Комментируя по просьбе корреспондента ИА REGNUM предложение фракции оппозиционной партии "Союз Отечества" в Таллинском городском собрании убрать из центра Таллина памятник советским военнослужащим, а заодно и прах павших, директор Русского института Эстонии, журналист Михаил Петров заявил, что данное требование свидетельствует о своеобразном прогрессе в мировоззрении национал-радикалов. "Если раньше ими утверждалось, что в сквере на Тынисмяэ вообще никакой могилы нет или что там похоронены расстрелянные дезертиры и даже бешеные собаки, то допущение того, что на бывшем церковном кладбище похоронены советские военнослужащие, принимавшие участие в освобождении Таллина - это существенный шаг вперед", - сказал он.

Петров согласен с утверждениями "Союза Отечества" о том, что установленный в Таллине памятник тринадцати павшим при освобождении Таллина советским военнослужащим противоречит официальной идеологии Эстонской Республики. Но при этом он обращает внимание на упорное стремление официальных властей Эстонии и известных политиков способствовать установлению в стране памятников или мемориальных знаков, посвященных участию эстонцев в составе немецких оккупационных подразделений на стороне фашистской коалиции. "Широко известен пример с памятником "борцам за свободу Эстонии", изображающий солдата-освободителя в форме Waffen SS с пистолетом-пулеметом MP-40 в руках. Демонтированный со скандалом в Пярну, памятник перекочевал на кладбище в Лихула, но и здесь не задержался надолго", - напомнил Петров. Теперь так называемый "монстр Лихула" установлен в одном из эстонских музеев военной истории, находящемся на содержании государства.

Еще более характерным примером "двойной морали" в вопросе отношения эстонских политиков к военным памятникам на территории страны, является, по мнению Петрова, установка откровенно нацистского мемориала в Синимяэ. Здесь установлены памятники военнослужащим из разных европейских государств (Норвегии, Швеции, Австрии, Нидерландов, Германии, и так далее), служивших под командованием генерала Waffen SS Феликса Штайнера в войсках гитлеровской коалиции. А на одном из монументов зафиксировано не только боевое братство, но и признание фактически союзнических отношений Эстонии военного времени с нацистской Германией - "1944-1945 Eesti-Saksamaa". Как подчеркнул Петров, эсэсовский мемориал в Синимяэ, установленный на месте боев, является "насмешкой над эстонской государственностью и оскорблением национальных чувств эстонцев". Поэтому, по его мнению, национал-патриотам из "Союза Отечества" было бы логично одновременно с демонтажом надгробного памятника на Тынисмяэ требовать демонтировать эсэсовский мемориал в Синимяэ: два креста - деревянный и металлический, три мемориальных камня, флагштоки, восстановленные окопы и всю прилегающую к мемориалу инфраструктуру. "Борьба эстонских политиков с тоталитаризмом должна носить симметричный характер", - считает он.

Говоря об идее переноса праха тринадцати советских военнослужащих, погибших при освобождении Таллина, Петров высказал уверенность, что в таком случае общественность имеет полное право потребовать от Эстонской Республики и городской управы Таллина возвращения двух бронзовых плит с именами солдат, похороненных в братской могиле на Тынисмяэ, плит, которые были демонтированы и исчезли при так называемой "реновации" Бронзового солдата в середине 90-х годов.