Обзор СМИ за 19-25 мая 2006 года.
Военный вестник. Встреча в Страсбурге. Визит сопредседателей в регион конфликта. Оценки и мнения. Карабах комментирует референдум в Черногории.
Газета "Жаманак" приводит цитату из одного из выступлений первого президента Армении Левона Тер-Петросяна в 1994 году: "Важно не кто установит мир в Нагорном Карабахе, а как быстро будет установлен этот мир. В противном случае, бесконечные переговоры вокруг известных разногласий могут поставить под угрозу достигнутое хрупкое перемирие".
Военный вестник
По сообщению бакинского агентства АПА, подразделения армянских вооруженных сил 23 мая с 12:30 до 12:45 с позиций, расположенных в селе Новрузлу Агдамского района, обстреляли расположенные напротив позиции азербайджанских войск. Жертв нет.
Начиная с вечера 19 мая со стороны "оккупированных" сел Агдамского района доносятся звуки взрывов, сообщает на следующий день бакинское агентство Day.Az. Агентство распространяет "неофициальное сообщение Карабахского бюро АПА" о том, что "подразделения Вооруженных сил Армении проводят на оккупированных территориях Азербайджана военные учения и ведут наблюдение по всей протяженности линии фронта". Вместе с тем, согласно Day.Az, Министерство обороны Азербайджана не располагает такой информацией.
По мнению главы Союза офицеров запаса Азербайджана Яшара Джафарли, напряженность в зоне боевых действий усиливается всякий раз, когда переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта активизируются, пишет бакинская газета "Эхо". "Тогда, когда появляются новые предложения сторонам конфликта и когда в этих государствах идут их активные обсуждения с целью достижения окончательного мирного соглашения", - считает эксперт. Джафарли уверен: "Обе стороны могут быть повинны в нарушении режима прекращения огня. Определить, кто открыл огонь первым, очень тяжело в каждом конкретном случае. Обе стороны делают это, и я считаю, что это нормально. И я не придерживаюсь того мнения, что армянские войска не несут потерь. Вполне возможно, что они просто не доводят эту информацию до внимания общественности, в отличие от азербайджанской стороны. Но с другой стороны, потерь бывает больше у той армии, которая плохо маскируется, не думает об укрытиях для своих военнослужащих. И еще, больший ущерб наносит тот, кто лучше стреляет. Вот что я могу сказать, хотя у нас имеются хорошие стрелки и снайперы". Эксперт полагает, что в связи с активизацией деятельности сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ и США, силящихся решить армяно-азербайджанскую проблему из-за иранского вопроса, "в этом году, в ближайшие месяцы, потерь на линии фронта будет гораздо больше и случаи нарушения режима прекращения огня станут более частыми". Другой азербайджанский военный эксперт, Узеир Джафаров, полагает, что "обстановка на линии фронта будет продолжать оставаться напряженной в прямой зависимости от переговорного процесса". "На формирование ситуации на линии соприкосновения войск огромное влияние оказывает политический фактор. Мы станем свидетелями продолжения обстрелов на тех или иных участках фронта. А в некоторых случаях они будут усиливаться. Мы неоднократно подчеркивали тот факт, что солдаты - люди подчиненные, и они без приказа вышестоящего командования огонь не открывают. Если это делают армяне, значит, они выполняют волю политического руководства своей страны, если наши - безусловно, они также выполняют приказ военного командования, которое находится в непосредственном подчинении официального руководства Азербайджана. То есть вооруженные силы Армении и Азербайджана являются фактически заложниками своих политиков. Это не преувеличение - это точный диагноз", - заявил Джафаров.
