"Суд присяжных не имеет себе равных как средство преодоления пассивности и безразличия людей": интервью Генри Резника ИА REGNUM
28 февраля Конституционный суд России закончил рассмотрение запроса президента Чеченской республики
REGNUM: Генри Маркович, не произошло ли с судом присяжных то же, что со всеми фундаментальными реформами последнего 15-летия - сначала они вводились под аккомпанемент громких деклараций, при всеобщем энтузиазме и активной поддержке сверху, а затем по мере их реализации выяснялось, что реформы сталкиваются с многочисленными и очень серьезными трудностями, так как затрагивают фундаментальные основы общества, мучительно медленно освобождающегося от советского наследия? Иногда складывается ощущение, что суд присяжных неудобен и невыгоден никому - ни обвинению, ни защите, ни подсудимым, ни потерпевшим...
Когда суд присяжных вводился, я был одним из самых горячих его сторонников и сделал все, чтобы этот институт у нас состоялся. Тогда ситуация была такова, что суда присяжных не хотел никто из профессионалов. Ни суд, ни прокуратура, ни даже адвокатура не хотели его, так как суд присяжных предъявляет к профессиональным юристам повышенные требования. Хотят этого только те люди, которые рассчитывают добиться справедливого решения своей судьбы, т.е. те, кто знают, что невиновны, или те, чья вина не доказана.
REGNUM: То есть те, кто полагает, что правосудие обитает где-то вне официальных структур - в душах простых людей?
Да, и в этом нет ничего удивительного. В нашей стране сформировалось удивительное правосудие - правосудие без оправданий. Примерно с середины 60-х по середину 80-х годов оправдательных приговоров просто не было, они вымерли. Сейчас в наших судах выносится 0,8 процента оправдательных приговоров. Понятно, что в такой обстановке судьи не судят, если понимать под правосудием действия, направленные на то, чтобы рассудить, а не на то, чтобы автоматически осудить обвиняемого. В такой ситуации люди просто не могли рассчитывать на оправдание в профессиональном суде. А суд присяжных - это та форма организации правосудия, где реально действует презумпция невиновности, где сомнения толкуются в пользу стороны защиты. Однако и адвокатура не хотела его, потому что не только судьи разучились судить, а прокуроры - обвинять (потому что им не было никакой необходимости убедительно обосновывать свою позицию; обвинительное заключение просто воспроизводилось в приговоре), но и адвокаты, изнемогшие в борьбе с таким тандемом, постепенно разучались защищать.
Суд присяжных имеет очень долгую историю. Давно уже было осознано, что правосудие - слишком серьезная вещь, чтобы доверять ее юристам. Народное начало в правосудии наряду с публичным началом присутствовало с древнейших времен. Сейчас мало кто помнит, что в 1918 году после разрушения старой судебной системы Декретом о суде №2, автором которого был сам Ленин, вводилась такая форма правосудия как "двенадцать представителей народа". В сущности - аналог суда присяжных. Полностью покончено с этим было только в 1922 году. Появившиеся позднее "тройки" представляли собой ухудшенный вариант шеффенского суда, где вместе с профессиональным судье решают дела представители народа.
Возникает вопрос: что лучше для нас - классический вариант суда присяжных, который существует в Англии 800 лет и в Америке 200 лет, или трансформированный вариант вроде шеффенского суда, который действует во Франции и в Германии? Для меня сомнений не было - для нашей страны нужен классический англосаксонский вариант.
REGNUM: Не явились ли следствием такого заимствования завышенные ожидания, когда казалось, что пересадить к нам институт, отточенный многими столетиями бытования на другой почве, проще простого? Но готов ли наш народ вершить правосудие? Были надежды, что люди с улицы будут судить справедливо, что они настроены на правосудие, однако, как показало, например, дело Ульмана, люди с улицы могут быть настроены и на осуждение...
Подобные рассуждения - не что иное, как интеллигентский снобизм. Решение вопроса о том, был факт или не был, не требует никаких профессиональных познаний.
