Виктор Якубян: "Карабахская телега" - помеха на иранской магистрали
Непосредственно после переговоров между президентами Армении и Азербайджана в Рамбуйе, когда стало ясно, что чуда в карабахском вопросе не случилось, процессы в Армении вернулись было на круги своя, однако круги эти оказались несколько смещены. В случае с Азербайджаном "круги" эти тоже видоизменились - стали глубже и менее удобны для скольжения. Как ни называй итоги переговоров во Франции - провалом, неудачей, неожиданным поворотом переговорного процесса или его логическим промежуточным итогом, суть дела от этого не меняется - общества двух стран в одночасье осознали, что настал новый расклад, новый этап, требующий осмысления.
Опасная телега
2006 был предварен громкими заявлениями западных общественных, а затем и официальных организацией о скором разрешении карабахского конфликта. Переговоры во Франции к успеху не привели, но со всей определенностью можно сказать, что заграничные "оптимисты" так легко не сдадутся и предпримут все меры для того, чтобы сорвать с места эту тяжелую телегу - карабахский процесс. При этом они прекрасно осознают, что специфика процесса заключается в одной очень важной детали - сорвав эту телегу с места, ее будет очень трудно или даже невозможно остановить, а тем более спрогнозировать, в какую сторону она покатится.
По идее, в Рамбуйе должны были столкнуться армянский конструктивизм, "уверенный" в том, что им невозможно воспользоваться, и азербайджанский радикализм - заведомо напускной, а потому не прикладной.
При этом, вне зависимости от предлагаемых сторонам схем и тезисов, нулевой итог переговоров прогнозировался наперед и был довольно точно предсказан как армянскими, так и азербайджанскими аналитиками. На чем же тогда основывался оптимизм посредников? Ответ здесь может быть только один. А именно... Оптимизм посредников был также показным. Но важная деталь - он был к тому же и целевым. Цель эта, очевидно, состояла не в том, чтобы поднять настроение президентов, усыпить их бдительность и сунуть-таки на подпись заветное соглашение. Вовсе нет. Цель заключалась в том, чтобы загодя создать такую ситуацию, при которой "нуль" в Рамбуйе прозвучал бы угрюмым диссонансом всей логике, настроению, если хотите, "новой обнадеживающей свежести" набившего оскомину переговорного процесса. Так и вышло... А что получили страны-сопредседатели (Россия, Франция, США) в сухом остатке? Они получили новую реальность, то, к чему действительно стремились если не все из них, то некоторые точно.
Возвращаясь к телеге... С некоторых пор посредники осознали, что сдвинуть ее с мертвой точки возможно, только убрав из-под нее землю. Мало того, с определенного момента реализация данной затеи приняла крайне срочный характер, ибо Россией была поднята очень неприятная для западного политического истеблишмента идея - универсальность косовского прецедента. Жесткая хватка сторон карабахского конфликта должна была быть ослаблена до его появления, поскольку после этого будет бит главный и единственный козырь одной из сторон переговорного процесса - принцип нерушимости территориальной целостности. Этого козыря просто не станет. Зато новую силу обретет другая - доселе менее котируемая на переговорном столе карта - право народов на самоопределение. После этого, азербайджанской стороне можно посоветовать свернуть переговоры в карабахском направлении и заняться превентивными действиями в некоторых других районах страны. По-существу, задача Запада (здесь - больше ЕС) состоит в том, чтобы до определения статуса Косово пустить карабахский процесс по совершенно новой линии, предначертанной каким-либо локальным документом, вывести его за рамки противостояния вышеуказанных принципов. Другой вариант - заморозка косовского процесса до внесения ясности в ситуацию в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Карабахе. (Кстати, неожиданная смерть
Развивая данную логику, нельзя не обратить внимания на тот факт, что именно армянская сторона, которая, кажется, должна была быть менее сговорчива, прибыла в Рамбуйе под "личиной" стороны, готовой к компромиссам. Такая тактика позволила бы взвалить на Баку ответственность за нулевой итог переговоров - мол, Азербайджан вновь оказался к компромиссам не готов. В целом, переговоры в Рамбуйе могли развиваться по двум сценариям - или