Украина является дружественной страной по отношению к Армении. Об этом заявил 24 мая на пресс-конференции в Ереване начальник Генерального штаба Украины, главнокомандующий Вооруженным силами генерал-полковник Сергей Кириченко. По его словам, информация о поставках Украиной вооружения в Азербайджан не соответствует действительности. "Украина не вмешивается в конфликты между странами и не поставляет вооружений одной из сторон. Это касается как легкого вооружения, так и танков и самолетов", - подчеркнул начальник Генштаба Украины. Вместе с тем, пишет еженедельник "Республика Армения", уже с 1992 г. основным поставщиком военной техники для Баку стала Украина. "Примерно в марте-апреле 1992 г. с Украины в Азербайджан было поставлено 10-15 танков Т-72 и Т-80. В июне Украина переправила также значительное количество стрелкового и артиллерийского вооружения, а также боеприпасы. В сентябре 1993 г. с Украины в Азербайджан на самолетах было отправлено 85 танков Т-72. Примерно в тот же период Азербайджан получил около 50 танков Т-55 и несколько боевых самолетов МиГ-21, причем после запросов ряда организаций по контролю над вооружениями Баку был вынужден признать данный факт и уведомить государства-участники ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе. - прим. ИА REGNUM). Зимой 1993-1994 гг. Украина также поставила свыше 50 танков Т-54, Т-55 и Т-62", - пишет газета. Впрочем, отмечает "РА", в своем докладе за 1993 г., предоставленном в Регистр обычных вооружений ООН (UNROCA), Украина признала передачу 100 танков и 10 боевых самолетов Азербайджану. Позднее, уже в 1994 г., появились новые сведения о поставках танков c Украины в Азербайджан. Уже без уведомления государств-участников ДОВСЕ, Баку закупил у Украины 12 самолетов МиГ-21, 4 Су-15, 2 Су-25, а также 100 танков Т-55. Весной 1994 г. в Азербайджан спецрейсами были доставлены запчасти к танкам Т-62. В 1995 г. Азербайджан получил авиабомбы с полуактивной системой лазерного наведения и противорадиолокационные ракеты класса "воздух-земля" Х-25 МЛ и Х-29. В 1996 г. в Азербайджан было доставлено 2600 ракет для реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21. В последние годы Киев вновь продолжил поставки современных вооружений Азербайджану, продолжает газета. Согласно официальным сведениям, приводимым в Регистре ООН по обычным вооружениям (UNROCA), в 2002 г. на Украине Азербайджаном было закуплено 72 100-мм орудий МТ-12. Кроме этого, было закуплено определенное количество танков Т-72 в Словакии (1 шт.) и на Украине (3 шт.). Однако наиболее дестабилизирующим для региональной безопасности фактом милитаризации Азербайджана, способным оказать разрушающее влияние и изменить военный баланс на всем Южном Кавказе, следует считать поставку Украиной в 2004 г. 300-мм реактивной системы залпового огня 9А52 "Смерч", по своему поражающему воздействию вплотную примыкающей к категории оружия массового поражения, что подтверждено данными UNROCA, пишет газета. "Республика Армения" задает вопрос: "Действительно ли Украина не поставляла и не поставляет вооружений государствам Южного Кавказа и как все это может сказаться на перспективах региональной безопасности Южного Кавказа?"
Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, 23 мая миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана северо-западнее населенного пункта Куропаткино Мартунинского района НК. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник личного представителя действующего председателя ОБСЕ Иржи Аберле (Чехия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел НК.
Встреча в Страсбурге
Как сообщает ИА REGNUM, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, выступая на 116-й сессии Комитета министров Совета Европы в Страсбурге, заявил, что с момента вступления Армении и Азербайджана в СЕ стороны обязались быть приверженными мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. "В процессе урегулирования за последние несколько лет зафиксированы положительные элементы, но они могут дать результат, только если стороны поймут и ясно заявят, что военного решения вопроса не существует. Европа предлагает переговорам, региональному сотрудничеству и послевоенному примирению новый контекст. Эта та Европа, которой принадлежат наши две страны", - заявил Осканян.
18 мая в Страсбурге состоялась встреча министра иностранных дел РА Вардана Осканяна с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым в присутствии сопредседателей Минской группы ОБСЕ Стивена Манна, Юрия Мерзлякова и Бернара Фасье. Затем, министры иностранных дел Армении и Азербайджана по отдельности продолжили переговоры с сопредседателями. Встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана была направлена на подготовку визита в регион заместителей руководителей внешнеполитических ведомств стран, являющихся сопредседателями Минской группы ОБСЕ - США, России и Франции. Во время встречи обсуждались находящиеся на столе переговоров принципы и подходы к урегулированию конфликта. Армянская сторона положительно оценивает встречу, несмотря на то, что еще есть нерешенные и несогласованные вопросы. ("Ноян Тапан").
Согласно газете "Айкакан жаманак", сопредседатели Минской группы ОБСЕ ранее заявили, что если результаты встречи их не устроят, то они выступят со специальным заявлением. Как отмечает газета, с каким-либо заявлением сопредседатели после встречи не выступили.
Два высокопоставленных чиновника Госдепартамента США заявили, что оптимистично настроены относительно возможности достижения Арменией и Азербайджаном соглашения по урегулированию карабахского конфликта. Как сообщает Ассошиэйтед пресс, в ходе встречи с членами комиссии по правам человека, посвященной ситуации, сложившейся в Карабахе после войны, заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Метью Брайза заявил, что стороны "ближе к достижению соглашения, чем когда-либо". Брайза заметил также, что правительства Армении и Азербайджана должны проявить политическое мужество и преодолеть последние разногласия. "Мы рассматриваем ближайшие несколько месяцев как реальное окно возможностей", - сказал дипломат. По мнению Дэвида Эпплтона, другого высокопоставленного представителя Госдепартамента, одним из признаков прогресса является тот факт, что Азербайджан обратился к Агентству по вопросам беженцев ООН с просьбой разработать программы по возвращению, после подписания мирного соглашения, депортированных лиц в места прежнего проживания. ("168 Жам").
