"Меры в интересах детей необходимо принимать как можно скорее": интервью члена Совета при президенте РФ по правам человека Алексея Голованя
11 апреля состоялась встреча президента России
REGNUM: Алексей Иванович, в чем значимость тех ваших предложений, которые решил поддержать Совет под председательством Эллы Памфиловой?
Мы сочли нужным обратиться к президенту в связи с первоочередными мерами в интересах детей, мерами системного характера, которые необходимо принимать как можно скорее.
Первое предложение касается принятия Национального плана действий в интересах детей. Предыдущий Национальный план был утвержден указом президента в 1995 году и был рассчитан на период до 2000 года, и с 2001 года такой план в России отсутствует. В прошлом году Минздравсоцразвития подготовило его проект и вынесло его на обсуждение других государственных органов и общественных организаций. Было много дебатов, много критики, но самое печальное, что все это не дало результата - Национальный план действий в интересах детей на подпись президенту так и не был представлен. Соответственно, не была утверждена постановлением Правительства и конкретная программа действий, которая должна была определяться этим планом.
Поэтому одно из предложений, с которыми мы обращаемся к президенту - с помощью общественных организаций в ускоренном порядке доработать и утвердить Национальный план действий в интересах детей на период до 2010 г. и программу по его реализации.
Кроме того, учитывая, что сейчас разрабатывается концепция Программы "Дети России", я как и многие эксперты считаю, что Национальный план действий и программа мер по его реализации должны быть тесно увязаны с этой программой. Как вы помните, в сентябре президентом были провозглашены четыре приоритетных национальных проекта, но, к сожалению, среди них нет нацпроекта, направленного на поддержку детей и семьи. Нам говорят, что национальных проектов не должно быть много, но, учитывая ту тяжелейшую ситуацию с детьми, которая сейчас имеется, и тяжелейшую демографическую ситуацию, такой Национальный план мог бы стать по сути его аналогом национального проекта.
В Национальном плане обязательно должны быть отражены вопросы, связанные с защитой жилищных прав детей. Это стало особенно важно в связи с вступлением в силу нового Жилищного кодекса и внесением поправки в статью 292 Гражданского кодекса.
Второе предложение касается того, чтобы сдвинуть с мертвой точки ситуацию с ювенальной юстицией. Больше года назад, в начале февраля 2005 года президент наложил на обращение
Недавно Совет по судебной реформе при президенте Российской Федерации на своем ежегодном заседании уже вторично высказался за создание системы ювенальной юстиции, и мы также считаем, что необходимо вновь вернуться к этой проблеме.
На мой взгляд, суды в ряде субъектов Федерации, например в Ростовской области, которые используют ювенальные технологии, за годы своей работы подтвердили свою жизнеспособность, свою необходимость. Они принимают реальные судебные акты, направленные на защиту прав детей, и игнорировать такой позитивный опыт, я считаю, просто преступно.
Возможно, для убеждения скептиков имеет смысл создавать ювенальные суды первоначально не по всей России, а так же, как это было сделано с судами присяжных - первоначально в нескольких регионах. Но для этого необходима четкая законодательная база. Это принципиальный вопрос, и он тоже должен быть в числе приоритетных действий, которые российская власть должна предпринять в интересах детей.
Третье предложение касается необходимости принятия Закона "Об опеке и попечительстве". Проект этого закона был внесен в Государственную думу депутатами
К сожалению, сейчас нормативно их работа почти не регламентирована. Есть несколько норм в Гражданском и в Семейном кодексе и все. И как всегда в таких случаях возникает простор для субъективных действий, и нередки случаи, когда в однотипных случаях специалисты одной опеки принимают одно решение, а специалисты другой - совсем другое. Это неправильно.
Четвертый очень серьезный момент заключается в том, что с 1998 г. в России действует институт Уполномоченного по правам ребенка. Сейчас он существует в 15 субъектах Федерации. Я считаю, что этот институт в нашей стране неплохо развивается, в ряде регионов есть хорошие результаты его деятельности, Уполномоченные добились результатов не только по огромному количеству дел, непосредственно касающихся судьбы конкретного ребенка (хотя я считаю, что это главное в работе Уполномоченного), но и по системным вопросам, касающимся прав детей и затрагивающим неограниченный круг лиц.
Скажем, в Москве в прошлом году был принят Закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве". Он разрабатывался нами совместно с бывшим депутатом Московской городской думы, ныне сенатором
Так же действуют и мои коллеги в других субъектах Федерации. Однако проблема состоит в том, что наш институт признан только на уровне отдельных субъектов, а на федеральном уровне его как бы не замечают, и до сих пор институт Уполномоченного по правам ребенка не фигурирует ни в одном из федеральных законов. Это создает ряд трудностей, например, невозможность от имени Уполномоченного предъявлять иски в суд в защиту интересов детей, хотя есть категория дел, по которым только в суде можно добиться восстановления прав ребенка. Однако процессуальное законодательство это прерогатива федерального законодательства, и пока институт Уполномоченного не предусмотрен федеральным законодательством, иски в интересах ребенка у нас не принимают.
REGNUM: Речь идет о том, чтобы выстроить эту систему по образцу института Уполномоченного по правам человека?
Да. Для начала, мы хотим добиться, чтобы этот институт фигурировал в федеральном законодательстве - в Гражданско-процессуальном кодексе и др., а лучше всего, чтобы был принят Федеральный закон "Об основах деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации".
REGNUM: То есть речь не идет о том, чтобы создавать еще одного федерального Уполномоченного?
