"Спасибо спецслужбам Грузии": Южная Осетия за неделю
Политика
Глава Парламентской ассамблеи
В статье под названием "Особенности французской дипломатии" газета "Южная Осетия" комментирует визит в Цхинвали делегации Парламентской ассамблеи НАТО. Вот что пишет по этому поводу главный печатный орган республики:
"Недавний визит делегации Парламентской ассамблеи НАТО в республику разрушил стереотипы в отношении североатлантического блока, который казался средоточием и центром политической мысли. Поразило прямолинейное мышление натовцев, присущее военщине. Глава же ПА НАТО
"Президент ПА НАТО ничего нового не сказал. Он и здесь пытался деморализовать югоосетинскую сторону тем, что, мол, у НАТО с Россией просто замечательные отношения, а вы тут сбоку припека, и Россия из-за вас не станет портить отношения с блоком. "Французик из Бордо", (по Грибоедову), во время диалога с Кокойты (президент Южной Осетии - ред.) явно находился в тягостном недоумении и никак не мог взять в толк - чего же хотят южные осетины; независимости единой Осетии в составе России? И почему они говорят о воссоединении с Севером Осетии, а требуют независимости? Глава ПА НАТО не видел в этом никакой логики. Еще его смутила численность населения нашей республики - (50 тысяч). Отметим позитив даже такого мышления, ведь Лелюш говорил с нами о нашей независимости. Мнение международного сообщества меняется, оно свыкается с существованием югоосетинского государства",- отмечает главный печатный орган Южной Осетии.
"К счастью, современное международное право подогнано не под конкретных людей и их способности логически мыслить. И если Лелюш не видел логики, то это не значит, что ее не было. Международное право не ставит условия и барьеры перед народами, обязывая их для образования государственности, иметь население в сотни тысяч или миллионы. В мире много стран, уступающих нам по территории и численности населения. Самоопределение не означает обязательно быть независимым государством. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого политического статуса, свободно определенного народом, и являются формами осуществления народом права на самоопределение". В этой связи показателен пример Камеруна, бывшей французской колонии. В годы первой мировой войны Франция и Англия оккупировали Камерун, поделив надвое территорию. В результате народы дуала, бамилеке, тикар оказались разделенными. В июле 1922 г. Лига наций передала Восточный Камерун под управление Франции, Западный Камерун - Великобритании. В 1960 г. после длительной национально-освободительной войны Восточный Камерун стал Республикой Камерун. В феврале 1961 г. в северной и южной частях Западного Камеруна прошел референдум. В итоге северная часть Западного Камеруна присоединилась к нигерийской федерации, а южная часть воссоединилась с Республикой Камерун. В 1972 г. была провозглашена Объединенная Республика Камерун. Таким образом самоопределение - гибкая политическая конструкция, а не догма",- говорится в статье.
"В ходе беседы с
"Видя, с какой настырностью Лелюш пытался поучать югоосетинскую сторону, невольно вспомнились недавние события во Франции. Практически все новостные выпуски мировых телекомпаний, радиоэфиры, печатные издания и электронные газеты начинались репортажами с улиц Парижа и других городов Франции, где студенты яростно протестовали против драконовских законов
Этим и объясняется поддержка грузинской "дипломатии" французскими коллегами по разуму. А потому отношение к французской дипломатии вовсе не означает принадлежность к сонму политических богов. И если бы эта самая дипломатия больше прислушивалась к наследию французских мыслителей и просветителей прошлого, это было бы лучше для самой Франции. Вольтер говорил: "Право мира - это быть верным своему слову и дать людям возможность наслаждаться своими естественными правами". Он отвергал право войны, допуская лишь оборонительные войны и войны против тиранов, утверждая, что "Небо разрешает войны для дела свободы". На урне с прахом великого просветителя выгравировали слова: "Если человек порабощен тиранами, он должен их свергнуть". К сожалению, французская дипломатия не услышала призывы Вольтера из глубины веков, потому что в книге другого великого француза Жоржа Сименона "Час негра", автор беседовал в Африке с обосновавшимся там французом, и тот произнес следующие слова: "Они лучше меня помнят, что происходило тридцать или пятьдесят лет тому назад. Поверьте, они ведут счет всем ружейным выстрелам, ударам хлыста и прочим делам, о которых и рассказывать мне неохота, и передают это из поколения в поколения. Завтра или послезавтра... Да! Африка говорит нам: "Дерьмо"! И поделом..."",- говорится в заключении статьи.