Визит сопредседателей в регион конфликта
Баку
24 мая начался визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова (Россия), Бернара Фасье (Франция), Стивена Манна (США), а также замминистра иностранных дел России Григория Карасина, директора МИД Франции по политическим вопросам Станисласа Д`Лабуле и заместителя госсекретаря США Даниеля Фрида. Дипломаты, начавшие визит в регион с Азербайджана, обсудили с министром иностранных дел АР Эльмаром Мамедъяровым пути урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. После окончания встречи журналистам не было предоставлено информации о переговорах. Только Карасин назвал переговоры "хорошими и конструктивными", а российский сопредседатель Мерзляков посоветовал дождаться совместного заявления. (АПА).
"Что может дать визит столь представительной группы высокопоставленных дипломатов США, Франции и России на фоне завершившихся ничем переговоров глав МИД Азербайджана и Армении в пятницу в Страсбурге? Тем более что и президент Кочарян отклонил приглашение главы Парламентской ассамблеи НАТО Пьера Лелюша принять участие в переговорах с Ильхамом Алиевым в рамках сессии этой организации в конце мая". С таким вопросом бакинская газета "Эхо" обратилась накануне визита к азербайджанским политологам. Глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев отметил, что "что речь идет об освобождении наших районов вне Нагорного Карабаха, взамен чего Азербайджан должен согласиться на референдум в НК, фактически на его отделение от Азербайджана". Мехтиев считает, что сейчас Азербайджан в одиночку противостоит Армении и посредникам. "Позиции Еревана и сопредседателей сейчас полностью совпадают, и они прессуют Азербайджан, чтобы он согласился на их план, но, я думаю, что на высшем уровне с нашей стороны это уже было отвергнуто. Если посредники изменят свои формулировки в пользу сохранения суверенитета Азербайджана над НК, тогда можно будет ожидать какого-то продвижения. А нынешний план полностью отвергает суверенитет Азербайджана над НК". "Для меня не было неожиданностью, что встреча Мамедъярова с Осканяном ничего не дала, - сказал политолог Мубариз Ахмедоглу. - Я не разделял мнения оптимистов, потому что оба министра перед переговорами заявили, что в новых предложениях есть моменты, благоприятные для их стран, а есть и неприемлемые. Поэтому и ожидаемый приезд посредников в регион к большому успеху не приведет. Я думаю, что, может быть, ради приличий, ради протокола во время этого визита Алиев и Кочарян дадут согласие на очередную свою встречу, но это не будет влиять на решение проблемы. Приезд сопредседателей вместе со своими шефами связан и с тем, что вся их активность сводится к попыткам любым путем помочь Армении. Они знают, что эта страна находится в предвыборной ситуации и после выборов в парламент Армения станет еще слабее, чем была до сих пор".
В другой своей статье "Эхо" сообщает, что посредники привезут с собой бумагу с принципами урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Речь идет об уточняющих формулировках, касающихся принципов территориальной целостности и волеизъявления. Все основные принципиальные вопросы как бы уже решены. По мнению азербайджанского политолога Ильгара Велизаде, этот визит не будет качественно отличаться от предыдущих. "На данном этапе не следует ждать ничего и от очередной встречи между Алиевым и Кочаряном, если даже их удастся уговорить на отдельные переговоры в Бухаресте. Дело в том, что никаких подвижек во мнениях сторон я не вижу. Каждый остается при своем, и принципиально новых предложений тоже не поступает. Если бы такие предложения были, то так или иначе мы бы это уже увидели. А за отсутствием принципиально новых подходов даже мелких практических подвижек ждать не приходится". "Для сопредседателей МГ и замминистров их стран смысл миссии в регион вовсе не заключается в намерении решить карабахскую проблему, - считает лидер Гуманистической партии Азербайджана, политолог Октай Атахан. - Их задача сегодня заключается в том, чтобы на сопредельных с Ираном территориях Азербайджана и Армении можно было создать подотчетный прежде всего США коридор, на всем протяжении которого они могли бы беспрепятственно, невзирая на состояние войны между нашими двумя государствами, выполнять какие-то свои подготовительные, а затем уже и военные действия против Ирана. Конечно, на максимальные меры никто не пойдет, и естественно, что никакого всеобъемлющего мира здесь достигнуто не будет, и возврата оккупированных территорий не будет. Но минимально, хотя бы в части этого готовящегося для Америки коридора, Азербайджану и Армении может быть позволено прийти к какому-то соглашению, чтобы на определенный период в этой зоне стало возможным транспортное движение. Я имею в виду Джебраил, Зангилан, приграничные с Ираном районы Армении. Чтобы там военные силы США и, быть может, поддерживающих их европейских стран могли беспрепятственно выполнять свои задачи и чтобы войска Азербайджана и Армении в этом плане им не мешали.... Все это обычная политическая игра, за которой стоят интересы супердержав и которая больше удовлетворяет армянскую сторону, нежели нашу".
Как сообщает "525-я газета", после проведенных в Баку встреч заместитель государственного секретаря США Дэниел Фрид заявил, что стороны должны сделать решительные шаги к урегулированию карабахского конфликта: "Однако прояснить нынешнее положение в переговорном процессе можно будет лишь в конце нынешней недели". Он напомнил, что это его третий визит в Баку за последние 6 месяцев: "Моя цель - нахождение вариантов мирного разрешения карабахского конфликта. Все жители региона имеют право хотеть мира, и это нужно сделать в самое ближайшее время. Для этого должны быть предприняты решительные шаги на государственном уровне. Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Роберт Кочарян настроены разрешить конфликт мирным путем". Вместе с тем, газета сообщает, что, по словам замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, заявления сопредседателей о подготовке какого-то нового варианта урегулирования конфликта не дают оснований для оптимизма: "Такими заявлениями сопредседатели стараются повысить значимость своей деятельности в глазах общественности. Несомненно, им важно оправдать свою деятельность. Поэтому всякий раз раздаются заявления о новых и новых идеях". Он отметил, что имеются конкретные вопросы, поддающиеся решению лишь в результате открытых и недвусмысленных шагов: "Эти шаги должны быть представлены азербайджанской стороне в открытой форме". По словам Азимова, это касается прежде всего освобождения прилегающих к Нагорному Карабаху территорий: "Все шаги должны быть сделаны поэтапно с учетом конкретных условий, и лишь на основе этих шагов официальный Баку может высказать свою позицию по другим вопросам".
Находящиеся в Азербайджане с официальным визитом сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с совместным заявлением, сообщает бакинское агентство АПА. В заявлении говорится, что целью объединения в дипломатической миссии сопредседателей и личного представителя председателя ОБСЕ является подтверждение необходимости урегулирования нагорно-карабахского конфликта мирным путем и признание того, что настало время согласования сторонами основных принципов урегулирования конфликта. "Мы встретились с президентом Ильхамом Алиевым, а до этого состоялась наша встреча с министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. На встрече были обсуждены важные аспекты будущего урегулирования конфликта. Мы делаем все возможное для встречи в ближайшем будущем двух президентов. Мы подчеркиваем веру народов, представителями которых являемся, и, в особенности, международной общественности в то, что конфликт может быть урегулирован мирным путем. Помимо этого, каждая страна должна подготавливать свою общественность не к войне, а к миру". "Наши переговоры в Баку носят конструктивный характер. Завтра мы посетим Ереван и встретимся с президентом Армении Робертом Кочаряном и министром иностранных дел Варданом Осканяном. С ними мы обсудим те же вопросы, которые были обсуждены в Азербайджане, после этого, вернувшись в свои страны, проинформируем о проведенных переговорах наших лидеров". Сопредседатели также проинформируют ОБСЕ и международную общественность о результатах визита в регионы. В заявлении сообщается, что такого рода миссия носит специальный характер. "Совместная миссия, подобная нашей, - это неординарное мероприятие. Его следует воспринимать как свидетельство серьезности, с которой мы подходим к нагорно-карабахскому урегулированию, и, особенно, нашей общей убежденности, что мы находимся на таком этапе, когда взаимовыгодное соглашение достижимо. Произойдет ли это, зависит от Азербайджана и Армении. Мы покидаем Баку с надеждами и ожиданиями прогресса", - говорится в заявлении.
Ереван
Как сообщает агентство "А1 плюс", министр иностранных дел РА Вардан Осканян принял представителей Минской группы ОБСЕ: заместителя госсекретаря США Дэниела Фрида, заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина и представителя министра иностранных дел Франции Пьера Мореля. Во встрече участвовали также сопредседатели Минской группы ОБСЕ Стивен Манн (США), Юрий Мерзляков (Россия), Бернар Фасье (Франция) и личный представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросу Нагорного Карабаха Анджей Каспшик. Участники встречи, отметив большое значение высокого уровня визита, обсудили принципы и подходы к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Обратив особое внимание на еще не решенные и не согласованные вопросы, стороны обменялись мнениями относительно перспектив урегулирования вопроса.
Визит посредников в Ереван завершился заявлением, аналогичным сделанному в Баку. Как сообщает информационный портал "Кавказский узел", совместное заявление для печати представителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ было распространено на брифинге в Ереване вечером 25 мая. В заявлении отмечается, что представителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ принял президент Армении Роберт Кочарян, а также министр иностранных дел Вардан Осканян. "В ходе этих, также как и бакинских встреч, были обсуждены важные аспекты будущего урегулирования нагорно-карабахского конфликта и были проработаны возможности встречи президентов двух стран в скором будущем. Наши дискуссии как сегодня в Ереване, так и вчера в Баку были конструктивными. Завтра мы вернемся в свои столицы, чтобы представить доклады нашим руководителям", - говорится в заявлении.