Судя по последовавшими за Рамбуйе событиями, армянский конструктивизм, как мы уже оговорились - субстанция сугубо тактическая, столкнулся с неким маневром азербайджанской стороны, который не вполне укладывался в логику процесса. К примеру, Ильхам Алиев мог проявить реальную готовность перейти от слов к делу и на первом этапе удовлетворить предложения посредников по ключевым вопросам преодоления ситуации статус-кво. И здесь дело, естественно, не в склонности Алиева преподносить приятные сюрпризы, а в его обязательствах перед Западом, в недавнем прошлом молчаливо взиравшего, как президент Азербайджана ломает хребет своей оппозиции. Встречу в Рамбуйе США предварили массированным внедрением нескольких ключевых идей: ввода в зону карабахского конфликта международного миротворческого контингента, открытия транспортных коммуникаций, возвращения беженцев, а в качестве механизма решения наиболее острой проблемы - статуса Нагорного Карабаха - нового референдума, несколько отложенного по срокам. Если допустить, что Алиев, в преддверии встречи с Кочаряном наводнивший эфир воинственной риторикой и радикальными выкладками, "неожиданно" пошел навстречу такому плану, то естественной реакцией президента Армении стал бы лобовой напор на уточнение всех деталей референдума, его сроков, правовой основы, механизмов проведения и т.д. В данной ситуации с армянской стороны мог быть выдвинут и другой вопрос из разряда "неберущихся" - к примеру, желаемый для сторон состав миротворческого контингента. Таким образом, "конструктивизм" Баку мог разбиться об "суперконструктивизм" армянской стороны - игра довольно рисковая, но на первом этапе снимающая груз ответственности со сторон, создавая каверзу для посредников.
"Пострамбуйе" - хронология
Вернувшись с переговоров, армянская сторона перешла к мерам превентивного характера, которые были призваны отвести возможный прессинг со стороны США. Усилия Госсекретаря США, которая до встречи в Рамбуйе переговорила с каждым из президентов в отдельности, оказались, в определенной мере, тщетны. Что-то не сошлось... Как заявил Кочарян уже по возвращении в Ереван в специальном интервью, посвященном переговорам в Рамбуйе, сторонам "не удалось договориться вокруг одного важного принципа". В чем заключается этот принцип - в статусе или составе миротворческого контингента - остается только гадать. Ясно лишь одно, что президент Армении имел ввиду не "территориальную целостность Азербайджана". Так или иначе, Ереван решил не мудрствовать лукаво и, на всякий случай, показал когти. В свою очередь, Баку несколько остыл, предпочитая наблюдать за дальнейшим ходом событий. По сути, после переговоров в Рамбуйе бравировать воинственными заявлениями уже совершенно бессмысленно - войну или следует начинать, или помалкивать о ней.
Что касается реакци карабахского президента
Было бы наивно предполагать, что США - основной лоббист идеи ввода миротворцев, будут с умилением взирать на телодвижения Еревана и Степанакерта. Вашингтон, практически завершивший обработку Азербайджана, был готов к предвиденным шагам Армении и мгновенно делегировал в Ереван сразу нескольких своих ведущих функционеров. Пока
Резюме
Американцы планомерно готовят Южный Кавказ к возможным эксцессам в Иране. Это практически не вызывает сомнения, учитывая военную активность США в регионе. Наличие карабахского конфликта в существующем виде является фактической и непреодолимой пробкой. Регион превращен в крайне неудобную с военно-тактической и коммуникационной точек зрения площадку. Просчитать время массированного давления на Иран сегодня можно, наблюдая за тактикой США в урегулировании карабахского конфликта. Если Вашингтон принуждает стороны к решению проблемы в 2006 году - значит, он надеется сомкнуть кольцо вокруг Ирана не позднее 2007-2008 гг. Вашингтону необходимо убрать карабахскую телегу с иранского хайвея. Тянуть с иранской проблемой Буш просто не в состоянии, поскольку в 2008 году грядут президентские выборы. Уже сегодня более половины американцев выступают за отставку Буша, ставя ему в вину войну в Ираке и разрешение на тайное прослушивание телефонов, что тоже связано с реализацией авантюры под названием "Большой Ближний Восток".
Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа