Архив о мечте поляков: "Вильно должно войти в состав Украины или Белоруссии, но не Литвы"
Литва, 28 марта, 2006, 22:29 — ИА Регнум. В одной из своих передач русская служба британского "Радио Свобода" опубликовала архивные данные о польско-литовских отношениях в период после освобождения Вильнюса советскими войсками в 1944 году. "Радио Свобода" излагало данные, которые сообщил высшему руководству СССР глава сталинского Наркомата внутренних дел Лаврентий Берия: 3 августа 1944 года он подводил итоги операции по разоружению солдат и офицеров польской "Армии Крайовой" на территории советской Литвы. ИА REGNUM стал известен более полный вариант этого архивного документа, который публикуется ниже без исправлений:
"По данным полков и соединений 3-го Белорусского фронта, принимавших участие в операции, всего разоружено 7924 солдата и офицера. Из этого количества 4400 солдат и офицеров отконвоировано на сборные пункты, 2500 солдат распущено по домам командирами частей и конвоем. Кроме этого, на участке 1-го Прибалтийского фронта разоружено 400 польских солдат. При разоружении поляков изъято: винтовок - 5500, автоматов - 370, пулеметов ручных и станковых - 270, орудий легких - 12, а также - автомашин 27, радиостанций 7, лошадей 720.
В течение нескольких дней представитель армии Берлинга (просоветского "Войска Польского" - ИА REGNUM) завербовал на сборном пункте 440 солдат. Офицерский состав отказывается идти в армию Берлинга, заявляя, что на это нет приказа от высшего командования. Была попытка забросить в лагерь листовки, изданные подпольной польской организацией. В листовках указывалось, что поляков предательски и обманным путем разоружили, что в армию Берлинга идти не следует, что за разоружение поляков ответят перед Лондоном и т.д. Листовки изъяты.
До войны в г. Вильно насчитывалось 320.000 жителей. В период оккупации около 30.000 разъехались по деревням и вывезены немцами в Германию. Кроме того, по данным местных жителей, немцами было арестовано и расстреляно свыше 40.000 евреев и других граждан. В настоящее время в г. Вильно и пригороде проживает до 200.000 человек. Абсолютное большинство жителей - поляки. Установлено, что литовцы ушли с немцами при отступлении, боясь репрессий со стороны советской власти и поляков за то, что они активно помогали немцам в период оккупации.
Между поляками и литовцами существуют враждебные отношения. Это объясняется тем, что в период оккупации немцами Литвы, литовцы занимали все ответственные административные посты как в городе, так и в деревне, и плохо относились к полякам. Кроме того, по заданию немцев, литовский генерал Плеховичус организовал из литовцев дивизию для проведения карательных мероприятий против поляков и партизан. Эта дивизия жестоко расправлялась с населением.
Население г. Вильно положительно реагирует на освобождение города от немецких оккупантов и выражает удовлетворение тем, что служба в костелах будет вестись не на литовском, а на польском языке, а также выражает надежду, что Вильно будет входить в состав Западной Украины или Белоруссии, но только не Литвы.
По непроверенным агентурным данным, в Трокайском уезде собирают подписи у населения, чтобы послать письмо товарищу Сталину с просьбой о присоединении Виленской области к Западной Белоруссии.
Рабочие и трудовая интеллигенция г. Вильно одобрительно высказываются о создании Польского Национального Комитета Освобождения, считая, что в результате этого мероприятия Польша станет самостоятельным государством. Часть населения, особенно духовенство, польские националисты и реакционная интеллигенция считают Национальный Комитет незаконным и делают ставку на лондонское правительство.
Во всех освобожденных уездах местная администрация, состоявшая исключительно из литовцев, сбежала. Полицию и карательные органы немцы оставляли на месте, организовывали из них отряды самообороны и предлагали им защищать свой город. Так, например, города Трокай и Поневеж защищали отряды самообороны. После того как Красная Армия входила в город, эти отряды скрывались в лесах. Организованы оперативные мероприятия по поимке членов отрядов самообороны.
Во всех уездах осталось большое количество русских людей, угнанных немцами в феврале с.г. Так, например, в Поневежском уезде оказалось более 2.000 человек, угнанных немцами из Ленинградской области вместе со скотом и сельхозинвентарем. В других уездах имеются жители Орловской, Курской, Смоленской и других областей (...)"
По оценкам экспертов, опрошенных ИА REGNUM, в последнее время архивные поиски, которые ведут исследователи литовско-российских отношений, заметно активизировались. Новый импульс этому, как уже сообщалось, придала прошедшая 17 января 2006 встреча министра образования и науки России Андрея Фурсенко с директором Института истории Литвы Альвидасом Никжентайтисом и директором Института всеобщей истории Российской Академии Наук Александром Чубарьяном. На ней было достигнуто соглашение о создании совместной российско-литовской комиссии историков.