиновникам (по 400 долларов с метра)... "Впрочем, на эту тему наши собеседники говорили крайне неохотно и просили на них не ссылаться. Заметив лишь, что самая взяткоемкая стадия - получение участка под застройку. За "хороший" участок, с минимальным количеством обременений, идет сегодня настоящая война, в которой, как известно, все средства хороши", отмечают "Известия". "Как заявил недавно куратор национального проекта "Доступное жилье" министр регионального развития РФ
А вот что касается прогнозируемого повышения цен на жилье в связи с заключением соглашения между Москвой и РАО "
Между тем, известно, чем закончилось стремление сотен граждан приобрести жилье с максимальной выгодой для себя. Проблема обманутых инвесторов по-прежнему является информационным поводом для СМИ. "Законодатели немного защитили права дольщиков", отмечает Лев Московкин в материале "Котлованы и пирамиды" ("Московская правда", номер от 10 июня). Материал посвящен законотворческому процессу, который призван урегулировать процессы в сфере долевого строительства - внесению поправок в существующий соотвествующий закон. "Закон 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 1 апреля 2005 года и после этого оказалось, что застройщикам он не катит, слишком мало возможностей привлечения денежных средств физических и юридических лиц для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Эксперты рынка недвижимости твердили, что закон повысил цены и сократил предложение жилья", сообщает газета. "По словам докладчика от банковского комитета Думы Людмилы Пирожниковой, в рамках действующего закона строится 10 тысяч домов. Поправки в действующий закон расширяют возможности финансирования строительства многоквартирных домов. <...> Во втором чтении проект поддержали 338 депутатов и 31 был против. Замруководителя фракции "
"Обманутым соинвесторам бросили соломинку", отмечает, в свою очередь, "М2 - Квадратный метр" (№23 (283) 7 июня - 13 июня). "Все чаще власти выдвигают идею о создании специального фонда, который гарантировал бы права соинвесторов строительства жилья. Аналогичную мысль высказывают и представители рынка недвижимости. Но сможет ли такой фонд защитить дольщиков на самом деле?" - задается вопросом юрист Иван Куприянов. В материале приводится ряд аргументов "за" и "против" создания подобных фондов. "Сторонники этой идеи ссылаются на успешный опыт работы системы страхования вкладов, которая призвана защищать интересы клиентов банков. Но существует ряд практических вопросов, связанных с созданием и функционированием такого фонда. Один из основных - кто станет контролировать его работу? <...> Еще более важный аспект - намерено ли государство компенсировать потери дольщиков? <...> Даже если у ненадежных компаний начнут отбирать лицензии, это не остановит различные "черные" фирмы, которые и так предполагали в определенный период времени сворачивать свою деятельность. Соответственно, никакой ответственности при этом они не несут. Так что изменится? Только то, что дольщики получат вместо своих квартир деньги. Какие суммы смогут вернуть себе соинвесторы, пока тоже не ясно..."
"Сами застройщики на словах выступают за создание фонда, но не желают нести дополнительные расходы на него", отмечает "М2". "В том случае, если фонд будет создан за счет их отчислений, нас ожидает очередное увеличение стоимости квартир. Кроме того, некоторые застройщики считают, что пресловутый закон № 214-ФЗ гарантирует права дольщиков в полной мере и никаких дополнительных мер принимать не стоит. Тем не менее, создание фонда оправдано только тогда, когда права дольщиков гарантирует не только государство, но и риэлторы, которые занимаются реализацией новостроек. В противном случае получится очередная организация, которая не способна добиться результата, но при этом требует существенных затрат".
