ИА REGNUM: Г-н Джиоев, косовский прецедент порождает два полярных мнения по вопросу о будущем статусе непризнанных республик. На Западе исключают возможность косовского сценария для Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха и Приднестровья. В то же время ряд российских политиков высказывают мнение о том, что вопрос непризнанных республик будет решен сразу после признания независимости Косово... Какова позиция официального Цхинвали на сей счет?

В международном праве есть такое понятие, как прецедент. Если такой прецедент будет, то никто не имеет юридического права, не говоря уже о моральном, говорить о том, что Южная Осетия, Абхазия или другие непризнанные государства не имеют права на признание их независимости.

ИА REGNUM: Широкий резонанс возымело заявление президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты о намерении обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой о вхождении Южной Осетии в состав России...

Южная Осетия до сих пор является частью единой Осетии. Когда Осетия вошла в 1774 году в состав российского государства, тогда не было таких понятий, как юг и север Осетии. И после этого нет никакого юридического акта, свидетельствующего о том, что Южная Осетия вышла из состава Российского государства. Наоборот, есть документы, подтверждающие стремление Южной Осетии оставаться в едином российском государстве.

Но сегодня мы ставим вопрос не только об этом. В 1989 году, когда начались центробежные процессы, Южная Осетия, как автономное формирование в составе союзной республики, по тогдашнему законодательству СССР имело полное право решать, в составе какого государства она хочет остаться. В соответствии с законом от 4 апреля 1990 года о порядке выхода союзных республик из состава СССР, каждое автономное формирование решало этот вопрос самостоятельно. И Южная Осетия приняла участие в референдуме по сохранению Союза ССР от 17 марта 1991 года, тогда как Грузия в этом референдуме не участвовала.

31 марта 1991 года Грузия провела референдум по вопросу выхода из состава СССР, в котором не участвовала Южная Осетия. Все последующие шаги Южной Осетии были направлены на стремление сохранить союзное государство, а после распада союзного государства Южная Осетия высказала свое стремление воссоединиться с РФ. Мы будем ставить вопрос о конституционности Беловежского решения о признании Грузии в рамках Грузинской ССР. Дело в том, что Южная Осетия оказалась в составе Грузинской ССР по советскому законодательству. А в июне 1990 Верховный совет Грузии принял постановление о признании недействительными всех законодательных актов, принятых в Грузинской ССР. То есть декрет о вхождении Южной Осетии в состав Грузии был признан Верховным советом Грузии недействительным. Уже тогда Грузия отторгла от себя Южную Осетию! На этом фоне признать Южную Осетию в составе Грузии со стороны РФ было неконституционным актом. Поэтому мы будем ставить этот вопрос на инстанциях различного уровня.

ИА REGNUM: По итогам совместного заседания правительств Северной и Южной Осетии принято решение о взаимодействии министерств и ведомств Севера и Юга. Каковы планы на этот счет у министерства иностранных дел Южной Осетии?

РСО-Алания является субъектом Российской Федерации, поэтому в правительстве Северной Осетии нет министерства иностранных дел. Однако, мы поддерживаем контакты со многими ведомствами, в частности, на совместном заседании двух правительств мы обсуждали общие планы по взаимодействию с комитетом по внешним связям при правительстве Северной Осетии, с министерством по делам национальностей и др. Обсуждались не только чисто мидовские проблемы, но и проблемы культурного и приграничного сотрудничества, что предусматривает экономическое, торговое, культурное взаимодействие, осуществление совместных экологических проектов, развитие туризма.

ИА REGNUM: Можно ли сказать, что принятие в этом году закона РФ о приграничном сотрудничестве российских регионов с сопредельными территориями других государств станет толчком к развитию интеграционных процессов?

Несомненно. Однако, интеграционные процессы проходят уже сегодня и небезуспешно. У людей одного региона, пусть даже разделенного государственной границей, очень много общего. Ярчайший пример: на днях исполнилось 100 лет со дня смерти великого осетинского поэта Коста Хетагурова. Почтить память поэта приехали представители и юга, и севера Осетии. У нас одна история, одно прошлое, и я считаю совершеннейшим парадоксом то, что около родного села Коста Хетагурова, человека, который всю жизнь призывал осетин к единству, сегодня проходит государственная граница.

ИА REGNUM: Сегодня вектор Южной Осетии направлен на север. В то же время в зоне конфликта проходит работа по созданию и реализации совместных грузино-осетинских проектов. Не мешает ли одно другому?

Интеграция с Северной Осетией - одна сторона развития югоосетинского государства. Что касается зоны конфликта, то мы считаем, что экономическое восстановление является одним из важнейших рычагов, способствующих процессу урегулирования наших взаимоотношений с Грузией. Недавно завершился проект по оценке потребностей нужд населения в зоне конфликта. Экспертами проведены оценочные работы, проектные предложения будут рассматриваться на саммите доноров в Брюсселе. Восстановление экономики в зоне конфликта осуществляется независимо от национальной принадлежности граждан. Экономическое развитие и взаимодействие нужно всем.

Кроме того, мы неоднократно выступали за создание зоны экономического благоприятствования вдоль линии Транскама от Алагира (Северная Осетия - ред.) до Гори (Грузия - ред.). С этой целью мы выдвинули конкретные предложения, в частности, по восстановлению Эргнетского рынка. Неоднократно выдвигали предложения и по таможенному взаимодействию на границе между Южной Осетией и Грузией с целью того, чтобы все разговоры о наличии какой-то контрабанды, поступающей из Южной Осетии, были бы исключены. Так что, к сотрудничеству с Грузией мы готовы.