Еженедельник "Республика Армения" сообщает, что встреча представителей стран-сопредседателей с журналистами началась и завершилась зачитанным заявлением. "И ни слова больше. Ни одного вопроса. Не потому, что их не было, а потому, что нас, журналистов, загодя предупредили, что высокопоставленные гости отвечать на них не будут", - пишет политический обозреватель еженедельника Гаяне Мовсисян, по мнению которой, самым интересным стал сам процесс обнародования заявления: "Такого за многие годы посредничества еще не было. Григорий Карасин, Дэниел Фрид и Пьер Морель аккуратно разделили его на три равные части и каждый зачитал свой кусок на родном ему языке, чем вызвал у острых на язык представителей СМИ сравнение с великой поющей троицей - Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом". Автор статьи не обошла вниманием также предварившую встречу информационную "перестрелку". "Никто не может вынудить Азербайджан пойти на компромисс, не соответствующий его интересам. Поэтапное решение проблемы Нагорного Карабаха - это самый оптимальный вариант. Если поэтапно решить эту проблему, то территории, расположенные вокруг Нагорного Карабаха, будут возвращены нам армянами. После возвращения беженцев будут проводиться работы для улучшения их условий жизни", - заявил руководитель МИД Азербайджана. В ответ на это МИД Армении выразил недоумение по поводу того, что "азербайджанская сторона вновь делает попытки представить общественности позицию, которая не соответствует содержанию переговоров". "Армения неоднократно отмечала, что достижение взаимного согласия подразумевает, в первую очередь, признание со стороны Азербайджана права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и это позволит обсуждать вопросы, связанные с ликвидаций последствий войны", - заявил и.о. пресс-секретаря МИД РА Владимир Карапетян. Судя по этому "диалогу", отмечает Гаяне Мовсисян, позиции сторон изменений не претерпели.
Газета "Айкакан жаманак" отмечает, что в процессе урегулирования карабахского конфликта визита в регион в таком формате еще не было. Касаясь самого формата, газета пишет, что Франция представлена более низким уровнем, "поскольку после позорного провала в Рамбуйе она утратила возможность быть серьезным фактором в переговорном процессе", а в отношении России и США - что их разногласия по поводу путей решения карабахского конфликта уже сглажены. Что касается визита, то он, по мнению газеты, преследует единственную цель: чтобы накануне встречи президентов Кочаряна и Алиева убедиться в том, что в Бухаресте не повторится история с Рамбуйе. "Никакой другой цели быть не может, поскольку все возможные предложения президентам уже сделаны и министры иностранных дел в Страсбурге, по существу, одобрили эти предложения", - утверждает газета.
Оценки и мнения
Существенным аспектом заявления международных посредников является констатация возможности достижения мирного соглашения, заявил председатель постоянной комиссии Национального Собрания (НС) Нагорного Карабаха по внешним связям Ваграм Атанесян. По его словам, на сегодня нет реальных предпосылок для согласования принципов урегулирования, предлагаемых посредниками, так как Азербайджан не принимает их. "До освобождения находящихся под контролем НКР территорий и возвращения азербайджанских беженцев Баку не намерен обсуждать вопрос статуса НКР. А до окончательного определения политико-правового статуса НКР карабахская сторона не может обсуждать вопросы, связанные с последствиями конфликта", - сказал председатель комиссии. ("Де-Факто").
