Газета "Республика Абхазия" (№25 (1963) от 11.03.06) публикует материал под заголовком "Никаких полицейских, никакого офиса по правам человека".

"Все теракты и убийства, осуществляемые на территории Гальского района, преследуют одну цель: все это делается для того, чтобы руководство Грузии могло заявить о неспособности абхазских властей и миротворцев контролировать ситуацию в районе". Об этом заявил министр иностранных дел Сергей Шамба, комментируя убийство мирных граждан 8 марта. Министр не исключает того, что число подобных провокаций будет увеличиваться. Объектом нападения со стороны грузинских террористических групп могут стать и сами миротворцы. Просто, пока грузины не решаются делать это. Они убивают мирных граждан, - сказал министр. По мнению Шамба, эскалация напряженности в Гальском районе не может не повлиять на ход миротворческого процесса. Он подчеркнул: "МИД Грузии, ссылаясь на неспособность абхазских властей и российских миротворцев обеспечить безопасность населения и стабильность в регионе, в очередной раз потребовал ввода полицейских ООН и открытия в Гальском районе офиса ООН по правам человека". По словам министра, Грузия, пособничая террористам и бандитам, пытается оказать давление на абхазские власти. "Ответ может быть только один. Если ранее мы были готовы рассматривать все эти предложения, то теперь на них можно поставить большую жирную точку. Никаких полицейских, никакого офиса по правам человека в Гальском районе мы открывать не будем", - заявил Сергей Шамба.

9 марта МИД Абхазии выступил с заявлением, в котором "абхазская сторона обращается к ООН, Российской Федерации, как содействующей стороне, и Группе друзей Генерального секретаря ООН с требованием дать четкую и объективную оценку действиям Грузии и выражает надежду, что данный факт найдет отражение в следующем докладе Генерального секретаря ООН относительно ситуации в Абхазии".

Газета "Нужная" (№34 от 7.03.06) публикует статью "Непостижимые достижения абхазской дипломатии".

"Иногда я спрашиваю себя, а может быть мне все приснилось? Может быть не было войны между Грузией и Абхазией? Может быть между Грузией и Абхазией подписан пакт о ненападении и не никакой военной угрозы? Может быть политики правы и это всего лишь "грузино-абхазский конфликт", что-то вроде небольшой драки между грузинами и абхазами "из-за клубники". Но почему тогда наше руководство укрепляет обороноспособность страны, президент проводит экстренные заседания Совета Безопасности и договаривается с Южной Осетией о взаимопомощи в случае грузинской агрессии?

Видимо, есть две стороны в политике, проводимой нашим государством, и они не только не вяжутся между собой, но и прямо противостоят друг другу...

...покупая на рынке грузинские яблоки, лук или картошку, не задумываться о том, что же представляет из себя грузино-абхазская граница? Почему наши магазины и рынки завалены продукцией из Грузии, может быть между нашими странами подписано торговое соглашение?

... Я пытаюсь сформулировать политику нашего руководства по отношению к враждебной нам стране, и она не укладывается в моей голове...

...Начну с "непостижимого завоевания" - возвращения беженцев. Именно этот лозунг приподносится чуть ли не как главное достижение нашей внешней политики. Итак, мы вернули (какая гордость) в одностороннем порядке 40, 60, 80 тысяч (в данном случае не важно сколько) грузин в Гальский район. Спустя пару лет выяснилось, что большая часть вернувшихся не считает себя гражданами Абхазии, а считает себя гражданами страны, с которой мы находимся в состоянии войны. Рассуждения наших дипломатов о том, что те, кто откажется от гражданства Абхазии, не будут голосовать и не будут служить в нашей армии, кажутся мне не просто легкомысленными. С голосованием еще куда ни шло, а вот второй пункт подразумевает под собой вопрос, а в какой армии они будут служить? Ответ очевиден: в грузинской. Значит в той самой, которая засылает к нам диверсантов, террористов...

...Миссия ООН в Грузии открывает с одобрения абхазской стороны... автобусный маршрут Абхазия - Грузия - Абхазия. А у меня опять вопрос: это маршрут через государственную границу или переправа через реку в рамках одной страны, или, если угодно, в рамках двух сторон. Я не услышала ничего о создании режима, который принят при пересечении государственной границы, тем более, опять же - в страну, с которой мы находимся в состоянии войны... Видимо, это тоже из затянувшегося сериала непостижимых дипломатических удач. Следующей в перечне "укрепления мер доверия" вполне может стать железная дорога... Единственно, что стало ясно в последние дни, что мы опять станем чьим-то участком железной дороги. Хотелось бы знать - все же чьим?...

