ПОЛИТИКА
"Пока в губернии обсуждают тему возможного совмещения выборов мэра и депутатов Самарской Губернской Думы, депутаты городской Думы продолжают строить свой мир - с назначенными ими главой города и сити-менеджером", - пишет газета "Время" (27.03.2006). - "23 марта депутаты утвердили положение о проведении конкурса на должность главы администрации Самары. Кроме того, был принят документ о создании контрольно-счетной палаты. Таким образом, прогнозы экспертов о том, что в Самаре будет не только две Думы, но и два мэра, и две администрации, впервые прозвучавшие еще в 2004 году, начинают приобретать реальные очертания". Эксперты "Времени" видят несколько вариантов дальнейшего развития событий вокруг исполнительной и представительной власти в Самаре. По мнению политолога Андрея Перлы, сити-менеджер необходим думскому большинству, чтобы не допустить столкновения финансово-промышленных групп по истечении срока полномочий действующего главы Самары Георгия Лиманского. Политолог Юрий Кочкин не исключает ситуации, при которой депутаты-"большевики" получат и своего сити-менеджера, и мэра из числа депутатов - в соответствии с думским уставом. Создание контрольно-счетной палаты при городской Думе Кочкин считает лишь косвенным свидетельством подготовки "большевиков" к смене городской власти. Только в уставе думского большинства Счетная палата является органом муниципального финансового контроля. Ни в старом уставе, который сторонники мэра Самары считают действующим на сегодняшний день, ни в "народном" такого органа исполнительной власти не предусмотрено. По словам Юрия Кочкина, подобное развитие событий приведет к тому, что Самара "будет жить с двумя мэрами и двумя главами администрации, так как представители действующей исполнительной власти оспорят действия так называемой "Антанты". "На случай окончательного поражения в судах, а также недоговоренности с Минюстом по поводу регистрации устава у депутатов есть еще один вариант - самороспуск. По словам юриста Олега Казачека, он вполне возможен, так как вновь сформированная Дума может вполне легитимно избирать мэра из числа депутатов. В связи с этим, считает Казачек, Думе необходим временный конкурсный управляющий городом, чтобы удержать контроль над городом", - пишет "Время".
ЭКОНОМИКА
"Как стало известно, группа компаний ГАЗ ведет переговоры с концерном DaimlerChrysler о приобретении у него мексиканского производителя двигателей Saltillo Engine Plant (SEP), - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (28.03.2006). - "По сведениям "Коммерсанта", в переговорах также принимают участие представители Роспрома. При этом ГАЗ пока не сделал DaimlerChrysler официального предложения о цене покупки активов SEP. "Однако, по нашей информации, штаб-квартира DaimlerChrysler уже выдала менеджменту SEP подписанную лицензию на возможность продажи активов завода ГАЗу. Если выдается лицензия, это означает, что принципиальное согласие на сделку получено и стороны приступают к окончательному согласованию цены и параметров сделки. Но мы пока не видели подписанной лицензии, и все детали прояснятся в начале апреля", - сообщил собеседник "Коммерсанта". В начале апреля состоится визит российской делегации в Бразилию, в ходе которого представители Роспрома, АвтоВАЗа и ГАЗа посетят двигательный завод Tritec, акционером которого также является DaimlerChrysler. АвтоВАЗ официально признался в желании приобрести активы Tritec, и в ходе своего визита представители АвтоВАЗа проведут с бразильской стороной соответствующие переговоры. А в начале марта глава ГАЗа Александр Юшкевич заявил, что группа станет партнером АвтоВАЗа в двигательном проекте. Как поясняют источники "Коммерсанта", интерес АвтоВАЗа к Tritec "напрямую связан с намерением ГАЗа выкупить активы завода SEP в Мексике, это части одной сложной сделки". По их словам, Роспром от лица АвтоВАЗа и ГАЗа сделал предложение DaimlerChrysler о покупке сразу двух заводов (Tritec и SEP), надеясь таким образом добиться от немецкого концерна более выгодных условий покупки этих активов. В частности, сейчас обсуждается вариант, при котором АвтоВАЗ и ГАЗ получат возможность рассрочки выплат за Tritec и SEP, при этом первый взнос АвтоВАЗа за Tritec должен составить $60 млн. Отметим, что стоимость Tritec и SEP примерно одинакова и оценивается в $300-350 млн. Пикантность ситуации придает тот факт, что пока ГАЗ имеет больше шансов на удачное завершение