Виктор Якубян: Бесславный финиш "пражского процесса" - карабахская эпопея продолжается
С "ничейным" завершением переговоров Кочарян-Алиев в Бухаресте и последовавшим заявлением американского посредника МГ
По сути, на данном этапе уже неважно, вокруг какого из пунктов документа, предложенного в рамках "пражского процесса", не сошлись стороны. Ясно, что Бухарест стал попыткой дожать стороны после провала в Рамбуйе, и вряд ли будет иметь скорое продолжение. Очевидно также, что после Бухареста США лишь нарастят давление, только в каком виде оно проявится судить пока сложно. Многое будет зависеть от персоны, которая сменит Манна в составе МГ ОБСЕ. С другой стороны, не исключена также и попытка модифицировать переговорный формат, путем включения в него новых стран-сопредседателей. Ясно также, что в период торможения МГ ОБСЕ вновь будет активизирована несколько приутихшая парламентская евродипломатия, что обернется парой-тройкой новых резолюций, наподобие труда
Подводя итоги "пражского процесса", можно отметить, что страны-посредники действительно не заинтересованы в расконсервировании конфликта. А в остальном, каждая из них стремилась в максимальной степени протолкнуть свои интересы или же не уступить существующих позиций. К примеру, Франция, представляющая в некоторой степени ЕС, делала все возможное, чтобы обеспечить "победу европейской дипломатии", как можно скорее закрепив на переговорном столе некий документ, уводящий проблему в сторону от "опасных" балканских прецедентов. С другой стороны, преследовалась цель обеспечить европейским странам военное присутствие в новом "соседском" регионе.
Вашингтон, сопереживающий чаяниям европейцев, все же проталкивал свои интересы, чем в некоторой степени вставил палки в колеса той же Франции. Весь итог работы Манна состоит в том, что он практически раскрыл карты США. Для американцев карабахский конфликт находится в тесной увязке с процессами вокруг Ирана, что крайне опасно для Южного Кавказа. Фактически, сразу за визитом
Что касается России, то, как выразился политолог из Баку
Таким образом, все точки расставлены. Было очевидно изначально, что в таком вопросе США, Франция и Россия просто не могут проявлять единый подход. Если в целом они и старались не допустить дестабилизации, то в деталях - скажем по составу возможной миротворческой операции - единой позиции нет и, в принципе, быть не может. Не случайно, министр обороны России с завидным постоянством выражает готовность направить в зону конфликта российский контингент, не оставляя шансов на игнорирование российского интереса.
Следуя данной логике, администрация Буша, поставившая внешнюю политику во главу угла своей предвыборной кампании и испытывающая определенный цейтнот, вскоре начнет планомерное изменение формата переговоров, постарается еще глубже втянуть Азербайджан в антииранскую кампанию, параллельно наращивая дипломатическое и политическое давление на Армению. Не исключена возможность возобновления азербайджанской активности в ООН, некогда преодоленной армянской стороной ценой допуска миссии по сбору фактов ОБСЕ на занятые территории.
Что касается России, то значимость ее функции в карабахском урегулировании определяется общими региональными позициями российской стороны. Очевидно, Москва постарается не допустить эскалации или трансформации конфликта столь долго, пока не добьется решения всех оперативных проблем с Грузией и не укрепит позиции в регионе. Вместе с тем, Россия будет продолжать рассматривать все три этнических конфликта на Южном Кавказе - карабахский, абхазский и югоосетинский - как непосредственный вызов своей безопасности и, соответственно, поле для своей миротворческой активности, а также в контексте общемировых тенденций, связанных, в частности, с переделом Балкан по американскому сценарию.