Итак, очевидно, что пока вопросов в деле инвестирования в строительство для больше, чем ответов. Но что же тогда делать человеку, не имеющему возможности купить готовую квартиру и не желающему рисковать? Распространенным вариантом является аренды. О перспективах возрождения доходных домов размышляет Елена Вознесенская ("М2 - Квадратный метр", №23 (283) 7 июня - 13 июня). "Получившие широкое распространение в середине XIX-начале XX века доходные дома во многом решали пресловутый квартирный вопрос. Тот самый, что так болезненно сказывается на жителях Москвы и других, в особенности больших городов России. Отчего же в прошлом это было реально? И что можно сделать сегодня для возрождения былой традиции, способной частично компенсировать острую нехватку жилья?" "Активные разговоры о возрождении института доходных домов начались в конце ХХ века. Именно тогда была создана необходимая для этого правовая база. Правда, наличие соответствующих норм в законодательстве оказалось недостаточным условием. Начальник отдела аренды компании Soho Realty Александра Косарева считает, что "развитию этого бизнеса препятствуют рыночные обстоятельства. Цены на продажу недвижимости растут гораздо быстрее и существеннее, нежели арендные ставки. С каждым годом увеличивается разрыв доходности этих двух типов инвестиционных сделок. Потому сегодня инвестор, который приобретает жилье с целью получения прибыли, предпочитает перепродать объект, нежели сдавать его в долгосрочную аренду".
"Пока доходный бизнес едва ли способен стать способом извлечения огромной прибыли. 10-12% годовых - вот, пожалуй, и все, на что может претендовать потенциальный арендодатель", констатирует "М2". "В условиях баснословного, безудержного роста цен на недвижимость такие показатели, конечно, выглядят не слишком привлекательными. Впрочем, это положение характеризует сиюминутную ситуацию на рынке недвижимости. Между тем надежный бизнес рассчитывается на годы и нацелен не только и не столько на то, чтобы "сорвать банк", но и для разумного и долгосрочного вложения средств. В этом отношении арендное дело интересно хотя бы потому, что всегда востребовано". В настоящий момент ДИПС г. Москвы рассматривает пути осуществления аналогичных проектов, просчитывая их экономическую целесообразность, отмечается в материале. Как комментирует заместитель генерального директора компании "МИАН-Девелопмент" Наталья Саакянц, "Тема доходных домов достаточно часто поднимается среди участников рынка недвижимости в последнее время. Пока, конечно, это теоретические рассуждения. Однако, на мой взгляд, перспективы у данного направления есть, особенно в сегментах дорогого жилья (элита и бизнес-класс)".
Что касается строительства, то Москва по-прежнему возлагает немалые надежды на высотное строительство - в частности, проект "Новое кольцо Москвы". "Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города выделит 6 участков из адресного перечня территорий программы "НКМ" для размещения крупных гостиничных комплексов, рассчитанных не менее чем на 10 тысяч мест. Несомненно, это очень верное и давно назревшее решение. Ни для кого не секрет, что Москва испытывает дефицит в гостиничных площадях. Значительному увеличению гостиничного фонда, безусловно, будет содействовать реализация программы "НКМ". Именно она позволит выйти на запланированный уровень резкого расширения гостиничного фонда. Уже известно, что высотные гостиничные комплексы вскоре поднимутся во владении 51 на проспекте Буденного, вл. 75 на Щелковском шоссе, вл. 147 на Варшавском шоссе, вл. 67 на Молодогвардейской ул., на Балаклавском проспекте и на пересечении дублера Люблинской ул. и ул. Нижние Поля (промзона 58 "Люблино-Перерва")", сообщает газета правительства Москвы "Тверская, 13" (номер от 15 июня).