сделки с DaimlerChrysler, нежели АвтоВАЗ. Дело в том, что помимо АвтоВАЗа на Tritec также претендует китайская корпорация Chery Motors, которая комплектует двигателями Tritec свои автомобили. В неофициальных беседах в Роспроме и АвтоВАЗе поясняют, что считают китайских автопроизводителей главными конкурентами российского автопрома. Не исключено, что если активы Tritec достанутся АвтоВАЗу, то российский завод сразу же прекратит поставки двигателей Tritec в адрес Chery Motors. Наверняка в китайской компании это понимают: по словам собеседников "Коммерсанта", переговоры АвтоВАЗа по Tritec заставили Chery активизировать свои переговоры с DaimlerChrysler. Если же Роспром, ГАЗ и АвтоВАЗ сумеют убедить DaimlerChrysler продать им заводы SEP и Tritec, то ГАЗ, как утверждают источники "Коммерсанта", станет поставщиком двигателей для АвтоВАЗа. "ГАЗу нужен собственный двигатель объемом 2,4 л, а двухлитровый двигатель для него слишком мал. Таким образом, ГАЗ мог бы поставлять двигатель объемом 2 л на комплектацию перспективных моделей АвтоВАЗа", - поясняет собеседник "Коммерсанта". Отметим, что производственные мощности Tritec рассчитаны на выпуск двигателей объемом 1,6 л".
"Следственное управление при УВД Тольятти возбудило уголовное дело в отношении неустановленных должностных лиц ОАО "АвтоВАЗ", - пишет "Самарское обозрение" (27.03.2006). - "Причиной стали лжеэкспортные поставки запчастей на Украину, принесшие ущерб предприятию. Уголовное дело стало следствием работы спецбригады МВД, ФСБ и Генпрокуратуры, изучавшей состояние предприятия параллельно с приходом на него новых собственников. Силовики выявили факты мошенничества должностных лиц ВАЗа в период с 2001 по 2003 годы, которые нанесли заводу ущерб на сумму более 9,6 млн. рублей. В это время автозавод заключил внешнеэкономические контракты с зарегистрированными на территории Украины ЧП "Шасти", ООО "Автолюкс" и ДП "Земан" на поставку запасных частей к вазовским автомобилям. Для выполнения своих обязательств по договорам ВАЗ оформил паспорта сделок в ЗАО КБ "Автомобильный банкирский дом". По данным следственных органов, валютная выручка по договоренностям с украинскими фирмами поступила в полном объеме. По контракту оплата запчастей производилась авансом, а продукция вывозилась транспортными средствами покупателей. Согласно грузовым таможенным декларациям, российско-украинская граница пересекалась через Миллеровскую, Таганрогскую и Белгородскую таможни. Однако, по данным следствия, товар в зоне деятельности этих таможен через границу не перемещался, а был вывезен по адресу местонахождения тольяттинского ООО "МБК Лада": ул. Транспортная, 7, после чего все запчасти были реализованы по рыночным ценам. Кроме того, установлено, что компаний с названиями "Земан" и "Шасти" в Киеве, где они якобы зарегистрированы, не существует, а "Автолюксу" (г. Сумы) ВАЗ отказал в заключении контракта на поставку запчастей. Все документы, свидетельствующие о прохождении груза через таможенные посты, оказались поддельными. Схема поставки запчастей за границу предусматривала, что стороны по сделке не будут платить НДС, поскольку ведут работу в режиме экспорта. Но так как запчасти границу не пересекали, ВАЗу пришлось выплатить НДС на сумму более 9 миллионов рублей. По этому факту следственное управление при УВД Тольятти возбудило уголовное дело, в котором более 9,6 миллиона рублей фигурируют как ущерб, причиненный автозаводу. По данным следствия, на ВАЗе не помнят, по чьему указанию были заключены лжеконтракты. В ходе опроса инженер дирекции по экспорту и развитию внешних рынков ОАО "АвтоВАЗ" г-н Краснов показал, что контракты заключались с украинскими организациями по указанию вышестоящих руководителей, но каких именно, он не помнит. В 2001 году дирекцию по экспорту и развитию внешних рынков возглавлял Владимир Шараев, зять бывшего председателя совета директоров ВАЗа Владимира Каданникова. После развода с дочерью Каданникова Татьяной в 2004 году он ушел с автозавода. Возможно, у следствия появятся вопросы к г-ну Шараеву как главе дирекции на момент заключения контрактов с украинскими заказчиками". Как пишет газета, "это дело стало первым уголовным преследованием бывшего топ-менеджмента ВАЗа после того, как контроль над предприятием перешел в руки государства. Скорее всего, данная лжеэкспортная схема была не единственной. Особый интерес могут вызвать экспортные поставки автомобилей".
