ЭКОНОМИКА

"Счетная палата СГД направила в прокуратуру Самарской области материалы проверки, в ходе которой были выявлены факты неправильного расходования средств областного бюджета, выделенных администрации Самары на ремонт и содержание городских дорог. В мэрии утверждают, что не видят в этом политической подоплеки, - пишет газета "Самарское обозрение" (16.03.2006). - "Всего за два года Самара получила из губернской казны субвенций в сумме 279 млн. рублей, предназначенных на строительство, ремонт и содержание дорог. В частности, аудиторы Счетной палаты выяснили, что в 2004 году за счет этих средств 7 млн. рублей были необоснованно потрачены на оплату благоустройства территории храма Кирилла и Мефодия, подворья "Радонеж" и монумента Славы. На протяжении двух лет департамент городского хозяйства Самары, по мнению Счетной палаты, нецелевым образом израсходовал 5,8 млн. рублей на устройство освещения, установку дорожных знаков и светофоров на участке улицы Ново-Садовой, так как деньги областного бюджета не предназначались на благоустройство территории возле дороги. "В конкурсной комиссии, действующей при департаменте городского хозяйства, имеют место случаи необъективного подхода при определении подрядных организаций для выполнения работ по текущему ремонту дорог. Кроме того, проверка установила существенное отличие практических объемов, видов и участков выполненных работ от выставленных на торги, а также не предусматривавшихся графи­ком производства работ", - сообщил аудитор Счетной палаты СГД Владислав Демьянович. Заместитель главы администрации Самары Владимир Василенко заявил, что названные факты не являются нарушениями. "Что касается благоустройства территории Самары во время подготовки к Кирилло-Мефодиевским чтениям, мы делали запрос в областное министерство финансов, получили документ, что деньги на благоустройство можно провести по статье содержания улично-дорожной сети, только тогда было принято постановление главы города", - сказал Василенко. Депутаты губернской думы также высказали мнение, что не видят в результатах проверки Счетной палаты серьезных нарушений. "Те нарушения, которые отмечены Счетной палатой, характерны для всех муниципалитетов. Деньги не ушли на сторону, они были использованы по рекомендации министерства финансов Самарской области. Счетная палата как контролирующий орган отмечает факт нецелевого использования средств, и она правильно все отмечает. Но нужно навести порядок в расходовании средств и в департаменте, и в мэрии, и в министерстве финансов. Это общая ошибка, которую выявила Счетная палата", - утверждает председатель комитета СГД по промышленности Александр Колычев. В Счетной палате сообщили, что материалы проверки после ее завершения были направлены в прокуратуру Самарской области.

"Руководство ЗАО "Куйбышевазот" вместе с подконтрольным ему ООО "Куйбышевазот-плюс" аккумулировали в своих руках более 50% акций нефтехимического завода, чтобы обезопасить предприятие от недружественного поглощения сторонними структурами", - пишет "Самарское обозрение". - "Интрига вокруг акций "Куйбышевазота" возникла весной прошлого года, когда ряд физических лиц начал их активную скупку. Тогда аналитиками стали выдвигаться версии, что КуАЗ подвергся недружественной атаке потому, что ни одна структура или частное лицо не владеют контрольным пакетом акций предприятия. На прошлогоднем собрании акционеров завода его генеральный директор Виктор Герасименко заявил, что это не является для предприятия проблемой, и в любой момент акционеры могут консолидировать до 90% голосов для принятия того или иного решения. Тем не менее весь прошлый год топ-менеджмент занимался консолидацией акций. В частности, в конце 2005 года при участии топ-менеджеров КуАЗа было создано ООО "Куйбышевазот-плюс". Это объяснялось стремлением группы акционеров выработать единую стратегию при принятии перспективных решений. "Теперь при голосовании на собраниях акционеров будет выступать и "Куйбышевазот-плюс" как владелец блокпакета акций компании", - заявили "Самарскому обозрению" на КуАЗе. Согласно отчетности КуАЗа за 4 квартал 2005 года, пакеты акций, принадлежащие Виктору Герасименко и председателю совета директоров предприятия Юрию Шульженко, уменьшились до менее чем 5%, в то время как ранее им принадлежало 7,2% и 5,4% акций ЗАО соответственно. Сокращение пакетов связано с внесением менеджерами части своих акций в уставный капитал "Куйбышевазот-плюса". На сегодня акции КуАЗа принадлежат ООО "Куйбышевазот-плюс" (25%), ООО "Тольяттихиминвест" (5%) и менеджменту предприятия (36%). Большая часть остальных акций (34%) распределена между работ­никами "Куйбышевазота". Совокупный пакет руководства КуАЗа и подконтрольного ему "Куйбышевазот-плюса" делает менеджмент нефтехимического предприятия его фактическим владельцем. Ранее начальник отдела ценных бумаг предприятия Сергей Бобровский не исключал, что менеджмент заинтересован в дальнейшем увеличении своего пакета. 21 апреля на КуАЗе состоится общее годовое собрание акционеров. Повестка дня пока неизвестна, однако, как прокомментировали "Самарскому обозрению" в ИГ "Атон", каковы бы ни были вопросы, которые должны решить акционеры, в их принятии можно не сомневаться. Противникам команды Герасименко не удалось скупить сколь либо значимый пакет акций, тогда как топ-менеджеры завода укрепили свои позиции".

