В Латвии в настоящее время действует 70 различий в правах неграждан и граждан, включая 38 запретов на профессии. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, соответствующее совместное исследование общественной организации "Латвийский комитет по правам человека" (ЛКПЧ) и парламентской фракции политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) сегодня, 12 апреля, было представлено СМИ. Довольно объемный труд включает информацию о примерно 100 внутренних законодательных и нормативных актах и 150 международных договорах, дискриминирующих неграждан Латвии по сравнению с гражданами и временно находящимися на территории Латвии иностранцами. Авторы выделили 70 действующих различий в следующих сферах: 38 запретов на профессии, занятие определенных должностей или ограничений общественной активности (19 - в государственном, 8 - в частном и 11 - в общественном секторе); 9 - право на приобретение собственности; 6 - право на занятие предпринимательской деятельностью; 3 - ограничения социальной защиты; 14 - другие ограничения.

Ряд различий в правах прокомментировал соавтор работы, депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ, член парламентской комиссии по правам человека и общественным делам, сопредседатель ЛКПЧ Владимир Бузаев. По поводу обоснованности различий он заметил: "Вы найдете тысячу аргументов, почему, скажем, директор Бюро по защите Сатверсме (Конституции, - ИА REGNUM) должен быть не гражданином Великобритании или негражданином, а именного гражданином Латвии. Но вы найдете гораздо меньше аргументов, почему, например, в отделе загса не может работать уборщицей негражданка? (...) Что касается различий в социальной сфере и сфере бизнеса, то по этому поводу был громадный бум в середине 1990-х годов, и большинство из них в результате отменено: они были на начальном периоде дележки государственной собственности, когда имелось очень много запретов для неграждан. В свою очередь пик социальных различий пришелся на период спада экономики Латвии, когда это был вопрос выживания: сейчас они тоже отменены, осталось лишь различие в правах на получение пенсии за стаж, накопленный за пределами Латвии - это самое чувствительное различие и, видимо, тоже не соответствует основным правам человека".

По поводу характера различий Бузаев добавил: "Новое, что здесь появилось - это наличие очень больших привилегий для иностранцев, которые едва ли смогут найти Латвию на глобусе. Гражданам ЕС в Латвии разрешено быть работниками и руководителями детективных агентств, торговать оружием, а также голосовать на местных выборах, даже если они пробыли на территории республики всего три месяца. Негражданам все это нельзя. (...) Есть еще различия - их почти треть, которые наряду с негражданами не позволяют заниматься какой-то определенной профессией алкоголикам, наркоманам, бывшим уголовным преступникам, агентам КГБ, иностранным шпионам и другим столь же подозрительным лицам. На мой взгляд, с учетом того, что неграждане составляют половину русской общины, такого рода формулировки провоцируют межнациональную рознь, что в свою очередь является уголовно наказуемым деянием в Латвийской республике". По словам Бузаева, проблема безгражданства - это почти исключительно проблема этнических меньшинств, которые на 1 января 2001 года они составляли 99,4% всех неграждан.

В исследовании кроме прочего имеется и справка о возникновении института неграждан: "До октября 1991 года все жители Латвии имели одинаковые права. 15 октября 1991 года парламент Латвии принял Постановление "О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации", разделившее жителей Латвии на две основные категории: граждане (около 2/3 населения) и неграждане (примерно 1/3). Критерий для отнесения к совокупности граждан - наличие у лица или его предков гражданства Латвии до июня 1940 года. По статистическим данным 1993 года политических прав оказались лишенными 876 тысяч человек, из которых 161 тысячам (преимущественно противозаконно) отказали даже в регистрации в Регистре жителей". По данным Управления натурализации республики на данный момент гражданство страны в порядке натурализации предоставлено 106 941 лицу. И как заметил Бузаев, вопрос сокращения различий в правах актуален в связи с медленным сокращением количества неграждан: по оценкам авторов исследования при сохранении действующего законодательства в области натурализации к 2017 году в Латвии будут проживать 200 тысяч, а к 2028 году - 100 тысяч неграждан. Основная причина снижения темпов подачи заявлений (21297 в 2004 и 19807 - в 2005 году) - исчерпание числа претендентов с высоким образовательным уровнем: доля лиц с высшим образованием упала с 42,7% в 1999 до 23,3% в 2005 году. Соответственно, доля лиц, не сдавших экзамены, возросла с 1,2 до 20,9%.

В чем прикладное значение подготовленного списка различий в правах граждан и неграждан журналистам рассказал сопредседатель ЛКПЧ, консультант парламентской фракции ЗаПЧЕЛ Алексей Димитров: "Проблема данных различий особенно актуальна в свете того, что с января текущего года Латвия вводит директиву ЕС 2003/109 о статусе граждан третьих стран, которые являются постоянными жителями Европейского сообщества. Одна из статей данной директивы ясно определяет, что государство должно обеспечить равное отношение к гражданам и постоянным жителям в областях занятости, образования, социального обеспечения, налогообложения, доступа к товарам и услугам, свободы объединений и свободы передвижения в пределах государства. Депутат Бузаев подавал свое предложение во время рассмотрения в Сейме законопроекта, по которому вводится эта директива на территории Латвии: конкретно перечислить те области, где нужно обеспечить равное отношение. К сожалению, это предложение не получило поддержки большинства парламента. Однако в любом случае Латвийскому государству в этом году нужно будет уделить достаточно большое внимание списку данных различий и обсудить насколько обосновано то или иное различие". По словам Димитрова, подготовленный список будет использоваться как при подготовке депутатских запросов, а также писем фракции в государственные учреждения, так и составлении альтернативных правительственным докладов ЛКПЧ, с которыми комитет как член Международной федерации лиг по правам человека F.I.D.H. регулярно выступает на влиятельных форумах ООН и ОБСЕ.