"Изменения законодательства в части налога на добавленную стоимость в январе 2004 года повлекли за собой ряд негативных последствий для организаций, представляющих жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья", - пишет газета "Время". - "Признав плату за воду, газ и тепло реализацией услуг, налоговая служба потребовала от жителей платить налог на добавленную стоимость. В итоге ЖСК-226 (Ново-Садовая, 23) оказался должен государству 463 435 рублей. Сегодня эта сумма снята налоговиками со счета ЖСК почти полностью. Отмечая неправомерность действий инспекции, кооператив подал иск в суд". Как пишет газета, первое заседание Арбитражного суда Самарской области по иску ЖСК уже состоялось. Было решено, что истец должен представить суду более существенные доказательства. Между тем выяснилось, что есть положительное решение Казанского суда по аналогичному вопросу. Этими материалами ЖСК намерен воспользоваться для доказательства своей правоты. Второе заседание по первому иску должно состояться 3 апреля.
СПОРТ
"Четвертая игра 1/4 финала с магнитогорским "Металлургом" стала для тольяттинской "Лады" последней в нынешнем сезоне, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - "Что, впрочем, совсем не удивительно: в ноябре прошлого года было объявлено о сокращении финансирования хоккейной команды владельцем клуба ОАО "АвтоВАЗ" до минимально допустимых по регламенту суперлиги $6 млн. Это привело к тому, что Тольятти покинули практически все ведущие хоккеисты, и наставнику волжан Петру Воробьеву по ходу сезона пришлось фактически с нуля создавать новую команду из вчерашних дублеров. Однако подобный расклад не помешал вазовцам в 1/8 финала выбить из розыгрыша прошлогоднего чемпиона московское "Динамо". Правда, на большее молодых хоккеистов просто не хватило. В четвертьфинальной серии "Лада" в четырех играх уступила магнитогорскому "Металлургу". Стало понятно, что без кардинальных решений со стороны нового руководства автогиганта команда вряд ли сможет развиваться дальше. Тем более, что основной проблемой был даже не состав команды, а отсутствие в Тольятти Дворца спорта, удовлетворяющего новым требованиям суперлиги, вступающим в силу с сезона 2007-2008. Долгое время у нового руководства автогиганта в лице экс-менеджеров ФГУП "Рособоронэкспорт" до вазовского спорта просто не доходили руки. 25 марта на пресс-конференции исполнительный директор ХК "Лада" Владимир Вдовин сообщил, что руководством ОАО "АвтоВАЗ" принято решение об увеличении бюджета клуба и строительстве нового Дворца спорта. "Параметры бюджета следующего года уже определены, и я могу сказать, что он будет очень серьезным. Конкретных цифр я называть не имею права, но скажу, что он будет похожим на прошлогодний (порядка $15-18 млн.). Цели перед командой поставлены также очень серьезные",- сообщил господин Вдовин. По поводу строительства новой хоккейной арены руководитель клуба рассказал, что проект и площадка под нее были определены уже довольно давно, оставался вопрос лишь в финансировании. "Постановление об отводе земли уже есть, проект тоже готов, поэтому можно сказать, что строительство дворца начнется уже в ближайшее время. Кто же будет возводить здание, сейчас пока не определено", - заявил господин Вдовин".