Однако скептическое отношение к новостройкам в среде экспертного сообщества и СМИ также присутствует. "Программа "Новое кольцо Москвы" снова на грани срыва", отмечает газета "Бизнес" (№ 104 (309) от 13 июня). "Массовое строительство высоток откладывается", констатирует Антон Павлов. "После увеличения столичными властями обременений по ряду проектов высоток из шести аукционов, запланированных на первое полугодие 2006 года, состоялся лишь один. В ОАО НКМ уверяют, что трудности связаны со сложностью оформления проектной документации, однако участники рынка придерживаются другого мнения. По мнению экспертов, идея чиновников о дополнительных обременениях по реконструкции близлежащих к высоткам кварталов снижает рентабельность проектов на 4-8%, в связи с чем активность инвесторов закономерно снизилась". "Из шести запланированных на первое полугодие аукционов состоялся лишь один, который не предполагал обременения в виде реконструкции квартала. Как рассказали "Бизнесу" в ОАО НКМ, планы по проведению в этом году 13 аукционов по-прежнему актуальны. "Сдвиг по датам связан с повышенными требованиями к проработке потенциальных собственников, поэтому большинство аукционов состоится в конце года",- сообщили в НКМ. По словам источника, увеличение обременений в инвестконтрактах не скажется на интересе инвесторов и активном развитии программы, но участники рынка придерживаются иного мнения", отмечает "Бизнес".
Есть определенные проблемы и на рынке жилых новостроек - в частности, в Юго-Западном округе столицы. "Ситуация на рынке новостроек юго-запада столицы складывается совершенно парадоксальная: ЮЗАО - очень хороший, интересный и перспективный для возведения жилья округ, имеющий целый ряд конкурентных преимуществ, но объемы нового строительства в нем катастрофически падают, и продолжается это в течение целого года", отмечается в материале газеты "М2 - Квадратный метр" (№23 (283) 7 июня - 13 июня). "Теперь уже ясно, что это не кратковременная тенденция, а неоспоримый факт, который вызывает удивление даже у аналитиков рынка. Ведь на протяжении всей недолгой истории российского рынка недвижимости, да и в советские времена Юго-Запад считался если не элитным, то достаточно престижным местом. <...> Что же изменилось? По мнению одного из руководителей отдела новостроек крупной риэлторской компании, на самом деле участки есть, девелоперы просто не спешат их застраивать. Нет, они не придерживают их для самостоятельного освоения в следующем году (в ожидании нового витка цен или долгожданных поправок в 214-й закон). Участки фактически готовятся для перепродажи одному из крупных новых игроков на строительном рынке столицы, появление которого ожидается в конце этого года. Вот тогда-то и оживет рынок новостроек ЮЗАО. Правда, по каким ценам этот новый девелопер решит реализовывать свои объекты, пока не знает никто".
Не раз уже говорилось о том, что Москвы испытывает нехватку гостиниц - это особенно актуально с учетом амбициозных планов столичных властей по развитию туризма в городе. "Каждый месяц две гостиницы будут вводиться в Москве", сообщает "Тверская, 13" (номер от 13 июня). "В этом году планируется построить 15 отелей на 3800 мест. А в грядущее пятилетие вместимость городского гостиничного фонда увеличится троекратно". Газета приводит слова мэра Москвы Юрия Лужкова: "Идет интенсивный процесс перестройки всего гостиничного комплекса столицы... В этом году мы введем в эксплуатацию 15 новых гостиниц на 3800 мест. Большинство из них будут трехзвездочными. А всего в программе строительства запланировано дополнительно к 187 гостиницам, которые имеются в городе, возведение еще 248 - сейчас на совещании мы уточнили эту цифру" "Через пару недель на заседании столичного правительства планируется утвердить программу строительства в будущем году около 50 гостиниц", отмечает "Тверская, 13".