Многие эксперты сходятся на том, что Россия и США, по крайней мере на данном этапе, пытаются договориться в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, пишет бакинская газета "Зеркало". Газета, со ссылкой на ИА REGNUM, приводит слова эксперта парижского Института международных и стратегических отношений Арно Дюбьена, который утверждает, что в последний период наблюдается ускорение дипломатического процесса, направленного на решение нагорно-карабахского конфликта. По его мнению, решения замороженных конфликтов активно добиваются ЕС и США, между тем позиция России в определенной степени препятствует этому: "Да, у каждой из этих стран свое видение, сотрудничество идет плохо, но именно по Карабаху разночтений в позициях США и России гораздо меньше, чем по Грузии. И это вселяет определенную надежду". При этом Дюбьен уверен, что МГ ОБСЕ нацелена на достижение более весомого результата, чем заключение между сторонами карабахского конфликта некоего рамочного соглашения, лишь исключающего возможность возобновления боевых действий. "Цель - это достижение окончательного решения", - отметил он, добавив, что в условиях замороженного конфликта любое резкое движение может привести к возобновлению войны, а такую возможность необходимо исключить. Газета цитирует также российского политолога Андраника Миграняна, по словам которого, в нынешних реалиях решение вопроса находится "в руках не Армении и Азербайджана, а великих держав". "Мне кажется, что ускорение решения вопроса будет обусловлено заинтересованностью США в регионе. По своей доброй воле Азербайджан не согласится на независимость Нагорного Карабаха или его присоединение к Армении, а Армения, в свою очередь, будет всегда против вхождения Карабаха в состав Азербайджана. В связи с этим необходимо решение, которое принудит Ереван и Баку согласиться с определенной формулой. Чем быстрее решится конфликт, тем лучше для Армении", - отметил он, добавив, что народы должны понять, что "против лома нет приема". Российский политолог привел в пример "дорожные карты" по урегулированию палестинской проблемы, с которыми выступает каждая новая американская администрация и которые также сопровождаются давлением на стороны. Газета считает, что из высказываний политологов, "которых невозможно обвинить в проазербайджанских настроениях", можно сделать следующие выводы: во-первых, Россия сегодня не способна противостоять проникновению в Южно-Кавказский регион Запада, поэтому ей приходится маневрировать; во-вторых, посредники, прежде всего США, собираются принуждать стороны конфликта к миру. "Мы, по сути, на пороге появления южнокавказского Дейтона, хотя в данном случае "принуждение" внешне имеет предельно "ненавязчивую" и корректную оболочку. Но от этого суть принципа "против лома нет приема, если нет другого лома" не меняется. А вот другого лома ни у нас, ни у армян нет. И, наконец, чем быстрее будет урегулирован конфликт, тем лучше для Армении. Что касается Азербайджана, нам было бы выгоднее еще подождать и довести Армению до полного политико-экономического фиаско. Но зачем нужен южнокавказский Дейтон, который не означает окончательного урегулирования конфликта России или же США?!" - размышляет газета. "Все очень просто. Запад, прежде всего США, рассматривает данный регион как единую политико-экономическую единицу и в перспективе желает его вовлечения в евроатлантическое пространство. Подписание мирного соглашения открывает путь к этому процессу". Краеугольным камнем нынешних предложений опять же является то, что определение статуса Нагорного Карабаха оставляется на потом. На первый план выдвигаются вопросы освобождения "оккупированных" территорий, размещение миротворческих сил, возвращение насильственно перемещенных лиц в места постоянного проживания, открытие коммуникаций, в том числе между Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом (который будет иметь промежуточный статус), Арменией и Турцией, налаживание торгово-экономических отношений. Естественно, при этом Армения будет вовлекаться во всевозможные региональные проекты. На реализацию всех этих мер уйдет несколько, предположительно 3-4 года. Таким образом, армяно-азербайджанские отношения в целом, и в том числе карабахская проблема, лишатся конфликтной составляющей. При этом, по мнению американских политологов, после подписания мирного соглашения удастся вывести Армению из-под влияния России. Таким образом, даже без определения окончательного статуса Нагорного Карабаха можно будет начинать переговоры по поводу принятия трех южнокавказских государств в НАТО. А вот через лет 10, примерно к 2015 году, то есть к моменту, когда встанет вопрос об определении окончательного статуса НК, можно будет начать переговоры по поводу вступления трех южнокавказских стран в Евросоюз и таким образом замкнуть дугу вокруг России от Прибалтики до Черноморско-Каспийского региона. Американские политологи считают, что при обсуждении вопроса о принятии Азербайджана и Армении в Евросоюз проблема статуса НК сама собой отойдет на второй план.
"Я не пессимист, но во мне не столько оптимизма, чтоб поверить в урегулирование карабахского вопроса в 2006 году", - заявил радиостанции "Свобода" председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт. Хотя, по его словам, вера относительно скорейшего урегулирования то усиливается, то ослабевает, де Гухт предложил ОБСЕ приложить все силы и энергию для урегулирования карабахского вопроса до завершения периода председательства в ОБСЕ Бельгии. Председатель ОБСЕ подчеркнул, что все зависит от Баку и Еревана, а ОБСЕ лишь может содействовать. В числе проблем, способствующих затягиванию процесса урегулирования карабахского конфликта, Карел де Гухт отметил закрытую армяно-турецкую границу. Как отмечает газета "Азг", такая позиция Карела де Гухта интересна хотя бы в том отношении, что, в противоположность участникам посреднической миссии, в этом году впервые говорится о невозможности урегулирования конфликта в 2006 году. До этого об этом говорили лишь стороны, ведущие переговоры. Газета предполагает, что ОБСЕ уже не видит "то окно возможностей", по ту сторону которого "находилось" урегулирование конфликта.