... Но вот, наконец-то, добрались до Гала - офис по правам человека, полицейский компонент. Это не к вопросу о необходимости соблюдения прав человека и наведения правового порядка. Это к вопросу о том, что есть Гальский район - буферная зона, ничейная Самурзакань? А если Абхазия, то позвольте, почему наше правительство отдает эту территорию на откуп неправительственному сектору или ООН? Почему? Ведь тем самым оно признает свою недееспособность перед тем самым мировым сообществом, о мнении которого так печется наше главное внешнеполитическое ведомство".

Газета "Форум" (№6 от 06,03,06) публикует интервью командующего КСПМ СНГ генерала Сергея Чабана

"Сергей Яковлевич, какова, на Ваш взгляд, ситуация в зоне ответственности КСПМ стран СНГ?

Ситуация в зоне ответственности Коллективных сил по поддержанию мира стран СНГ на сегодняшний день ничем не отличается от той, которая складывалась, скажем, неделю назад. Вместе с тем, надо отметить, что в начале этого года в зоне безопасности наблюдалась непростая обстановка: было зарегистрировано несколько фактов похищения людей. Происшествия следовали, буквально, одно за другим. В связи с этим было принято решение о пересмотре режима миротворческой операции: произведено усиление патрулирования в зоне безопасности, и все наблюдательные посты переведены на режим контрольно-пропускных пунктов. Эти мероприятия позволили улучшить существенным образом ситуацию в зоне безопасности. На протяжении месяца не было случаев похищения людей, ограбления граждан и автобусов. Вот только, буквально, на днях было предпринято похищение девочки в зоне безопасности. Преступники попытались вывести ее из Гальского района в сторону Зугдидского района. Но благодаря своевременным действиям эта попытка была пресечена. В общем, я оцениваю обстановку в зоне ответственности КСПМ как напряженную, но стабильную.

Грузинские власти заявили о своем намерении вывести миротворческие силы, и в этой связи ими осуществляются акции по дискредитации миротворцев, и в этом аспекте, какие сложности стали возникать в Вашей службе?

Желание вывести миротворцев существует - другое дело, насколько оно реально. И даст ли грузинский парламент действительно объективную оценку роли миротворцев. Целесообразность и эффективность пребывания миротворцев в зоне конфликта - это принципиальный вопрос. Если потребуется, то мы сделаем все, чтобы поставить вопрос на самом высоком уровне для оценки нашей миротворческой деятельности по достоинству. В соответствии с нашим мандатом, мы периодически обсуждаем эффективность нашей деятельности вместе с представителями ООН различного уровня, в том числе со спецпредставителем Генерального секретаря ООН Хайди Тальявини. Сейчас, например, прорабатывается вопрос о проведении во второй половине марта трехсторонних консультаций с абхазской и грузинской сторонами для того, чтобы заслушать мнения всех участников переговорного процесса и их пожелания на предмет того, какой они хотели бы видеть деятельность миротворцев. При этом, также очень важно уточнить еще раз, как каждая из сторон понимает положения мандата. Это очень важно и для того, чтобы снять некоторые вопросы к 1 июля, когда предполагается проведение парламентских слушаний в Тбилиси. Замечу, что по мандату у КСПМ СНГ всего двенадцать основных задач, которые неразрывно связаны между собой и направлены на достижение одной общей цели - окончательного мирного урегулирования грузино-абхазского конфликта.

А как на сегодняшний день решается вопрос с визами для военнослужащих КСПМ?

Я считаю, что визами должны заниматься только уполномоченные на то органы государственной структуры. В России этим занимается министерство иностранных дел. В Грузии тоже должно быть так. Я считаю действия начальника военного департамента Грузии и принятое им решение по отношению к миротворцам преждевременными, а главное - незаконными. Кроме того, замечу, что, по московскому соглашению, в двенадцатикилометровой зоне безопасности по одну и по другую стороны могут находиться только представители правоохранительных органов. Там не имеют права находиться военные, в том числе и военная полиция. Этот факт не может не вызывать недоумения. На основании положения о КСПМ СНГ, подписанного главами СНГ 19 января 1996 года, мы находимся здесь, а основным документом для нас является удостоверение военнослужащего КСПМ СНГ, которое есть у каждого. Если же грузинская сторона настаивает на введении виз, то это является предметом межгосударственных переговоров.

