В пятницу, 10 марта в Москве в конференц-зале издательства "Европа" состоялся круглый стол на тему "Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских отношений", посвященный выходу в свет одноименной книги осетинского историка Марка Блиева. Эта книга вышла в 2006 году в издательстве "Европа" при поддержке некоммерческого фонда "Кавказский институт демократии".

Представляя книгу Блиева, профессор кафедры российской истории и кавказоведения Североосетинского Государственного университета, заместитель директора Института истории и археологии Республики Северная Осетия - Алания Руслан Бзаров отметил, что она стала результатом многолетней работы автора над проблемами истории Осетии и Кавказа в целом. Как сказал Бзаров, новая книга Блиева отличается от его предыдущих, чисто академических работ "откровенностью боли" и "прямотой оценок". В первую очередь это относится к тем частям книги, которые повествуют о политике, проводимой в отношении осетинского народа меньшевистским правительством Грузии в 1918-1922 годах и правительством Звиада Гамсахурдиа. Выступающий также подчеркнул, что автор книги последовательно проводит следующую мысль: осетинской народ воспринимает Россию как свое национальное государство. Это восприятие, как отметил Бзаров, основывается на "культурных смыслах, общих для осетин".

В ходе круглого стола участники не раз переходили от обсуждения исторического труда Блиева к вопросу о современной ситуации в Южной Осетии и вокруг нее.

Выступивший с докладом полномочный представитель президента Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрий Медоев обратил внимание участников на актуальность исторических проблем, исследуемых в книге Блиева, для верного понимания сегодняшнего состояния осетино-грузинских отношений. По словам Медоева, напряженность в югоосетинском вопросе служит "перманентным отрицанием грузинской общности" и свидетельством того, что Грузия является на сегодняшний день "несостоявшимся государством". Медоев говорил также о необходимости международного признания Южной Осетии.

Президент фонда "Политика", член Общественной палаты РФ Вячеслав Никонов поддержал последний тезис Медоева. Он отметил, что территориальная целостность государств, имеющих отношение к югоосетинскому конфликту - это не единственный ориентир в его решении. Никонов также подчеркнул, что на сегодняшний день категорически невозможен вывод российских миротворцев из Южной Осетии. Он напомнил, что в последние месяцы ситуация там балансирует на грани войны, и вывести миротворцев означало бы подвергнуть большое количество населения смертельной опасности.

Ведущий телепрограммы "Судите сами" (Первый канал) Максим Шевченко, определив нынешнюю политику Тбилиси как неадекватную, остановился на проблемах осетин как "разделенного" народа. Как отметил Шевченко, необходимо помнить, что и ряд других народов Кавказа (например, лезгины, проживающие в Дагестане и в Азербайджане) разделены сегодня государственными границами. Проблема требует особо осторожного подхода потому, что ситуация с осетинами в определенный момент может оказаться прецедентной: другие "разделенные" народы также потребуют дать им возможность воссоединения.

Заместитель управляющего директора ИА REGNUM Амиран Лагвилава указал на то, что сегодня имеет место фактическое "выживание" Российской Федерации из Закавказья, где Москва все меньше имеет возможности влиять на происходящее. По мнению Лагвилава, условием для политического диалога с Тбилиси может быть только признание грузинскими властями государственного статуса Абхазии и Южной Осетии.

Главный редактор ИА REGNUM Константин Казенин предложил посмотреть на ситуацию вокруг Южной Осетии в контексте внутренних проблем осетинского этноса. Как отметил Казенин, народ оказывается на перекрестке двух конфликтов - грузино-осетинского и осетино-ингушского, причем взаимосвязь этих конфликтов серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.

Ряд участников круглого стола жаловались на отсутствие на нем представителей грузинской общественности. Организаторы круглого стола заметили в ответ, что соответствующие приглашения были посланы, однако, судя по всему, оставлены без внимания.