"16 марта в подконтрольном "Тольяттиазоту" Тольяттихимбанке и на самом предприятии прошли выемки документов", - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (17.03.2006). - "Как заявил "Коммерсанту" начальник пресс-службы следственного комитета (СК) МВД Геннадий Мельник, в начале марта было возбуждено еще два уголовных дела в отношении председателя совета директоров ОАО "Тольяттиазот" Владимира Махлая и управляющего Александра Макарова. Господину Макарову вменяют ст. 199 УК РФ ("Неуплата налогов"), а господин Махлай, кроме неуплаты налогов, подозревается в совершении мошенничества (ст. 159 ч.4). По информации одного из сотрудников завода "выемка прошла мирно, хотя и привлекался ОМОН". Суть новых обвинений в адрес господ Махлая и Макарова в СК пояснить отказались, сославшись на то, что идет следствие. Однако, по информации источника "Коммерсанта", "открылись новые эпизоды деятельности Махлая и Макарова, связанные с отмыванием средств". Кроме того, по его словам, не исключено, что в ближайшее время увеличатся налоговые претензии к ТоАЗу еще "на несколько десятков миллионов рублей". Комментируя прошедшие вчера выемки документов, пресс-секретарь предприятия Игорь Башунов заявил "Коммерсанту", что он ничего не знает о существовании новых уголовных дел, но, тем не менее, отметил, что "похоже, что это элементы давления со стороны неких рейдеров". Один из менеджеров ОАО "Тольяттиазот" пояснил "Коммерсанту", что новые уголовные дела действительно существуют, но, по его мнению, "они (следственный комитет.- "Ъ") просто взяли те же самые эпизоды и выделили в отдельное производство, добавив к ним несколько новых деталей",- объяснил менеджер. По его мнению, эти эпизоды можно было бы расследовать в составе того же уголовного дела, но следственная группа предпочла поступить по-другому. Как считает сотрудник "Тольяттиазота", "это было сделано для усиления психологического давления на руководство завода".

СУДЫ

"16 марта в самарском областном арбитраже состоялось второе предварительное заседание по иску теруправления Росимущества по Самарской области к российско-швейцарской фермерской компании "Тафко" о признании незаконной сделки купли-продажи 6,1% акций ОАО "Тольяттиазот" (ТоАЗ) от 1996 года и применении последствий недействительности сделки, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье". - "Суд принял ходатайство теруправления об уточнении и дополнении оснований иска, а также привлек к процессу в качестве ответчика "Российский фонд федерального имущества", а в качестве третьего лица - ОАО "Трансаммиак". Вместе с тем Росимуществу было отказано в истребовании у реестродержателя ТоАЗа - ООО "Волжско-Уралосибирский регистратор" - реестра акционеров, который истец надеялся получить, чтобы узнать, у кого в настоящий момент находятся спорные акции химпредприятия. Следующее заседание назначено на конец марта".

"Центральный спортивный клуб Военно-воздушных сил (ЦСК ВВС) хочет вернуть ледовый Дворец спорта в муниципальную собственность", - пишет газета "Репортер" (17.03.2006). - "Клуб подал исковое заявление в арбитражный суд Самарской области с требованием признать недействительной приватизацию Дворца спорта, которую в прошлом году провело ОАО "Форвард". Рассмотрев иск на предварительном заседании, судья назначил основное заседание на 21 апреля".

ПРОИСШЕСТВИЯ

"Около 1000 человек были эвакуированы 14 марта с предприятий, размещенных на промплощадке ОАО "Фосфор", - пишет "Самарское обозрение". - "Виной стало возгорание желтого фосфора, пары которого крайне опасны для человека. По данным "Самарского обозрения, ЧП случилось рано утром на территории бывшего цеха №7. Как выяснилось позже, в цехе опрокинулась емкость, содержавшая остатки желтого фосфора. В результате соприкосновения фосфора с воздухом начался пожар. Спустя некоторое время пары вредных веществ заполнили воздух не только на промплощадке, но и во всей округе. Сотрудники предприятия были вынуждены покинуть свои рабочие места. Отменили занятия в лицее №58 напротив здания заводоуправления. Как сообщил "Самарскому обозрению" главный инженер ООО "Химзавод" Владимир Смалюк, ликвидация опасных производственных объектов ОАО "Фосфор" осуществляется конкурсным управляющим Сергеем Ракитиным с нарушениями всех существующих норм и правил. В нарушение установленного порядка, предусматривающего разработку плана ликвидации, его экспертизу и выполнение самих работ, технологическое оборудование просто продается по цене металлолома. Затем оно демонтируется случайно нанятыми рабочими, причем ядовитые отходы нередко остаются на месте демонтажа. На прошлой неделе МЧС закончило на "Фосфоре" проверку, в ходе которой выявило ряд грубых нарушений экологического законодательства. По неофициальной информации, представители МЧС намерены передать результаты проверки в прокуратуру. "Конечно, я в курсе возгорания, которое произошло на промплощадке", - говорит Сергей Ракитин. - "Но что я могу сделать? За то время, что я работаю здесь, я сделал все, что смог. Вывез ртуть, мышьяк, излучающие элементы. Нанял охрану, специальную пожарную машину. Но поймите, я пришел на завод, когда здесь уже много наворотили. И утилизировать все вредные отходы я не могу только потому, что у меня нет физической возможности. Нет денежных средств. Я ведь не могу не платить зарплату охранникам. Без них положение дел будет еще хуже. Кроме того, передо мной множество других не менее важных вопросов. Например, огромный долг по зарплате".