Осуществляется ли КСПМ СНГ мониторинг в Кодорском ущелье, в особенности в его верхней части, дает ли возможность грузинская сторона проверять патрулям КСПМ СНГ все интересующие их регионы?

В соответствии с Московским соглашением, мы должны проводить мониторинг в Кодорском ущелье на предмет наличия тяжелого вооружения и воинских формирований. В 2005 г. у нас была возможность провести такой мониторинг только в нижней части ущелья, а в верхней части не проводили по двум причинам: во-первых, разрушенный мост не давал возможности пересечь его на транспортных средствах; во-вторых, по причине предоставления действительных гарантий безопасности грузинской стороной. Как правило, мы эти проверки всегда осуществляем совместно с представителями ООН. В этом году опять планируем возобновить мониторинг Кодорского ущелья, как только позволят погодные условия и, соответственно, состояние дорог.

Как Вы оцениваете уровень взаимодействия с местными органами власти Абхазии, в частности с правоохранительными структурами?

Руководство Абхазии неоднократно давало высокую оценку роли миротворцев в зоне конфликта и положительно отзывалось об уровне взаимодействия с местными органами власти. У нас постоянно существуют контакты, как с представителями Гальского района, так и с представителями Зугдидского района. На последней встрече, проходившей на высоком уровне, было принято решение о назначении координаторов с абхазской и грузинской сторон. Я считаю, что на сегодняшний день это играет положительную роль. Появилась реальная возможность оперативно влиять на ситуацию. Мы постоянно взаимодействуем с правоохранительными органами конфликтующих сторон, но, особенно, по линии МВД. Такое взаимодействие позволяет активно реагировать и принимать решения по всем соответствующим направлениям. Так, 27 февраля, по информации сотрудников внутренних дел Гальского района, в селе Саберио того же района, вдоль дороги между 205 и 211 наблюдательными постами миротворческих сил КСПМ СНГ были обнаружили три фугаса от 122-миллиметровой артиллерийской установки. На место происшествия прибыли представители Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта, сотрудники Гальского РОВД и Гальского отделения СГБ. Совместными усилиями сотрудников правоохранительных органов и миротворческих сил СНГ фугасы были обезврежены. Возбуждено уголовное дело, следствие ведет прокуратура Гальского района.

За время миротворческой миссии от рук грузинских террористических формирований погибло более ста миротворцев, предпринимаются ли какие-либо шаги на официальном уровне для привлечения к ответственности виновных, ставится ли этот вопрос перед международными организациями?

По каждому случаю гибели офицера, солдата, прапорщика проводится доскональное расследование. В расследовании всегда принимает участие военная прокуратура КСПМ, находящаяся в зоне безопасности. Она и принимает решение о привлечении виновных к ответственности. За тот период, пока я прохожу службу, необходимости в привлечении международных организаций по факту гибели миротворцев не было. Сложные периоды были, насколько я знаю, в 1998-1999 гг. По всем фактам есть материалы, над которыми работала исключительно наша военная прокуратура; но, при необходимости, во время проведения расследований прокуратура взаимодействует и с правоохранительными органами сторон.

А каковы взаимоотношения с местным населением?

Любой вооруженный конфликт несет людям боль и горе. А приход миротворцев - это едва ли не последняя надежда на то, чтобы, наконец, прекратить бессмысленное кровопролитие. По большому счету, ценой десятков жизней наших миротворцев нам удалось прекратить вооруженное противостояние сторон. Простые люди далеки от чьих-то политических амбиций и национальной розни. Для них гораздо важнее мир, стабильность и будущее их детей. Поэтому прилагаемые нами всесторонние усилия находят у местного населения только поддержку. При этом нельзя забывать о том, что миротворцы выполняют и гуманитарную миссию. К командованию КСПМ, военнослужащим ежедневно за помощью обращаются местные жители по самым разным вопросам. Спектр гуманитарных задач, решаемых нашими военнослужащими, достаточно широк. Большой эмоциональный эффект вызвало празднование 60-летия Победы. Каждому участнику Великой Отечественной войны, в том числе и в Гальском районе, были вручены юбилейные медали. На торжественных собраниях, возложениях цветов к памятникам и обелискам звучали искренние слова, обращенные к ветеранам, воинам, отстаивавшим Родину от фашистского агрессора.