Об одном из конкретных проектов сообщают "Ведомости" (номер от 16 июня). "Компания "Стройинком-К", подконтрольная израильскому диамантеру Льву Леваеву, полностью перестроит площадь Тверская Застава. Как стало известно "Ведомостям", к 2010 г. рядом с Белорусским вокзалом помимо пятиуровневого подземного торгового комплекса и транспортной развязки появится 16-этажный офисно-гостиничный комплекс площадью 165 000 кв. м. Участники рынка считают, что отель может обойтись девелоперу в $280 млн. <...> Комплекс будет построен на участке площадью 1,55 га между 1-й Тверской-Ямской и 2-й Брестской (с аркой через 1-ю Брестскую). Об этом "Ведомостям" рассказал гендиректор "Стройинкома-К" Александр Халдей. Эту информацию подтвердили и в
"Новый способ ускорить гостиничное строительство придумали столичные власти. В Москве начнут возводить типовые трехзвездочные отели", сообщает, в свою очередь, "Московский Комсомолец" (номер от 15 июня). "Как сообщили "МК" в мэрии столицы, проект серийной гостиницы категории "3 звезды" намечено разработать уже в этом году. По утверждению архитекторов, быстроту возведения таких отелей в первую очередь гарантирует то, что они будут сооружаться из сборных железобетонных конструкций. Типовой гостиничный проект пройдет "обкатку" почти во всех округах Первопрестольной, где в течение трех с половиной лет возведут по новому серийному отелю. Исключение составят лишь центр и север мегаполиса - здесь для типового гостиничного строительства не нашлось подходящих площадей. Зато в Южном и Юго-Западном округах предполагается соорудить сразу по два сборных отеля-близнеца". В материале приводится перечень адресов, где появятся будущие типовые гостиницы.
В номере от 13 июня "МК" сообщает о любопытном проекте - строительстве первой "частной" станции метро. "На одном из самых длинных перегонов московского метро - между "Автозаводской" и "Коломенской" - может появиться новая станция. Возводить новостройку на "зеленой" ветке собираются на деньги частных инвесторов. Как будет именоваться станция - пока неизвестно. Одни специалисты называют ее "Нагатинская пойма", другие - "Технопарк", сообщает Ольга Грекова. "Станция должна появиться в Нагатинской пойме, перед Нагатинским мостом, где линия метро выходит на поверхность и подходит к Москве-реке. Этот участок метростроевцы прокладывали в 60-х годах прошлого века. И проектировщики предусмотрели возможность строительства здесь еще одной станции, зарезервировав территорию. <...> "Нагатинская пойма" - не первая станция, которая может быть построена за счет инвесторов. Сейчас правительства Москвы и области решают вопрос о возведении станции в Мякининской пойме с участием средств крупной торговой компании. Кроме того, второй выход из метро "Маяковская" также был построен при финансовой поддержке инвестора, который возводит здесь офисный центр".
Владельцам же частного автотранспорта, не зависящим от метро, интереснее тема гаражного строительства. В Москве оно также ведется весьма активно. "В правительстве Москвы прорабатываются нестандартные варианты размещения гаражей-стоянок, в том числе в подэстакадном пространстве и над перекрытиями железной дороги", сообщает о планах столичных властей газеты "Тверская, 13" (номер от 13 июня). "Одновременно всесторонне изучается возможность размещения гаражей-стоянок над тротуарами, под пандусами транспортных тоннелей и в подземном пространстве Садового кольца, в торцах жилых домов, под полотном дорог, в подвальных помещениях и в метрополитене. Продолжается работа по проектированию и строительству в столице перехватывающих гаражей-стоянок, а также быстровозводимых механизированных модулей. В III квартале нынешнего года на Гагаринской площади будет сдан в эксплуатацию первый в Москве перехватывающий паркинг".
По данным газеты, "Разработана и утверждена рассчитанная на перспективу целевая программа строительства гаражей-стоянок, получившая название "Народный гараж". Только в 2005 году введены в эксплуатацию 87,8 тысячи машино-мест. Наибольшее их количество создано в Центральном (15 028), Восточном (12 000) и Западном (11 504) административных округах. В рамках реализации программы "Народный гараж" до конца года намечено построить 111 тысяч мест для хранения автомобилей, а в 2007 г. - уже 133 тысячи. <...> Всего до конца 2007 года в Москве в рамках реализации целевой Программы строительства гаражей-стоянок планируется ввести в эксплуатацию 330 тысяч машиномест в полноценных, отдельно стоящих гаражах-стоянках.
