Итак, коалиция власти Армении приказала долго жить и развалилась до парламентских выборов 2007 года. Важен тот факт, что тем самым оказалась нарушена установка президента Роберта Кочаряна, который еще в конце декабря прошлого года заявил: "Коалиция, являясь политическим договором 4 субъектов - трех партий и президента, заключена на 4 года. Могут быть различные модификации, но до мая 2007 года мы имеем обязательства и ответственность между собой и перед народом". Фактически, говоря о выходе из состава коалиции партии "Оринац Еркир", возглавляемой спикером парламента Артуром Багдасаряном, мы подразумеваем раскол властного лагеря - а значит, нарушение политического договора и уход политических сил, в том числе и президента (!) от обязательств перед народом. Кто же виновник провала?

Прежде чем постараться ответить на этот вопрос, следует зафиксировать, что о выходе из коалиции и фактическом прекращении ее существования, во всяком случае, в первоначальном виде, заявила партия "Оринац Еркир" (ОЕ) после серии скандалов, связанных с заявлениями спикера на внутри- и внешнеполитическую тематику. Багдасарян неоднократно "стыдил" своих коллег по коалиции, к слову и выбравших его спикером, приходом к власти путем якобы сфальсифицированных выборов, а под занавес шокировал всех своим видением внешнеполитических приоритетов страны и заявлением "о российской преграде на пути Армении в НАТО". Последний момент, конечно, менее всего повлиял на политическую судьбу Багдасаряна, ибо вполне укладывался в разновекторный курс республики. Но вот сомнения спикера в честности и прозрачности выборов, а также его многочисленные письма соответствующего содержания на имя Генпрокурора Армении явно противоречили самой логике политического сотрудничества партии "Оринац Еркир" с Армянской Революционной партии "Дашнакцутюн" (АРФД) и Республиканской партией в рамках коалиции. Последние две политические силы явно стремились к сохранению действующего формата до начала выборов, поскольку неоднократно шли на осуществление общественных и социальных инициатив партии спикера, в том числе по части главного предвыборного обещания "ОЕ" - о возвращении сбербанковских вкладов населению. Однако "ОЕ" оказался до невозможности неудобным партнером, поскольку продолжал накалять отношения сразу по нескольким щепетильным вопросам, в том числе касающимся приватизации государственной собственности. Здесь, в основном, затрагивались интересы наиболее представительной силы властной коалиции - Республиканской партии.

С точки зрения самой философии "ОЕ", досрочный выход из коалиции являлся, по сути, самоцелью, поскольку с приближением выборов данная партия нуждалась в определении собственного курса и, если так можно выразиться, демонстрации своего лица. Нахождение в едином лагере с РПА и АРФД лишало эту партию какого-либо шанса на собственную линию, которая, по убеждению функционеров "ОЕ", могла привести к серьезному результату на парламентских выборах и заложить основу для претензии на президентское кресло. Помимо этого, плотная увязка с партиями власти лишала "ОЕ" оперативного простора в поиске "иностранных инвесторов", поскольку партия не без основания рассматривалась как основа власти действующего президента, а критические выкладки самого Багдасаряна - как тактический маневр сомнительной откровенности.

2005 год и начало текущего года стали для "ОЕ" периодом метания из огня да в полымя - партия то примеряла на себе имидж локомотива нового оппозиционного движения, то выступала с позиции самодостаточной альтернативной силы, готовой самостоятельно изменить ход событий. Но от этого сама сущность "ОЕ" не менялась. Она оставалась довольно новой, откровенно говоря - наспех сколоченной партией, довольно неожиданно для многих пробившейся в парламент, а ее лидер был чуть ли не единственной заметной фигурой в ее составе. Общественность чувствовала отсутствие не только идеологического, но и ресурсного "бэкграунда" партии. Что бросалось в глаза - так это молодость и неуемные амбиции лидера "ОЕ", которые явно не сопоставлялись с жесткими правилами игры на политическом поле Армении.

Ситуация крайне тривиальная - после того, когда сомнений в явном конфликте партии спикера с коллегами по коалиции и президентом не осталось, начался процесс целенаправленного разрушения "ОЕ" - виновницы нарушения "политического договора" и невыполнения "обязательств перед народом". Один за другим партию начали покидать, вероятно, самые нужные ей в этот тревожный момент члены - представители бизнеса, так называемые олигархи. Это и не удивительно - при всей их порядочности, их больше интересует бизнес, чем судьба партии, в которой они и оказались-то ради обеспечения гарантий для своего бизнеса. А безопасность и успех большого бизнеса в Армении могут быть гарантированы только в условиях отсутствия явного конфликта с властью. Так что, их мотивы ясны.

Выход из властного лагеря диктует "ОЕ" присоединение к другому фронту - оппозиционному. Перспектива для партии спикера крайне сомнительная, учитывая текущее состояние оппозиции - провал ее усилий по смене власти в 2003-2004 привел к практической импотенции оппозиционных сил, их разрозненности и маргинализации. Присоедние "ОЕ" к оппозиции могут просто не понять и не оценить, поскольку шаг этот будет вынужденным и неестественным. Второй вариант - действовать самостоятельно. Но с учетом того, что "ОЕ" лишилась экономического крыла, это будет путем к тому же лагерю оппозиции - поскольку ее лидерам придется апеллировать успевшими набить оскомину оппозиционными лозунгами - "долой президента, да здравствует демократия". Эти лозунги в Армении не работали и работать не будут: население озабочено совсем иным - оно жаждет стабильности и мира.

Что касается власти, то она в ближайшее время найдет замену "ОЕ" на политической сцене. Вероятным кандидатом на роль "либерал-центристов", каковая и была определена для "ОЕ", может стать новая, тоже наспех сколачиваемая из большой группы предпринимателей и родственников действующих политиков партия "Процветающая Армения" во главе с олигархом Гагиком Царукяном. Не исключен также досрочный роспуск парламента, что просто не оставит шансов для "ОЕ" собрать камни и консолидироваться перед решающим боем.

Виген Акопян - заместитель главного редактора ИА REGNUM