Тезис об урегулировании нагорно-карабахского конфликта в 2006 году ни на чем не основан. На сегодняшний день каких-либо предпосылок к этому нет, заявил заведующий отделом проблем международных отношений российского Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов. По его словам, такие заявления посредников, особенно Стивена Манна, можно назвать радикальным оптимизмом. "Этот оптимизм только способствует росту милитаристской риторики. Ни армянское, ни азербайджанское общество ни к каким компромиссам не готово. Должен подчеркнуть, что процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта переживает серьезный кризис", - отметил российский политолог. Маркедонов считает, что формат саммита, то есть встречи лидеров государств, не является эффективным. "На сегодняшний день президенты ничего не сделали для того, чтобы общество было готово к компромиссу. Настрой общественности этих стран более радикален, нежели самих президентов. Поэтому президенты вынуждены отрабатывать модель патриотического поведения. Этот саммит превращается в некий PR вместо реальных переговоров о компромиссах", - сказал он. Политолог также отметил, что МГ ОБСЕ предлагает вещи, далекие от реальности и политической ситуации, складывающейся в регионе. "Россия могла бы изменить формат саммита: встречались бы только дипломаты, а президенты должны были бы только подписать итоговое соглашение. Не было в мире такой практики, чтобы превращать президентов в действующих дипломатов", - подчеркнул Маркедонов. (PanARMENIAN.Net).
На вопросы газеты "Айоц Ашхар" ответил политолог, директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян.
"Как вы относитесь к слухам и прогнозам о том, что еще до осени - в июле или августе - армянской стороне будет навязано то ли "дейтонское", то ли "кемп-дэвидское", то ли еще какое соглашение?
Во-первых, "кемп-девид", а тем паче - "дейтон", не являются "подписанием соглашения". "Дейтон" - это десант миротворческих сил в зоне конфликта. Это танки, пушки, бомбежки и тому подобное. Если бы все это имело место, и в Армении, Азербайджане и Карабахе стояли бы наготове бравые представители американских ВС, то, возможно, имело бы смысл рассуждать о "дейтонах" и "кемп-дэвидах". Во-вторых, понятие "Дейтон" - это, скорее, "сборник" мифов. Если некоторые сегодня заявляют о принуждении Армении и Азербайджана к "дейтону", то это оттого, что они там не были и, мягко говоря, не представляют, с чем его едят. В зоне конфликта изменения статус-кво, тем более радикальных изменений, - нет. Соотношение сил остается неизменным, а следовательно, говорить о сроках и прогнозировать радикальные перемены - просто несерьезно. Говорить о разрешении проблемы до конца года лишь потому, что в этом году нет выборов, то же, что утверждать, что ситуация с урегулированием конфликта зависит от погоды.
И все же, есть мнение, что у Азербайджана, как у имеющей, в контексте ирано-американского конфликта, стратегическое для США значение "важной страны", больше шансов решить карабахский вопрос в свою пользу, чем у Армении...
Уверен, что визит Ильхама Алиева в Вашингтон не имел никакого отношения к Карабаху. Более того, решение карабахской проблемы на данный момент не является розовой мечтой американской администрации. Возможно, в ходе вашингтонской встречи Буш и Алиев перекинулись парой слов о Карабахе. Возможно, президенту США даже показали, где на карте расположен Карабах. Все возможно. Но действительность заключается в том, что баланс сил в зоне конфликта остался прежним. Он может измениться, если, к примеру, произойдут резкие изменения в отношениях между Вашингтоном и Тегераном. Но не надо обгонять события. Во всяком случае, на данный момент серьезных причин для беспокойства нет. Тем более предпосылок для резких перемен, да и то в июле или августе. И вообще, политические прогнозы с точностью до конкретных дат могут только вызывать недоумение. Если не сказать больше..." ("Айоц Ашхар")
Карабах комментирует референдум в Черногории
21 мая в Черногории прошел референдум о независимости. Блок за независимость Черногории набрал 55,5% голосов избирателей. (PanARMENIAN.Net).
Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха выступило с комментарием в связи с референдумом о независимости Черногории. В комментарии сказано: "Проведение референдума о независимости в Черногории и готовность международного сообщества признать его итоги в целом является позитивным фактом. Мы убеждены, что уважение права народа на самоопределение, реализованное посредством всенародного референдума, является краеугольным камнем при разрешении подобных ситуаций и действенным инструментом для установления политической стабильности в регионе конфликта. В этой связи целесообразно напомнить, что неуважение права народа Нагорного Карабаха, проголосовавшего 10 декабря 1991 года на референдуме за независимость, фактически послужило основой для дальнейшей прямой военной агрессии со стороны Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики, приведшей к многочисленным человеческим жертвам и разрушениям. Дальнейшее игнорирование в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта права народа НКР на самоопределение и достижение таких условий, которые гарантируют его политическую независимость, экономическую и военную безопасность, отдалит перспективу нахождения взаимоприемлемого решения и установления прочного мира и взаимопонимания в регионе". ("Республика Армения").