Таким образом, мест для привычных глазу москвича "ракушек" остается все меньше. "Ракушка", "ракушка", сколько тебе жить осталось?", задает вопрос газета "М2 - Квадратный метр" (№23 (283) 7 июня - 13 июня). "Идеальный по своей простоте вариант - снести "ракушки", а за парковку во дворах и других не предназначенных для этого местах жестко штрафовать силами участковых. Оба предложения с нарастающей частотой звучат в Мосгордуме и правительстве". <...> Московские власти пошли другим путем: в 2004 году они выдвинули программу строительства "народных гаражей". Организуйтесь, складывайтесь, создавайте юридическое лицо, нанимайте подрядчика, стройте и сыпьте в шапку бумажки с номерами - чьей машине стоять ближе к въезду. Иначе как вбросом идеи эту программу назвать трудно: она не предложила ничего такого, чего заинтересованные граждане не могли бы сделать раньше". В материале отмечается невысокая популярность программы у граждан, не в последнюю очередь из-за высокой стоимости: "Так складывается, что стоимость гаража в многоквартирном доме составляет примерно треть цены авто. Другие предложения вызовут у новосела подозрение или раздражение. У нас цена машиноместа и машины один к одному - почти счастье". Тем не менее, "ракушки" - это ненадолго, какой бы сценарий их уничтожения ни был бы приведен во исполнение. "Ракушки" станут умирать и естественной смертью, вместе с автомобилями и самими дворами реконструируемых кварталов. А когда в общественном сознании "ракушки" из массового явления успеют превратиться в досадный пережиток, будет принято окончательное решение".
А за счет чего Москвы изыскивает новые площади под строительство? В частности, за счет вывода промзон. "Городская программа реконструкции промзон двигается с опережением графика: вместо 145 га реорганизовано уже более 252 га", отмечает Елена Егорова ("Московский Комсомолец", от 13 июня). По данным "МК", "Сегодня в пределах МКАД значится 66 производственных зон, причем часть из них в престижных центральных районах - Лефортове, Хамовниках, Красной Пресне, Дорогомилове, Даниловском и т.д. Согласно Генплану развития столицы до 2020 года 16 из них намечено ликвидировать, 20 - частично сократить. Освободившиеся участки горадминистрация надеется использовать для развития города". При этом на месте промзон могут появляться не только объекты социальной сферы, культуры - например, "в стенах бывшего Московского завода виноградных вин и коньяков (МЗВК), расположенного вблизи ст. метро "Курская", планируется открыть новый центр современного искусства, который, по мысли создателей, в перспективе составит достойную конкуренцию ЦДХ" - но и жилье. "Превращение фабрик в картинные галереи - вполне западный подход к переосмыслению городской среды. Еще более по-западному было бы использовать существующую в центре столицы промышленную застройку для решения жилищных проблем отдельных категорий граждан. В США и Европе квартира, устроенная в бывшем ткацком или мыловаренном цеху, считается особым шиком. Но в Москве лофты, как называют этот тип жилья риэлторы, до сих пор не появились".
Проблема в том, что перестроить под лофты можно далеко не каждое предприятие, поясняет "МК". "Во-первых, нельзя жить там, где раньше было грязное производство. Во-вторых, для реконструкции не годятся огромные промобъекты, сконструированные из железобетонных блочных конструкций, которых в Москве большинство. <...> Идеально для этих целей подходят здания-памятники. Первый в столице проект по строительству лофтов планируется в 2006-2009 годах реализовать на территории кондитерской фабрики "
Проблему градостроительных конфликтов анализируют "
"Следует заметить, что протесты граждан зачастую являются выражением не их социальной активности, а, напротив, пассивного отношения к собственной среде обитания. Люди протестуют против строительства действительно нужных гаражей, магазинов, автострад, развязок и парковок только потому, что это создает им временные трудности", отмечают "Новые Известия". "Главными условиями бесконфликтной работы строителей на сегодня являются жесткое соблюдение законодательной базы всеми участниками градостроительной деятельности и усовершенствование системы своевременного информирования жителей Москвы о градостроительных планах. Если граждане заранее будут знать, когда, что и на каком месте будет построено в их районе, количество конфликтных ситуаций значительно уменьшится".