В воспоминаниях Короленко есть эпизод со знаменитым Мултанским делом. Семерых вотяков (сейчас их зовут удмурты), язычников обвиняли в том, что они с ритуальной целью лишили жизни русского мужика. Это дело стояло в одном ряду с делом Бейлиса, оно было инспирировано властью. Скамья присяжных полностью состояла из таких же русских православных мужиков, ни одного удмурта там не было. И эти присяжные вынесли оправдательный вердикт. Короленко, который освещал этот процесс как судебный репортер, вспоминает, что подошел к старшине присяжных, чтобы поблагодарить его за справедливое решение, и увидел, что тот настроен как-то нерадостно. И в ответ на слова благодарности от журналиста он говорит: "Ну да, мы их оправдали. Но скажи, барин, как же нам все-таки этих колдунов найти и извести?.." Темный, суеверный, дремучий мужик, верящий в колдунов!.. Но перед ним стоит вопрос не вообще о колдовстве, а о том, есть ли доказательства вины вот этих конкретных людей...
Это ответ тем, кто говорит, что для того, чтобы осуществлять правосудие, нужны специальные познания.
И как можно говорить о том, что мы заимствуем что-то с Запада? А пятьдесят лет суда присяжных в России? Экспериментом были советские "тройки", а суд присяжных - традиция.
Знаете, почему рухнул мощный тоталитарный режим в нашей стране? Конечно, свою роль сыграли и правозащитники, и "тлетворное влияние Запада", но главным образом он разбился о здравый смысл людей. Наступило полное отчуждение власти от народа, потому что здравый смысл людей никогда не покидал. В 1967 г. в "Новом мире" было опубликовано прекрасное стихотворение Ганса Магнуса Энценсбергера "О трудностях перевоспитания":
Воистину великолепны великие замыслы:
Рай на земле, всеобщее братство,
Перманентная ломка...
Все это было бы вполне достижимо,
Если б не люди... Люди только мешают:
Путаются под ногами, вечно чего-то хотят.
Сегодня на карту поставлено
Все наше будущее, а они говорят:
"Недурно бы выпить пива!"
"Подраться бы нужно от скуки
И нос до крови расквасить!"
Ну, скажите, можно ли с ними построить
Могучее государство?
Иногда говорят, что народ жесток. Но как социолог, могу вам сказать, что личность - это не только сам индивид, но и обстоятельства, в которых он существует. Человек пришел с работы, сел перед телевизором отдохнуть, а на него обрушивается поток негативной информации - преступность растет, преступники наглеют... Как он реагирует? Требует восстановления смертной казни. Но я в свое время проводил опрос, изучая, как можно примирить такую общую оценку ситуации с абсолютным учетом тех обстоятельств, которые повлияли на совершение конкретного преступления. Людям давались тесты, они входили в положение обвиняемого и учитывали все то, что в конкретных случаях обусловило совершение преступления конкретным человеком. У знаменитого французского социолога и криминолога Эмиля Дюркгейма в программной статье "Норма и патология" есть формула - "преступление - это нормальная реакция нормального человека на ненормальные условия". Это не исключает, конечно, существования крайностей, страшных типов вроде Чикатило, но выяснилось, что есть закономерность - общественное мнение оценивает явление не по наиболее часто встречаемым случаям, а по тем ее проявлениям, которые наиболее порицаемы в глазах общества. Образ типичного преступника формируется на основе самых страшных случаев. Но когда люди садятся на скамью присяжных, им задается не вопрос как бороться с абстрактной преступностью, а их просят решить - виновен или не виновен конкретный человек, который находится перед ними. И нет авторитета, на который можно опереться...
REGNUM: Это совершенно справедливо, когда речь идет о бытовых преступлениях. Но ведь в деле Ульмана присяжные исходили не из того, что вошли в положение конкретного офицера. Они явно заняли принципиальную позицию...
Есть некие крайности, уникальные дела, на основании которых ни в коем случае нельзя выстраивать отношение к институту присяжных. Вспомним дело Веры Засулич. Говорят: "Как можно было ее оправдывать?! Она стреляла в человека". Но это не рядовое дело о терроризме, которых тогда рассматривалось много, и рассматривать его надо именно с точки зрения индивидуальных особенностей. Что побудило Засулич стрелять в петербургского генерал-губернатора Трепова? Трепов посетил тюрьму и распорядился выпороть 19-летнего арестанта - студента Боголюбова за незначительный проступок (забыл снять шапку). Юношу выпороли, и он повесился.
