В областном суде Согдийской области (север Таджикистана) завершился судебный процесс над обвиняемым в шпионаже в пользу Узбекистана. Уроженец города Истаравшана Согдийской области Ибрагим Юлдошев, который проживает в столице Узбекистана, решением суда был признан виновным в шпионаже и незаконном пересечении государственной границы и приговорен к 13 годам лишения свобоы. Между тем, в том же суде продолжается судебный процесс в отношении еще одного жителя столицы Узбекистана, который также обвиняется в шпионаже. Ранее СМИ сообщали о существующих угрозах стабильности на севере Таджикистана, исходящих от действующих на территории Узбекистана экстремистских организаций. Также сообщалось, что на последней встрече президентов Таджикистана и России в Сочи, стороны намеревались обсудить проблему взаимоотношений между Таджикистаном и Узбекистаном.

Заместитель директора Центра аналитических исследований "Диалог" Хикматулло Сайфуллозода в беседе с корреспондентом ИА REGNUM отметил, что недружественные отношения между Таджикистаном и Узбекистаном имеют в определенной степени исторические корни. "Еще начиная с периода территориального размежевания народов Средней Азии в начале 20 века, у таджиков осталась горечь от того, что все культурные и исторические центры таджиков остались за пределами национального государства. В годы советской власти эта проблема не обсуждалась так широко, но после приобретения независимости среди таджикской интиллегенции и определенной части населения эта тема приобрела актуальность. Начало гражданской войны в Таджикистане в 90-х годах видоизменило эту проблему, так как многие до сих пор уверены, что опредленные круги узбекского руководства причастны к развязыванию внутреннего конфликта в Таджикистане. После 1995 года и часть таджикского руководства начала считаться с мнением, что власти соседней страны причастны к политическим проблемам в Таджикистане. Поэтому, можно утверждать, что если вначале 90-х годов Эмомали Рахмонов считал приоритетным отношения с Узбекистаном, то в последующие годы президент Таджикистана уже отошел от этих позиций".

По мнению Сайфуллозода, основная проблема взаимоотношений между этими двумя соседними странами заключается в том, что Узбекистан еще начиная со времен СССР, исходя из своего географического положения в Центральной Азии, считал себя региональной державой. "В начале 90-х Узбекистан, используя это свое преимущество, пытался установить свое влияние в странах региона. Но этого не произошло, и тогда Узбекистан изменил свою политику и решил осуществлять свои политические цели в регионе с помощью США. После Андижанских событий Ислам Каримов вновь повернулся лицом к России и, тем самым, продлил свое пребывание у власти", - считает эксперт.

По мнению Сайфуллозода, теперь ощущается давление узбекской стороны относительно реализации проектов по строительству крупных промышленных и энергетических объектов в Таджикистане. "Так сложилось, что еще со времен Союза, для начала строительства крупных объектов в Таджикистане необходимо было получить добро от узбекских властей. Сейчас ощущается давление соседней страны по поводу совместного с Россией строительства Рогунской ГЭС на востоке Таджикистана. Ведь почему до тех пор, пока Узбекистан на полтической арене Центральной Азии делал одиночные игры, проблем с реализацией таджикско-российских совместных проектов не возникало. Но после сближения Узбекистана и России ситуация кардинально изменилась". Сайфуллозода считает, что Россия еще с царских времен осуществляла свою политику в странах Средней Азии через тюрские народы, в частности, узбеков.

"Я уверен, что Рахмонов защищает национальные интересы Таджикистана, но в нынейшней ситуации менее слабая страна не может обеспечить полноценную свою защиту без помощи более крупных держав. И политические маневры Рахмонова с Россией, США и Китаем при решении внутренних проблем связаны с вопросами обеспечения защиты национальных интересов Таджикистана", - сказал Сайфуллозода. - "Исходя из этого, могу предположить, что шпионаж в пользу Узбекистана на территориях вблизи таджикско-узбекской границы, которые преимущественно населены узбекоязычным населением, ведется. Поэтому, на мой взгляд, руководство страны, чтобы уменьшить риск, намерено переселить в эти районы определенное количество коренного населения Таджикистана. Вместе с тем, уверен, что будет на пользу, если обе стороны не станут зацикливаться на этом вопросе. Считаю, что интересы обеих стран должны быть открыто обсуждены между руководством Таджикистана и Узбекистана. Это самый лучший путь решения всех проблем", - сказал Сайфуллозода корреспонденту ИА REGNUM.