Зарская трагедия
Газета "Южная Осетия" публикует статью, приуроченную ко дню трагедии на Зарской дороге, произошедшей в 1992 году.
"20 мая - скорбная дата в новейшей истории Южной Осетии. В этот день 1992 года на Зарской дороге было совершено чудовищное преступление. Вооруженная группа из жителей сел участка трассы Тамарашени-Кехви, прокралась на объездную дорогу и устроила засаду. Грузинские мизантропы выждали момент, когда грузовик с выехавшими из Цхинвала мирными людьми поравняется с ними, и открыли огонь из автоматов. В результате было убито 36 человек. В их числе женщины, старики, дети. Ранения получили десятки людей",- пишет "Южная Осетия" и продолжает: "Помнится, Шеварднадзе клялся небесами, что правоохранительные органы Грузии раскроют это преступление и накажут виновных. Поверить в искренность слов главы Грузии мог лишь невменяемый, ведь само руководство Грузии мобилизовало милицию, неформалов, гвардейцев, бандформирования и регулярные войска на борьбу против осетин. Многие грузинские политики и общественные деятели придерживаются мнения, что, мол, такие недоразумения, которые обязательно будут разрешены, не должны влиять на общий характер отношений между нашими народами. Говорится это таким невинным тоном, будто бы имел место простой случай, инцидент. У некоторых - более "строгий" подход. Так, профессор Анчабадзе придерживается позиции "нравственно-политической оценки событий 1991-1992гг.", словно речь идет о простой семейной склоке. Политолог Паата Закарейшвили и вовсе выглядит "бескомпромиссным" борцом за права осетин. Он считает, что нужно признать преступления, совершенные в отношении осетин. К таковым он относит лишь выселение из домов, увольнение с работы, оскорбление достоинства. Жутким преступлениям - убийствам, расчленениям, пыткам, резне осетин - политолог не нашел места в своем обвинительном реестре. Что ж, если события в Южной Осетии и Абхазии являются "недоразумением", то пусть Грузия испытает то, что испытали эти республики",- отмечает югоосетинское издание.
"Очень категорична писательница Наира Гелашвили, утверждающая, что "необходима оценка, признание преступления на государственном уровне в документе, принятом парламентом страны". При этом грузинское общество предлагает весьма интересный подход - расследование преступлений начала 1990-х годов взамен на примирение и реанимацию политической авантюры под вывеской "восстановление территориальной целостности Грузии". Своеобразная политическая цепочка - признание преступлений, примирение и возвращение в "грузинский рай". Миротворческой политикой Грузии по отношению к Южной Осетии должно стать не проливание слез за черными очками, а покаяние на политической плахе, перед всем мировым сообществом. А о третьем звене в непрочной цепочке лучше и не говорить никогда... К сожалению, одинарные факты заступничества за осетин не делают политической погоды. Нынешняя власть Грузии ссылается на то, что за Зарскую и другие преступления они не несут ответственности. Тем не менее, это не освобождает Грузию от ответственности за признание преступлений. Государство-то пока остается! У Грузии сложилось исключительно теоретическое понятие ответственности за преступления перед осетинами. Мегрельский писатель Гурам Одишария сказал: "Положение не исправить тысячами публичных признаний в любви, заявлениями президента, что осетины - наши братья". Грузинская позиция по событиям 1991-1992 гг. с тех времен ни на йоту не эволюционировала (даже находятся лица, требующие признания вины за осетинами), а постепенно минимизирует масштабы этнических чисток осетин и деяний, которые в соответствии с Женевской Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него квалифицируются как геноцид. Под ней понимаются: убийство членов одной группы, причинение тяжкого вреда их здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, создание жизненных условий, рассчитанных на уничтожение национальной, этнической группы",- пишет "Южная Осетия".