В ооновских документах постоянно говорится о том, что КСПМ СНГ справляются с возложенными на них обязанностями, а потому - можно ли ожидать от миссии ООН реальных шагов по пресечению провокационных действии грузинских властей?

Мы в своей миротворческой деятельности, как я уже упоминал, тесно сотрудничаем с миссией ООН. Эти контакты имеются на высоком уровне, в частности со специальным представителем Генерального секретаря ООН по Грузии и Главным военным наблюдателем МООННГ. Мы также анализируем нашу совместную деятельность. Не было еще случаев, чтобы деятельность КСПМ была оценена отрицательно. ООН всегда оценивает деятельность КСПМ СНГ положительно. Для нас это очень важно.

Как, на Ваш взгляд, будут развиваться события в случае принятия Грузией решения о прекращении миротворческой операции КСПМ СНГ и насколько реальна такая перспектива?

На мой взгляд, развиваться события могут только так, как и создавалась структура КСПМ - на основании решения глав государств СНГ. Если главы государств СНГ, на основании требования грузинской стороны, примут решение о выводе и на этот счет будет подписан соответствующий документ, последует соответствующее указание МО России. Пока не будет этих решений, миротворцы будут стоять на своем месте. Делать прогнозы - не моя прерогатива. Но, на мой взгляд, главы государств СНГ и руководство России могут принять решение о выводе миротворцев только в том случае, когда миротворцы выполнят свои задачи, и только в том случае, когда в данном регионе будет гарантирован мир. А эти гарантии могут быть получены только в результате переговоров на самом высоком уровне и подписания соответствующих договоров - о невозобновлении боевых действии. А выводить миротворцев, зная о том, что на следующий день может произойти непредсказуемое - это неразумно. А это, в свою очередь, объективно - невыгодно ни одной из сторон".

Газета "Эхо Абхазии" (№10 от 7.03.06) публикует интервью премьер-министра Александра Анкваба.

"...28 февраля и 1 апреля прошлого года на Вашу жизнь были совершены покушения, о которых в свое время много говорилось в абхазских и зарубежных СМИ. Есть ли какие-то подвижки в следствии?

Я не вмешиваюсь в дела следствия. О том, как оно идет, могут рассказать в Генпрокуратуре. Хотя и не скажу, что я безучастен к расследованию. Я тоже не сижу сложа руки, и пусть никто не думает, что все так уж глубоко законспирировано и никто не "наследил". Это было бы для некоторых глубоким заблуждением. Если же давать глубокую оценку тем событиям годичной давности, я бы сказал так: была задача столкнуть нашу республику с дороги стабильного развития в правовом русле, на которую мы тогда выходили, в прежнее состояние общественно-политического хаоса. Такое событие - нерядовое для Абхазии. Заказчики и исполнители этого преступления вряд ли задумывались о том, что если бы исполнилось задуманное ими, история Абхазии должна была стать историей страны убитого премьер-министра. Но, они просто преследовали свои интересы. Конечно, если быть покладистым, если никому не мешать, если со всем соглашаться, если не перекрывать преступные каналы поступления денег, если не пресекать факты расхищения бюджетных средств, способствовать произволу, то, конечно, никто в тебя стрелять не будет. В таком случае этих людей Анкваб вполне устроил бы.

В адрес нынешнего правительства не раз звучала критика за намерение "продать все, что продается. Что Вы думаете поэтому поводу?

Я думаю, что есть люди, которые все равно будут придираться к чему угодно. А если кто-то не понимает, что приватизация - это и есть продажа собственности частным лицам, то это его проблемы и тут нужен ликбез. Этот вопль: "Анкваб продает Родину", напоминает мне слоган времен борьбы в СССР с космополитизмом: "Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст!". Хочется спросить у таких: если мы провозгласили курс на строительство государства с рыночной экономикой, то как вы собираетесь обойтись без частной собственности, к примеру, в промышленности?

...Говорят еще об отсутствии прозрачности в процессе приватизации, упрекая правительство, что не проводят тендеры. Однако, хочу проинформировать, что нами было объявлено два тендера, однако никто не принял в них участия. Повторные попытки также не принесли результатов. Хотя я уверен, что в любом случае найдутся охотники позлословить..."