Самарские СМИ: старый устав, неутвержденный сенатор и приближающиеся выборы
ПОЛИТИКА
27 февраля самарский регполитсовет "Единой России" решил рекомендовать Генсовету партии поддержать на выборах мэра Самары, в случае если они будут проводиться всенародно, спикера губдумы, члена регполитсовета
Кстати, сам Алексей Ушамирский так же попал в поле зрения СМИ. Дело в том, что 22 февраля на заседании Совета федерации (СФ) в очередной раз не был рассмотрен вопрос о подтверждении полномочий министра транспорта самарского облправительства Алексея Ушамирского в качестве сенатора от губдумы, - пишет "Коммерсантъ-Среднее Поволжье" (27.02.2006). Этот пост стал вакантным после того, как 13 декабря прошлого года добровольно ушел в отставку прежний представитель областного парламента в СФ
И снова СМИ поднимают тему устава Самары. "Доработанный текст новой версии устава Самары и подписные листы в его поддержку направлены главе городского округа Георгию Лиманскому, - пишет "Самарское обозрение" (27.02.2006). - По федеральному законодательству документы такого уровня могу приниматься парламентом только после публичных слушаний, назначить которые может как глава города, так и дума. Исходя из этого у Лиманского сейчас есть два варианта решения вопроса - либо он официально проводит публичные слушания, либо сразу передает проект устава в думу, чтобы та назначила слушания. Как стало известно "Самарскому обозрению", проект устава на рассмотрение депутатам передан не был. Процесс его рассмотрения может занять несколько недель, так как в подписных листах содержится более 460 тыс. подписей. Многие депутаты считают большинство подписных листов липовыми. Депутат гордумы Олег Бубнов заявил "Самарскому обозрению": "Я уверен, что 70% подписей - фальсификаты. Поэтому Лиманский должен послать их на выверку в городскую избирательную комиссию". Но по информации первого заместителя главы администрации города
Тема совмещения и переноса на октябрь 2006 года выборов мэра Самары и депутатов губернской Думы остается актуальной и активно обсуждаемой в политических кругах. По информации газеты "Время" (27.02.2006), губернатор Константин Титов дал поручение проанализировать целесообразность совмещения. Экспертизой занялись и потенциальные участники кампании. Обнаруженное ими "своеобразие" совмещенной кампании обескураживает: возникают правовые коллизии, которые в итоге могут свести на "нет" все попытки заставить пересечься две "параллельные прямые" в одной точке - 8 октября. Первая неожиданность - появление фигур так называемых "кандидатов-двоеборцев", "кандидатов в квадрате". Речь о тех, кто попытается участвовать одновременно в выборах и главы города, и депутатов, несмотря на то, что закон запрещает совмещение двух выборных должностей. Совмещение действительно запрещает, а вот участие в выборах на эти должности - нет. Таким образом, один из аргументов, которым, по мнению экспертов, руководствовался "Белый дом", инициируя интригу с совмещением выборов, перестает носить характер непреодолимой силы. "Константин Титов, полагаю, должен вообще утратить интерес к совмещению. Если действительно можно участвовать и в тех, и в других выборах, то пропадает главная "фишка" совмещенных кампаний. Если спикер Думы Виктор Сазонов может баллотироваться сразу на два поста - а в основном речь пока идет о Сазонове, как главном претенденте, - то зачем тогда все это устраивать? Совмещение только усиливает возможности Сазонова, поскольку усиливает его ресурсы - он получает двойные возможности", - говорит профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии Самарского госуниверситета Евгений Молевич. Он считает, что в этом случае "Титов даст отбой". Между тем есть и другие причины, по которым идея совмещения может быть не реализована. Возникают правовые коллизии, одна из которых - реализация принципа равенства кандидатов. На это обратил внимание председатель Самарского горизбиркома Сергей Семченко. По его мнению, первая серьезная трудность возникнет при формировании избирательного фонда. Избирательный фонд на выборах главы муниципального образования - 1 млн., а максимальные расходы кандидата в депутаты губдумы - 3 млн. Каким же будет фонд "кандидата-двоеборца"? ФЗ "Об основных гарантиях" гласит, что в ситуации совмещения выборов предельные размеры расходования средств этих фондов исчисляются в совокупности по наибольшему из указанных предельных размеров. То есть подразумевается, что на обе избирательные кампании нельзя будет потратить более 3 млн. Исходя из того, что Самара имеет несколько депутатских округов (плюс выборы по спискам), возникает интересная ситуация: "кандидат в квадрате" получает заведомое преимущество перед другими кандидатами на должность главы муниципального образования. Как корректировать ситуацию, если областной парламент уже распущен и областной закон не подправить? Получается, чтобы соблюсти принцип равенства всех кандидатов, всем участникам предвыборной борьбы за кресло главы города придется одновременно баллотироваться и в Думу? Кандидат, который борется одновременно за кресло мэра и мандат депутата, если он достаточно популярен среди своих избирателей, имеет все шансы победить сразу в двух "весовых категориях". Следующая проблема возникает уже у избирателя. Самарцы, придя на избирательный участок и имея на руках как минимум три бюллетеня - главы, депутатов-одномандатников и партийные списки, - затруднятся с выбором. Человек проголосовал, и вдруг оказалось, что его кандидат проходит и в главы, и в Думу. Здесь уже совмещать нельзя - надо делать выбор. Если кандидат победил в обеих избирательных кампаниях, он должен будет в течение семи дней выбрать, какой пост займет. От подобной победы проигрывают избиратели". Время цитирует председателя Самарской городской избирательной комиссии Сергей Семченко: "Хотя и в федеральном законодательстве, и в областном противоречий по данному вопросу нет, совмещение разного уровня выборов выборным законодательством предусматривается, однако следует подчеркнуть, что в настоящее время законодательство строго регламентирует сроки проведения выборов. ФЗ "Об основных гарантиях" очень четко и детально определяет даты проведения выборов, устанавливает два дня - второе воскресенье октября и второе воскресенье марта - как обязательные дни проведения выборов. Таким образом, из законодательства четко следует, что выборы депутатов СГД должны пройти 31 марта, и никогда иначе. А если устав городского округа Самара будет предусматривать возможность выбора главы города в ходе прямых муниципальных выборов, то такие выборы должны будут состояться 8 октября. (Формально сроки полномочий Георгия Лиманского истекут 17 июля, но его полномочия в соответствии с законом продляются до 8 октября.) Задача - "совместить" 8 октября и 31 марта. Срок полномочий депутатов "перекрывает" мэрский. Выходит, Дума должна снять с себя полномочия, потому что других оснований для того, чтобы эти выборы оказались совмещены, просто нет. Ситуация превращается в искусственно созданную. Причем неоправданно созданную. И вот тут возникает вопрос: а к чему она, гипотетически, может привести? Самороспуск Думы под большим вопросом, как и прямые муниципальные выборы главы Самары".
