Бакиева не сместят: интервью вице-спикера парламента Киргизии Эркинбека Алымбекова ИА REGNUM
Алымбеков Эркинбек Джумабаевич. Депутат
ИА REGNUM: Эркинбек Джумабаевич, в последнее время в Киргизии активно обсуждается идея изменения Конституции страны, в частности, введения президентской формы правления. В чем вы видите политический смысл этих дискуссий?
Я думаю, что организация таких дискуссий - тактический маневр президента
Если говорить по существу вопроса, то многие, после известных событий и в контексте происходящих процессов, президентскую форму правления не считают оптимальной моделью для Киргизии. Разговоры о том, что, мол, "в Азии" все должно быть построено вокруг "железной руки", основаны на неглубоком знании истории. У киргизов как раз никогда не было единого хана. Был совет руководителей родов, который собирался и коллективно решал все наиболее важные вопросы. Уроки далекого, а также совсем недавнего прошлого показывают, что нам есть смысл переходить на парламентскую форму правления. Но для этого надо создать законодательную и институциональную базу, развивать партийное строительство, и две трети парламента выбирать по партийным спискам. В комплексе с вышеуказанными системными реформами, при поддержке и развитии свободных средств массовой информации, будет обеспечено нормальное демократическое развитие страны.
ИА REGNUM: Как вы сегодня оцениваете реальную степень влияния парламента на внутреннюю и внешнюю политику?
Парламент при всех недостатках его работы, а также ограниченности полномочий, остается главным стабилизирующим фактором и сдерживающей силой против деструктивных процессов. Но из-за перекоса в государственном управлении, в стране "де-факто" имеется два правительства. Первое, правительство -
ИА REGNUM: То есть вы считаете, что в тандеме президент Бакиев - премьер Кулов именно президент сегодня контролирует силовиков, несмотря на то, что Кулов "по происхождению" сам силовик?
Безусловно, первую роль играет Бакиев. Премьер и правительство пытаются на что-то влиять, но возможностей у них меньше по вышеуказанным причинам.
ИА REGNUM: Какие последствия могут иметь недавно сделанные президентом Бакиевым кадровые перестановки в правительстве?
На мой взгляд, большое и потенциально позитивное значение имеет отставка руководителя президентской администрации
ИА REGNUM: Сразу после революционных событий марта 2005 года аналитики дружно заговорили о противоречиях между Севером и Югом страны. Насколько этот "сюжет" актуален для Киргизии сегодня?
В силу различного экономического положения, плотности населения и по ряду объективных причин всегда между югом и севером существовали определенные противоречия, как бывает во многих странах мира. И любой руководитель республики, даже в советский период, кто умело, кто не очень, стремился сохранять региональный баланс. Но впервые на государственном уровне со стороны теперь уже бывшего руководителя Администрации президента Сыдыкова, стала проводиться политика искусственного насаждения кадров с юга по всей вертикали власти. И более того: им публично, через государственное телевидение, озвучивалось о засилии кадров с севера и так далее. Такая политика еще больше обостряет существующее противоречие между югом и севером, и ответственность за разжигание проблемы "юг - север" ложится прежде всего на него. На фоне происходящих событий в последний год, при катастрофическом падении доверия к новым властям со стороны населения, резкой активизации деятельности криминала, религиозных экстремистов, наркотрафика, радикализации сознания большей части населения, процессы могут перейти в фазу эскалации и гражданских столкновений по признаку "юг север".
ИА REGNUM: До 30 июня должно быть принято решение о дальнейшем пребывании на территории Киргизии американской военной базы. Какое влияние может оказать решение этого вопроса на внутреннюю политику страны?
Как было отмечено выше, и в этом вопросе нет последовательности. Вопрос на самом деле сложный и противоречивый. Здесь четко проглядывается противоречивые геополитические интересы США - с одной стороны, России и Китая - с другой стороны. Но Кыргызстан должен вести гибкую политику, с учетом прежде всего собственных национальных интересов. Во- первых, пребывание авиабазы приносит в экономику Кыргызстана доход, который прописан уже в бюджете (другой вопрос - ведение переговоров по оптимизации платежей), во-вторых, Бакиев - не
ИА REGNUM: Какими могут быть политические последствия выступлений оппозиции, намеченных на конец мая?
Если Бакиев не пойдет на серьезные системные преобразования, опираясь на широкие демократические силы, то, думаю, что конечным результатом будет требование отставки тандема Бакиев - Кулов, все возрастающей массовостью.
ИА REGNUM: Кто может прийти на смену?
Вопрос так не стоит, то есть никто не собирается смещать Бакиева с поста президента. Демократические силы требуют проведения системных преобразований, адекватные требованию времени, обеспечивающих достойную жизнь людям.
ИА REGNUM: Какие политические реформы вы считаете первостепенно важными?
Думаю, здесь не нужно колесо изобретать. Есть простые, классические способы, обеспечивающие высокую эффективность государственного управления. Это проведение конституционной реформы. Прежде всего, обеспечение институциональной и финансовой независимости судебной ветви власти. Это реформа правоохранительных и фискальных органов, изменение налогового кодекса, административно-территориальная реформа, укрепление и повышение роли местного самоуправления, поддержка и развитие свободных средств массовой информации, как цербера демократии, партстроительство, т. е. институциональное обеспечение развития плюрализма и политической конкуренции, и разумная, прозрачная кадровая политика, основанная на партийном представительстве и многое другое. Мы понимаем, осуществление вышеуказанных мер предполагает массу объективных сложностей, и все не так просто. Но мы считаем, что если мы заплатили очень высокую цену событиями 24 марта, то другого пути, кроме как идти по вышеуказанным системным преобразованиям, у нас быть не может.