Строительство канала Каспий-Азов грозит катастрофическими последствиями
Адыгея, 5 июня, 2006, 10:40 — ИА Регнум. С идеей нового "проекта века" выступили Южный научный центр
Общественные экологические организации узнали об этой идее еще в 2004 году, однако поскольку строительство канала представлялось совершенно нереальным, то ей не было придано особого значения. Но ход событий показал, что властные структуры России отнеслись к этой идее с "пониманием". И проект канала, несмотря на то, что он малореален с технической и финансовой точки зрения, совершенно неприемлем экологически, противоречит природоохранному законодательству, тем не менее, имеет шансы на одобрение. В этом случае, даже если строительство будет не завершено, в чем убеждены многие эксперты, будет нанесен невосполнимый ущерб.
Стало известно, что этот проект получил поддержку руководства Калмыкии и администрации Ставропольского края. Последняя особенно заинтересована в строительстве канала, так как Ставропольский край, территория которого не имеет выходов к морю, получит прямой доступ к международной транспортной артерии. В этой связи администрация края планирует создать в районе города Дивное крупный порт. В конце мая руководитель Федерального агентства водных ресурсов заявил, что возглавляемое им агентство и Министерство транспорта РФ также рассматривают возможность строительства канала Каспий-Азов.
Согласно тому же источнику, экологическая неприемлемость проекта очевидна даже при самом поверхностном его рассмотрении. Его инициаторы не скрывают, что основное предназначение канала - транспортировка каспийской нефти. Это создает угрозу разливов нефти в Азовском, Черном и Эгейском морях, экосистемы которых чрезвычайно уязвимы, и через акватории которых неизбежно пойдет этот дополнительный нефтяной поток. В связи с мелководностью Азовского моря для того, чтобы использование канала Каспий-Азов было экономически эффективно, планируется в качестве его продолжения построить также глубоководный канал через акваторию Азовского моря для прохода крупнотоннажных танкеров, что еще больше подорвет экосистему моря. Проект окажет огромное негативное воздействие и на Каспийское море.
Возникает вопрос, откуда авторы проекта собираются брать воду для заполнения канала. Предполагается, что это будут реки Кума, Терек, Дон и Кубань. Но эти реки не имеют избытка водных ресурсов, которые можно было бы использовать для данных целей, и тогда встанет вопрос об изъятии части стока Волги. В целом все регионы Юга России, которые будут затронуты в случае строительства канала, страдают от острого дефицита водных ресурсов, и эта ситуация может еще больше ухудшиться.
Помимо негативных последствий для экосистем Кумы, Терека, Дона и Кубани, создание канала угрожает особо охраняемым природным территориям, входящим в Кавказский экорегион, признанный одним из наиболее важных регионов для сохранения биологического разнообразия в мировом масштабе. В зоне строительства окажется природный заповедник "Ростовский", что строго запрещено законодательством, природный парк "Донской", водно-болотные угодья международного значения "Веселовское водохранилище" и "Озеро Маныч-Гудило", охраняемые Рамсарской конвенцией. Многие другие водоемы в зоне строительства канала внесены в перспективный список водно-болотных угодий международного значения. В значительной степени от строительства и эксплуатации канала пострадают популяции сайгака и многих других редких и охраняемых видов животных. Строительство канала приведет к заболачиванию, засолению и опустыниванию земель вдоль его русла.
В 30-е годы ХХ века строительство водного пути из Азова в Каспий уже начиналось, и он был построен на участке более 300 километров от Дона до озера Маныч-Гудило. Дальнейшему строительству помешала