"Геноцид - это одностороннее массовое убийство. Хотя грузинская сторона не приемлет термина "геноцид" по отношению к событиям 1991-1992 гг., в пользу геноцида говорит тот факт, что милиция, неформалы, гвардейцы, войска сражались не с югоосетинской армией (регулярные войска появились в РЮО лишь в 1993 г.), а с мирным населением - женщинами, детьми, стариками. В отличие от войны, где сражаются армии, здесь вооруженные подразделения одной стороны намеренно уничтожали мирное, беззащитное население другой стороны. К сожалению, события на Зарской дороге - результат молчания международного сообщества к этническим чисткам осетин в Грузии и Южной Осетии в начале 90-х гг. Влиятельное международное сообщество (которое в виде
"В последнее время некоторые российские и даже зарубежные политологи и эксперты приходят к мнению, что события в Южной Осетии и внутренних районах Грузии вполне могут квалифицироваться как геноцид осетинского народа. И в этой связи более чем своевременно принятие Парламентом Южной Осетии двух важнейших документов - "Политико-правовая оценка событий 1989-1992 гг." и "Декларации о геноциде южных осетин в 1989-1992 гг.". С этими документами необходимо выходить практически на все государства мира, на международные организации. Надо достучаться до прогрессивного человечества. Необязательно требовать признания геноцида Грузией. В соответствии с международным правом геноцид могут признать и третьи государства. Так, к примеру, несколько лет назад, в 2003 г., парламент Швейцарии признал геноцид армян в начале ХХ века Турцией. Сейчас многие государства рассматривают вопрос признания геноцида армян турками в начале ХХ века. Наверное, есть все-таки высшая справедливость на свете, особенно на фоне действий России по отношению к Грузии. Шлагбаум, который опустился, на российской границе, для и без того чахнущей экономики Грузии, наверняка приведет к новой революционной ситуации. И война, хаос, смерть, которые пришли из Тбилиси в Сухум и Цхинвал, скоро придут на улицы Тбилиси. Ведь бумеранг всегда возвращается и звук от его удара услышат во всем мире", - говорится в заключение статьи.
Газета "Южная Осетия" не обходит стороной выпуск в московском издательстве "Европа" книгу "Грузия. Этнические чистки в отношении осетин", авторами которой являются югоосетинский журналист Инга Кочиева и архивариус Алексей Маргиев. "Справочной, аналитической, фактологической литературы о "горячих точках" на постсоветском пространстве достаточно много и число подобных изданий будет расти. Но данная книга рассматривает проблему шире. Это не мартиролог и не хроника событий. Речь здесь не идет о "грузино-осетинском конфликте" или только об агрессии грузинских вооруженных формирований против мирного населения Южной Осетии. Гонениям подверглись не только жители бывшей автономии, но практически все 160-тысячное осетинское население, проживающее в Грузии. На основе большой фактологической базы авторы исследовательно доказывают, что этнические чистки осетин не только имели место, но и принимали самые уродливые и извращенные формы. В результате Грузию, и скорее всего навсегда, покинуло две трети проживавших здесь осетин. Заметно сократилась численность осетинского населения и в самой Южной Осетии",- пишет югоосетинское издание.
"Книга структурно подразделена на две части. Первая касается активной фазы этнических чисток осетин в Грузии, вторая вобрала период, который иногда называют "замороженным конфликтом", когда сторона-агрессор всячески демонстрирует свое миролюбие, выражая готовность исправить свои "ошибки", но при этом прекрасно понимая, что нельзя в одну реку войти дважды.
Жесткая национальная политика не оставила южным осетинам выбора: бежать, ассимилироваться и принять чужие правила игры, или быть уничтоженным. Населяющие Южную Осетию осетины избрали путь провозглашения независимости и вооруженного сопротивления. В результате, за 16 лет появилось полноценное и самодостаточное государственное образование. Совсем в другой ситуации оказались осетины, проживающие в самой Грузии. Они вооруженного сопротивления не оказывали, открыто о поддержке Южной Осетии не высказывались и с политическими требованиями не выступали. Но и это не спасло их от этнических чисток. Подавляющее большинство их бежало на Северный Кавказ и мало кто вернулся обратно. Политика в отношении южных осетин, проводимая руководством постсоветской Грузии, прошла три этапа. Первый - информационно-идеологический, когда массированный удар наносят средства массовой информации, различные представители научной и приближенной к культуре "элиты". Усиленно создавался образ врага, доказывалась пришлость негрузинских этносов. Таким образом формировалось общественное мнение, доказывалась оправданность шагов правительства по очевидной дискриминации "нетитульных" наций",- отмечает югоосетинское издание.