Два блистательных прокурора, которые затем украсили присяжную адвокатуру, - сначала Андреевский и потом Жуковский, сообщили министру юстиции графу Палену, что хотят в своей речи со стороны обвинения представить мотивом совершения покушения то возмущение, которое эти события вызвали в молодежной среде, и осудить действия Трепова. Но им было запрещено касаться этого. И возникла ситуация, когда, несмотря на очевидный произвол со стороны представителя власти, сводного брата царя, власть никак не реагирует. Значит так можно обращаться с простыми людьми? И гениально построил свою речь дотоле неизвестный адвокат Александров. Он оперся на то, что в суде присяжных вина - это не то, что в обычном суде; это не отношение к содеянному. Она включает в себя обязательно нравственный упрек, констатацию злой воли. Того, что человек виновен не потому, что он совершил это деяние, а потому что в этом деянии проявились его отрицательные качества, его безнравственность.
Присяжные, оправдав Засулич, от имени гражданского общества сказали власти: "Если ты, власть, будешь так поступать, если ты сама не будешь разбираться с произволом своих служителей, общество будет на него так реагировать".
Дело
REGNUM: Допустим, в этом уникальном деле проявился один из общественных комплексов. Но ведь у общества есть и другие комплексы...
Какие?
REGNUM: Например, ненависть к богатым. Что было бы, если бы присяжным довелось судить олигарха?
В этом случае скамья присяжных должна была бы быть подобрана из людей с разными установками. В процессе отбора участвуют обе стороны, и устранить тенденциозность - это была бы задача защиты. В совещательной комнате негативные установки можно перемалывать, когда люди включают свой здравый смысл. Откуда у нашей интеллигенции такое отношение к простым людям? Такое недоверие к способности присяжных прийти к справедливому решению вопреки собственным первоначальным предрассудкам совершенно неосновательно.
REGNUM: Противники суда присяжных ссылаются и на оправдательные вердикты в отношении заведомых преступников. Действительно, присяжные иногда оправдывают убийц...
Я могу утверждать, что наш суд присяжных демонстрирует те же закономерности, что и суды присяжных во всех странах. Доля оправдательных вердиктов везде примерно одинакова - около 20 процентов.
Какое решение примет профессиональный судья в деле об убийстве жены мужем, который, внезапно вернувшись домой, застал ее с любовником? Признает виновным, примет во внимание, что убийство было совершено в состоянии аффекта, вызванного неправомерными действиями потерпевшей, и, возможно, назначит минимальную меру наказания. А присяжные в такой ситуации человека оправдают.
Нашумевший случай в Иваново, где суд присяжных оправдал женщину, убившую своего мужа отнюдь не в состоянии аффекта, а предумышленно. Муж терроризировал ее и детей десять лет. Она стучалась во все двери и нигде не получила помощи. И однажды, когда он очередной раз пришел домой пьяный, избил ее, покуражился над детьми и завалился спать, она его убила. Ее оправдали, потому что присяжные подставляют себя на место подсудимого, а у профессионального судьи взгляд, как говорится, "намыленный".
Ничего лучшего для правосудия, чем суд присяжных, человечество еще не придумало.
REGNUM: Но ведь и этим механизмом можно манипулировать.
Да, дело Данилова, в которое я вошел уже после того, как вторая коллегия присяжных вынесла обвинительный вердикт, - это пример абсолютной манипуляции судом присяжных и нарушения закона.
Данилов обвинялся в государственной измене, выражающейся в форме выдачи государственной тайны. Но что такое государственная тайна? Это сведения, которые не являются широко известными. Перед первой коллегией присяжных абсолютно справедливо ставился вопрос о том, составляют ли сведения, которые были переданы Даниловым китайской стороне, государственную тайну. Защита показала, что эти сведения давно опубликованы и являются широко известными, и результат был закономерен - присяжные Данилова оправдали. Возможно, эти сведения когда-то и были секретными, но давно уже фактически рассекречены, опубликованы, и то, что они все еще числятся в каких-то списках государственной тайны, не может убедить присяжных в том, что тайной является то, что давно опубликовано в открытых источниках.