Нагорный Карабах имеет все основания рассчитывать на признание международным сообществом, заявил журналистам в Москве президент республики Аркадий Гукасян. "Недавний референдум в Черногории является очень важным прецедентом. Если мировое сообщество готово признать независимость Черногории и Косова, то я думаю, им будет очень сложно объяснить, почему они не признают Нагорный Карабах", - сказал Гукасян в перерыве третьего съезда Союза армян России. Он считает, что у Карабаха гораздо больше оснований рассчитывать на признание независимости, в том числе географических и правовых. "Если мы вспомним, что народ Нагорного Карабаха выстоял в навязанной ему Азербайджаном войне и сейчас строит собственную государственность, то, я думаю, у нас есть все основания рассчитывать на признание международным сообществом. Альтернативы этому я не вижу, НКР независима и будет таковой, и это не зависит от желания Азербайджана", - добавил Гукасян. Он считает, что "рано или поздно мировое сообщество признает Карабах": "Чем скорее оно (мировое сообщество) это сделает, тем больше шансов, что в регионе будет сохраняться мир". ("OpenKarabakh").
Представитель карабахской партии "Свободная Родина" Гагик Петросян в интервью "KarabakhOpen" заявил, что приветствует цивилизованный "бракоразводный" процесс между Сербией и Черногорией, последним аккордом в котором стал референдум в Черногории. "Напомню, что с 2002 года Сербия и Черногория под опекой ЕС являются конфедерацией и вопрос об отделении был заложен с самого создания конфедерации. Возникает вопрос, применим ли такой подход к Азербайджанской Республике и Нагорно-Карабахской Республике? В принципе, да, но есть два "но". Первое. Азербайджан, в отличие от Сербии, к сожалению, не является демократическим государством и не может подойти к проблеме с цивилизованной точки зрения. Второе - позиция ЕС. У Сербии и Черногории есть дополнительный стимул - интеграция в Европейский союз. В нашем случае, к сожалению, этого нет: нас даже в обозримом будущем не зовут в ЕС. Об этом говорят обнародованные Центром европейской политики доклады о перспективах расширения ЕС. Цитирую: "К 2025 году в ЕС могли бы влиться Беларусь, Молдова и Украина. Россия и страны Закавказья пока не рассматриваются", - сказал Гагик Петросян.
Пример референдума в Черногории не может быть применен к Нагорному Карабаху. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил заведующий отделом Турции Института истории Национальной академии наук Армении, доктор Рубен Сафрастян. По его словам, Азербайджан никогда не признает независимость НК, в отличие от Сербии, которая согласилась с итогами референдума.
Референдум в Черногории, в результате которого большинство жителей высказались за независимость от Сербии, в отличие от Нагорного Карабаха, где подобный референдум в 1991 году вылился в войну, прошел в мирной обстановке. По мнению карабахского политолога Давида Бабаяна, последние события, которые произошли в Югославии, являются знаковыми. "Во-первых, на карте мира появилось новое государство. Во-вторых, мировое сообщество четко высказало намерение признать самоопределение Черногории. В-третьих, это процесс произошел мирным путем. Данное обстоятельство показывает, что для цивилизованного развода можно найти несиловые методы", - сказал Бабаян. С другой стороны, Черногория еще более укрепила прецедент самоопределения народов, и международному сообществу будет все труднее мотивировать свой отказ признать самоопределение одних наций, признавая это право за другими нациями. В данном контексте пример Черногории может иметь позитивное воздействие на процесс карабахского урегулирования, отметил политолог. Хотя, по мнению Бабаяна, при неправильной интерпретации воздействие прецедента Черногории может быть и негативным. В частности, это касается идеи пресловутого референдума, которая в нынешнем оформлении предполагает односторонние уступки со стороны Нагорного Карабаха. "В этой связи было бы нежелательно проводить параллели между Черногорией и Карабахом и говорить о повторном референдуме. Ведь Карабах уже самоопределился 15 лет назад. Если же мировое сообщество выразит желание признать НКР посредством повторного референдума, то данный референдум должен проводиться исключительно с учетом нынешних реалий. Только в этом случае референдум может способствовать установлению стабильности в регионе. Азербайджанский же сценарий приведет к обострению ситуации и новому витку противостояния", - подчеркнул Давид Бабаян. ("Кавказский узел").
Председатель постоянной комиссии Национального Собрания Нагорного Карабаха по внешним связям Ваграм Атанесян подчеркнул, что Азербайджан не желает идти на компромиссы, отвергая даже идею отложенного статуса Нагорного Карабаха, в то время как НК, провозгласивший свою независимость на основе референдума 1991 года, не отказывается от проведения еще одного. "Учитывая последние события в Европе, связанные с готовностью мирового сообщества признать независимость Черногории и Косово, у Нагорного Карабаха есть все правовые основания для международного признания своей государственной независимости", - сказал Ваграм Атанесян. ("Де-Факто").