"В книге собран богатый фактологический материал. Это и документы, и свидетельства очевидцев, и отдельные публикации, и статистические справки. Поражают своим цинизмом протоколы собраний коллективов, на которых выносится решение уволить сотрудника только за то, что он осетин по национальности. Причем это коллективы не слесарных мастерских и ферм, а музеев и школ, то есть такой бесчеловечный вердикт выносили представители "интеллигенции". Другой вопиющий факт касается сбора подписей, когда осетин принуждали подписывать документы в поддержку режима Гамсахурдиа и с осуждением народа и властей Южной Осетии. Опасаясь за свою жизнь и безопасность родных и близких, многие эти петиции подписывали. Но были и такие, кто категорически отказался от такого варианта проявления лояльности. Такая несговорчивость некоторым стоила жизни. Отдельные разделы книги касаются Зарской и Ередвской трагедий. Здесь также приводятся свидетельства очевидцев. До сих пор организаторы и исполнители этих чудовищных деяний не осуждены, хотя их имена известны. Безнаказанными по сей день остаются и другие "активисты" новой Грузии, которые бесчинствовали в осетинских селах, угоняли скот, сжигали дома",- отмечается в статье.
"Основная часть книги посвящена беженцам. Для сбора материала по данной теме авторам приходилось выезжать в места их компактного поселения, посещать отдаленные осетинские села на территории Грузии и беседовать с теми, кто был не в состоянии бежать. Их свидетельства не нуждаются в каких-то комментариях. Становится очевидно, что против осетин, начиная с 1989 года стала проводиться активная политика по вытеснению из всех сфер жизнедеятельности. Причем политика осуществлялась на государственном уровне и в своей радикальной фазе вылилась в силовые действия, которые привели к массовому исходу осетин из Грузии, большая часть коих осела в Северной Осетии. Отдельный раздел книги посвящен процессу возвращения беженцев и вынужденных переселенцев (речь идет, естественно, об осетинах) в места их прежнего проживания. Со дня начала работы Смешанной контрольной комиссии вопрос этот постоянно стоит на повестке дня. К тому же международные организаторы и другого рода политические "кураторы" требуют от Грузии неукоснительного выполнения всех предписаний и договоренностей по беженцам, выделяются солидные денежные средства, проводятся различные "показушные" акции, но число тех, кто согласился вернуться, никак не соответствует ожидаемым результатам. Из 164 тысяч осетин в Грузии на сегодняшний день осталось 38 тысяч. Причин, по которым бывшие граждане Грузии - осетины не хотят возвращаться в места прежнего проживания, следующие: отсутствие гражданства, отсутствие перспектив трудоустройства, отсутствие гарантий безопасности, отсутствие возможности получения образования на родном или русском языке, отсутствие права на получение (возврат) жилья", - пишет "Южная Осетия".
"Спасибо спецслужбам Грузии" ("21 Seculare")
"Россия, основной и почти единственный признанный мировым сообществом союзник маленькой кавказской Республики, совершает беспрецедентные действия в её поддержку. Лидер великой северной державы, Путин В.В., озвучил возможность официального признания Южной Осетии, правда, со ссылкой на балканское Косово.
"По времени все приурочивалось к мелкому инциденту столкновения "Урала" миротворцев с "Жигулями" местного обывателя. В предыдущем 2005-м году Южная Осетия несла гораздо большие потери, сначала чала убили двух миротворцев, потом ещё четверо были расстреляны недалеко от Цхинвала. Не освещенная широко в СМИ насильственная смерть шестерых молодых парней оказалась для российских законодателей менее существенной, нежели энергичное дерганье за ремни молодых российских солдат перед телекамерами журналистов. Как тут не сказать спасибо спецслужбам Грузии, организовавшим столь впечатляющее театрализованное представление. Южная Осетия последние полтора десятка лет, видящая от Грузии только неприятности, ещё не столь великодушна, чтобы открыто благодарить организаторов автоаварии, хотя в глубине души признательна горе-провокаторам. Уставшее от состояния ни войны, ни мира население Южной Осетии гораздо больше уверено в мире, когда Москва держит руку на пульсе событий",- пишет газета.