Но когда первый вердикт был отменен, судья объявил второй коллегии, что поскольку государственную тайну составляют секретные сведения, а понятие секретности - это правовое понятие, не относящееся к фактическим обстоятельствам дела, то такой вопрос присяжным задаваться не будет. Вопрос права мог быть трансформирован в вопрос факта очень просто, если бы защита поставила вопрос о том, были ли данные сведения опубликованы в открытой печати, но судья запретил присяжным рассматривать данный вопрос. Он поставил перед ними один вопрос - передавал ли Данилов сведения китайцам. Конечно, они отвечают положительно, да он и сам это не отрицает. А затем уже профессиональный судья решил вопрос о том, составляют ли эти сведения государственную тайну. В результате присяжные признали Данилова виновным, и суд назначил ему наказание в виде 14 лет лишения свободы.
Сторона защиты может противостоять таким манипуляциям, опротестовывая решение суда, чем мы сейчас и занимаемся.
Да, в этом деле, как и других политических делах, судьи предвзяты, настроены на обвинение. Но что лучше - суд присяжных, которым профессиональный судья может манипулировать в определенных случаях, или сам суд профессионального судьи, которым манипулирует власть и которого подкупает бизнес? Извините, мы живем в несовершенном мире! Человеческое учреждение по природе своей не может быть идеальным. У суда присяжных есть свои издержки. В конкретном процессе присяжные могут быть подвержены эмоциям, но здесь многое зависит от умения сторон - обвинения и защиты - обосновать свою позицию, апеллируя к их здравому смыслу.
Выбор такой - либо правосудие без оправданий, либо суд присяжных с двадцатью процентами оправдательных приговоров.
REGNUM: Может ли Валентин Данилов после вынесения обвинительного вердикта присяжными подать жалобу в Европейский суд по правам человека?
Да, можно поставить вопрос о том, что Данилов осужден несправедливым судом. Жалоба по этому делу уже подана, но не к самому вердикту присяжных, а по поводу нарушения норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Вопрос о подборе скамьи присяжных, где, как установила защита, присутствовали люди, лично зависимые от ФСБ, манипулировании, неравноправии сторон в процессе и других нарушениях может быть вынесен на рассмотрение Страсбургского суда.
REGNUM: Если это произойдет, это пойдет на пользу становлению института суда присяжных в России?
Полагаю, что да. Ориентироваться нужно на европейский стандарт.
REGNUM: Наше общество уже много лет переживает сложнейшую и болезненную трансформацию. В таком состоянии мы вводим некоторые институты, которые в известной мере забегают вперед по сравнению с нынешним уровнем развития общества, в надежде, что они послужат своего рода паровозами, тянущими развитие общества за собой. Суд присяжных является таким паровозом?
Да, разумеется. Суд присяжных - это не чисто юридическая, это политическая институция. Он не имеет себе равных как средство преодоления пассивности и безразличия людей. Инициативность и активность людей пробуждается в ситуации, когда от этих людей что-то начинает зависеть. Уже есть наблюдения, что честные судьи, которым довелось поработать с присяжными, уже не хотят возвращаться к прежней форме, то же относится и к некоторым прокурорам и адвокатам. Что касается самих присяжных, то, как правило, после участия в рассмотрении дела это уже другие люди. Они уже не могут принимать традиционного отношения власти к ним как быдлу. Пример - протест присяжных по делу Поддубного и Бабкова о контрабанде.
Политический характер этого института состоит в том, что присяжные - сами простые люди, решают сложнейшие вопросы, сами творят правосудие. При этом, кстати, укрепляется доверие к власти, когда они видят, что власть их не боится и им доверяет.
Давайте исходить из того, что в России живут абсолютно нормальные люди, пригодные для жизни при демократии, обладающие здравым смыслом, не изуверы, способные здраво оценивать все, что происходит вокруг. По-моему, история уже ясно показала, что магистральный путь человечества - это цивилизационные ценности, которые можно назвать западными. И если мы вошли в Совет Европы, то давайте жить по европейским стандартам. Да, наследие у нас не слишком привлекательное, но когда интеллектуалы начинают рассуждать о том, что мы как народ какие-то "не такие", подразумевая, что лично они-то как раз такие, как надо, а вот другие "не соответствуют", я призываю задуматься над ущербностью такой позиции.
В 1864 году, когда в России был введен суд присяжных, раздавались те же голоса - и "народ не готов", и "откуда взяться адвокатуре?", и "зачем нам эти западные ценности, ведь у нас свой путь?". Но Сергей Александрович Зарудный - человек, которому мы обязаны введением суда присяжных, отвечал: "Ничего, для большого дела найдутся большие люди". И суд присяжных и присяжная адвокатура стали гордостью России.