Мы не исключаем этого, но я считаю, что прежде всего такие уполномоченные нужны в субъектах Федерации. Защищать права детей по всей стране из Москвы достаточно сложно. На мой взгляд, федеральный Уполномоченный нужен, но в отличие от Уполномоченных в субъектах, которые занимаются конкретными делами, реагируют на конкретные обращения, он должен заниматься политикой в интересах детей в целом. Допустим, Национальный план действий в интересах детей это его проблема, лоббирование Закона "Об опеке и попечительстве" - тоже. Когда формируется федеральный бюджет, Уполномоченный должен заботиться о том, чтобы ассигнования в интересах детей на образование, на здравоохранение, на летний отдых были максимально большими. Лоббистов в таких случаях всегда много - военно-промышленный комплекс лоббирует свои интересы, губернаторы - интересы своих регионов, только интересы детей иногда бывает некому лоббировать.
REGNUM: Проект Закона "Об основах деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации" уже существует?
Да, он давно написан. Необходима только политическая воля для того, чтобы он был принят.
И наконец последнее предложение, с которым мы намерены обратиться к президенту (но не последнее по значимости!) - необходимость создания специального федерального органа, который занимался бы политикой в отношении семьи и детей. Сейчас у нас, к сожалению, детьми занимается очень много структур - и Министерство науки и образования, и Министерство здравоохранения и социального развития, и МВД, но очень часто эти ведомства не могут договориться между собой, и в комплексе ребенком не занимается никто.
Мы хотим, чтобы эта структура наладила межведомственное взаимодействие и могла в комплексе решать все проблемы.
В 90-х годах у нас было подобное ведомство - Комитет по семье и детям, потом этими вопросами занимались другие ведомства, но сейчас на федеральном уровне ничего подобного нет. Кстати, в ряде регионов создаются подобные структуры. Но проблема в том, что они не имеют выхода на какие-либо федеральные структуры. Например, в Красноярском крае такой комитет был создан, но через два года закрыт во многом потому, что с федерального уровня никто с ним не взаимодействовал. То же произошло в Калужской области, где создали Комитет по делам приемной семьи.
Я уже говорил о том, что сейчас мы в Москве планируем принять специальную программу по развитию семейных форм воспитания детей-сирот. Сейчас проблемами таких ребят занимаются и Комитет по делам семьи, и Департамент здравоохранения, и Департамент образования, и Департамент социальной защиты - кто из них будет отвечать за эту программу? Если это будет одно какое-то ведомство, то насколько успешно ему удастся наладить взаимодействие с другими? Чтобы более эффективно решать эту проблему мы предлагаем создать в структуре правительства Москвы специальный комитет, на котором, в частности, лежала бы обязанность способствовать передаче детей на воспитание в семьи граждан.
Такую же структуру мы предлагаем по аналогии создать и на федеральном уровне. Какую-то часть проблем она возьмет у Минобразования (например, федеральный банк данных по детям-сиротам), какую-то - у Минздравсоцразвития и у других ведомств. Это мог бы быть федеральный орган, который разрабатывал бы политику в интересах детей, занимался бы контролем за соблюдением их прав, разрабатывал бы федеральные стандарты по качеству жизни детей и контролировал их соблюдение. Именно на этот орган могли бы организационно замыкаться органы опеки и попечительства, которые сейчас тоже варятся в собственном соку, в результате чего правоприменительная практика у них, как я уже сказал, совершенно разная.
REGNUM: В международной практике есть примеры существования таких специальных "детских" ведомств?
Да, очень многие страны имеют ведомства по делам детей. В том числе это касается и достаточно благополучных стран.
REGNUM: Вы упомянули о необходимости разработки федеральных стандартов качества жизни детей. Что это такое?
На мой взгляд, такие стандарты должны стать неотъемлемой частью Национального плана действий в интересах детей. Речь идет, например, о единых для всей России показателях обеспечения для детей-сирот. Дело в том, что в связи с принятием 122-го закона сейчас у нас все пошли, что называется, кто в лес, кто по дрова. Одни регионы сохранили все как было, а некоторые даже улучшили положение детей, но в ряде субъектов качество жизни, скажем, детей-инвалидов, стало хуже. То же касается детей-сирот.
Раньше действовал Федеральный Закон от 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (сейчас он сильно урезан). В соответствии с этим законом было издано Постановление Правительства, которым были утверждены единые нормативы обеспечения детей-сирот на время, пока они находятся в детском доме или в приемной семье, а также определялось, что они получают при выпуске из сиротского учреждения. Эти нормативы были выражены в натуральном выражении - количество продуктов, одежды и т.п., при этом, естественно, в разных регионах для их обеспечения требовались разные суммы.
Теперь в связи с отсутствием такого федерального перечня регионы решают этот вопрос по своему усмотрению и в соответствии со своими финансовыми возможностями. Поэтому получается, что Москва сейчас разрабатывает перечень улучшенный, на который будет тратиться даже больше денег, чем раньше - на федеральный, а в Волгоградской области наоборот принят перечень, уменьшенный в натуральном выражении по сравнению с 2004 годом. Многие дотационные регионы из-за нехватки денег уменьшили и размер ежемесячных компенсационных выплат опекунам-попечителям, предназначенных для того, чтобы они покупали детям продукты, одежду и так далее. И это при том, что вообще-то эту выплату надо ежегодно повышать с учетом инфляции!
Поэтому, с нашей точки зрения, необходимо восстановить федеральные стандарты обеспечения для наиболее нуждающихся категорий детей. Они должны действовать так же, как федеральные стандарты в сфере образования - единые, независимо от того, в каком регионе страны живет ребенок. Конечно, если регион имеет возможность сделать что-то сверх базового перечня, он должен иметь такую возможность.