Виген Акопян. Как посткиевский ГУАМ "уравновесит" Россию?
Итак, 22 мая в Киеве стартовал двухдневный саммит стран-участниц
Каким же будет новый - посткиевский ГУАМ? Очевидно, что помимо новой вывески - отныне блок будет называться "Организация за демократию и развитие - ГУАМ" - он обретет новые, актуализированные задачи. В их число, в первую очередь, войдет консолидация действий в энергетической и транзитной политике. Выбор не случаен и мотивирован теми акцентами, которые расставила Россия за последний период.
Официальный старт новому проекту дал в Вильнюсе
Задача стран ГУАМ ясна - заключается она в том, чтобы, и в дальнейшем укрепляя прочность политического заслона по географически четко очерченной дуге (Прибалтика - Украина - Молдавия - Грузия), принять также функции максимально неудобного транзитного коридора для российских энергоносителей, сужать КПД российской энергетической политики в Европе до допустимого минимума. Организации также приписано инициировать и всячески поощрять возможности диверсификации нефтегазовых потоков, что представляется на данном этапе задачей невыполнимой в силу целого ряда объективных причин. Президент Молдавии Воронин прямо заявляет: "региональное объединение ГУАМ имеет будущее лишь в том случае, если сумеет решить проблему транспортировки нефти и газа, альтернативной российской". Однако основная надежда организации (после выхода Узбекистана) - Азербайджан практически наметил все возможные пути экспорта нефти и газа из Каспийского региона, да и покупатели этого сырья давно уже с нетерпением ждут, когда же заработает Баку-Джейхан, сильно тормозящий на турецком участке. Иранская перспектива также сильно размыта, поскольку ей не дают самореализоваться те же патроны ГУАМ - США. При таком раскладе диверсификация поставок газа просто исключена, во всяком случае, в среднесрочной перспективе.
Чем же реально может заняться ГУАМ в сфере реальной экономической интеграции? Об этом говорилось и писалось много. Для того, чтобы придумать реальный экономический интерес во взаимоотношениях Украины с Грузией, который мог бы затмить ожидающиеся дивиденды от полномасштабного участия украинской стороны в
Суть энергетической политики ГУАМ будет состоять в создании сдержек и противовесов, препятствующих России свободно распоряжаться своими ресурсами, свободно их экспортировать и получать за это своевременную и в полном объеме оплату. Не исключен также диктат стран-транзитеров по тарифам, который в долгосрочной перспективе сыграет и роль сдерживающего фактора при определении новых цен для европейского потребителя.
Второй основополагающей функцией ГУАМ, ради чего там, собственно, и присутствует Азербайджан, будет претензия на выработку политики урегулирования конфликтов, возможно даже с созданием некоего подобия совместного миротворческого формата. Что же касается СНГ, то страны-члены ГУАМ выходить из этой организации не будут еще долго по той простой причине, что это лишит их возможности голосовать дружным хором по актуальным вопросам, рассматриваемым нередко в рамках СНГ. Причем вопросы эти на поверку нередко оказываются более близки грузинской, молдавской, украинской и азербайджанской действительности, чем стремление заменить российский газ за $110 иранским за $230.