"Ещё одной заслугой грузинской политики можно смело назвать появление телеканала "Алания". Трудно поверить, что его создание связано с демократичной заботой о малочисленных осетинах, почему тогда не видно заботы о греках, армянах и азербайджанцах, гораздо более многочисленных в Грузии. О не выдвигающих никаких политических требований несчастных турках-месхетинцах ТВ не вспоминает. Симпатичные ди-джеи Маша и Гоша, с телеканала "Алания" гораздо больше способствуют миру и взаимодоверию нежели "патриотичные" заявления политиков с того же экрана. В своем "гипер-патриотичном" рвении политики Грузии выдумывают новообразования типа Цхинвальского правительства, допускают откровенно некорректные ляпы. Неужели они столь убоги умом и не понимают, что одно употребление сочетания "цхинвальский регион" сводит их речи в глазах осетин к пустопорожней брехне шовинистов. С того же экрана осетин Владимир Санакоев возвестил: "В 2004 году Грузия совершила ошибку". Ничего себе ошибочка, с полноценными залпами артиллерии. Да не будь Российских миротворцев, и не вмешайся в дело
"Ошибался
Замшелым средневековьем веет от священной нерушимости целостности границ Грузии, так и встают в памяти средневековые священные войны за гроб Господень. Батонебо, очнитесь, на дворе 21-ый век, лучше внятно объясните своему народу, что даст простому грузину юрисдикция Тбилиси над Южной Осетией, а ещё лучше не объясняйте, устройте его жизнь так, чтобы "сепаратисты" абхазы и осетины запросились в цветущую Грузию. Вот вам господа батонебо реальный путь мирного урегулирования, о котором мечтают народы, а политики только говорят",- говорится в статье.
Экономика
Встреча
"Руководство РЮО, пожалуй, впервые заговорило в том, что не уделялось достаточно внимания развитию предпринимательства в РЮО. Возможно, этим объясняется недостаточный уровень развития малого бизнеса в Южной Осетии",- пишет газета "Южная Осетия". Югоосетинское издание со слов министра экономики Южной Осетии приводит статистику: "У нас на 100 человек приходится 0,2 предпринимателя, а должно быть 2. Отраслевая структура оставляет желать лучшего. 80% предпринимателей заняты в сфере торговли. Для сравнения: в Северной Осетии торговлей заняты 36% предпринимателей, в обрабатывающей промышленности - 23%, в строительстве - 11% и т.д. Те сферы экономики, где имеется большой потенциал для развития малого предпринимательства, не задействованы. Не была разработана программа развития малого бизнеса в соответствии с действующим законодательством. Это привело к тому, что предпринимательство в республике не получает должного развития. И сегодня Правительство намерено разработать программу поддержки предпринимательства".
Как отмечает издание, Эдуард Кокойты призвал предпринимателей откровенно поговорить о проблемах, мешающих развитию малого бизнеса и о путях их преодоления. Не секрет, что проблемой номер один для предпринимателей является пересечение границы, препятствия, которые чинят при этом таможенные и пограничные службы. председатель правительства
Собравшиеся также обсудили ситуацию в области кредитования. " Глава республики указал на завышенность процентных ставок, на обоюдные нарушения (кредиторов и банка), которые имеют место во время выдачи кредитов, в результате чего государство теряет большие деньги. Что касается выдачи новых кредитов фермерам и предпринимателям то, по словам президента, не должно быть повторения прежних ошибок. Комиссия рассмотрит все бизнес-планы и будет выдавать кредиты (по частям) тем соискателям, которые уже проявили себя, с условием, что они будут осваивать средства в Южной Осетии, задействуют местные ресурсы, создадут новые рабочие места. При этом налоговые ставки для них будут снижены до 20 процентов, о срок возврата кредитов продлен до 3 лет. Остановился президент и на проектах, подаваемых в ОБСЕ, не поддержав эту практику. По слова м президента, ОБСЕ преследует свои определенные задачи, цели, финансируя проекты",- пишет югоосетинское издание.
"Поступили вопросы об арендной плате (за объекты); об едином налоге, о приватизации, о лицензионных сборах, о судах и т.д. На все вопросы бизнесменов обстоятельно отвечали руководители соответствующих структур. На многие вопросы предприниматели тут же получали ответы; решение других требует времени. Поэтому было решено: Союз предпринимателей вносит в Правительство свои предложения по всем обозначенным на встрече вопросам, и на это был определен срок - до 1 июня с.г",- пишет югоосетинское издание.