ЭКОНОМИКА
"27 февраля в самарском арбитраже состоялось предварительное заседание по иску ЗАО "Финансовая компания "Газтраст" к ОАО "Волгабурмаш" о взыскании с ВБМ задолженности по векселям в размере $14 млн.", - пишет "Коммерсанть-Среднее Поволжье". - "Эти средства холдинг "Волгабурмаш" планировал привлечь в 2004 году для покупки химзавода ЗАО "Наирит" (Армения). Напомним, что в апреле 2004 года в Ереване был подписан договор купли-продажи 100% акций между ЗАО "Завод "Наирит" и Армсвязьбанком, находящимся под управлением Центробанка Армении и холдингом "Волгабурмаш". Одним из условий продажи акций химзавода российскому инвестору, выдвинутым Центробанком Армении, являлось приобретение акций Армсвязьбанка и погашение его обязательств в размере свыше $14 млн. Для привлечения этих средств ВБМ планировал выпустить векселя, финансы под которые обязался выделить НКО ЗАО "Биржевой расчетный центр" (ЗАО "БРЦ", Москва). Однако, затем самарский холдинг отказался от своего намерения приобрести химзавод. На заседании в самарском арбитраже гендиректор ФК "Газтраст" Юрий Иванов заявил, что в сентябре 2004 года ОАО "Волгабурмаш" заключил с ЗАО "БРЦ" договор купли-продажи собственных векселей на сумму, эквивалентную $14 млн. В том же году, по словам господина Иванова, БРЦ передал "Газтрасту" право требования долга по векселям ВБМ по договору уступки. Весной прошлого года акционеры БРЦ приняли решение о добровольной ликвидации организации, и в августе 2005 года в связи с этим решением ЦБ РФ аннулировал лицензию Биржевого расчетного центра на осуществление банковских операций для небанковских организаций. В ходе заседания Юрий Иванов предоставил суду копию договора купли-продажи векселей "Волгабурмаша", а к следующему заседанию пообещал предоставить оригинал этого документа. В свою очередь, в "Волгабурмаше" заявили, что компания никогда не заключала с Биржевым расчетным центром договор купли-продажи векселей и выразили сомнение в том, что у "Газтраста" существует подлинный документ. "Данный договор является фальсификацией с целью причинения нам ущерба",- заявил в ходе заседания представитель самарской компании, добавив, что в "Волгабурмаше" не располагают актами сверки, подтверждающими, что холдинг действительно должен эту сумму. Представитель ВБМ попросил провести экспертизу подписей руководителей сторон на договоре купли-продажи векселей. Следующее заседание назначено на 24 марта текущего года. На нем стороны собираются определиться с учреждением, которое будет проводить проверку подлинности спорного документа. Отметим, что, по мнению аналитиков, в данном случае могла иметь место так называемая "вексельная схема", когда возмещение долга требуется по векселям, средства под которые так и не были привлечены, причем в большинстве случаев, как и в данной ситуации, кредитором предприятия становится третье лицо, изначально не имеющее к сделке никакого отношения. Второй вариант, используемый в этих схемах,- создание подложных документов, подтверждающих задолженность. Однако аналитики отмечают, что в большинстве случаев такие сделки проходят с ведома кого-то из руководства, либо собственников должника. "Если бы сделка (по купле-продаже векселей) действительно состоялась, и у них были реальные доказательства на руках, они не стали бы ждать полтора года, чтобы начать взыскание такой задолженности",- отметили в пресс-службе ВБМ. Президент ОАО "Волгабурмаш" Михаил Гавриленко заявил: "Мы уже подали встречный иск о признании недействительным договора о переуступке прав требования".
КРИМИНАЛ
Прокуратура Самары обратилась в суд с ходатайством об аресте бывшего директора ОАО "Самарский губернский торговый дом". С точки зрения силовиков, это единственный способ поймать бизнесмена, чуть не похоронившего губернаторские амбиции Константина Титова, - пишет газета "Самарское обозрение" (27.02.2006). С19 по 26 декабря 2001 года ГУЛ "Агентство по регулированию продовольственного рынка Самарской области" (ГУЛ "АРРСО") перечислило 112 млн. руб. ОАО "Самарский губернский торговый дом", которое, в свою очередь, обязалось по договору №6 от 19 декабря 2001 года поставить ГУПу пшеницу на перечисленную сумму. Перед этим 20 марта 2001 года и 4 сентября 2001 года администрация области перечислила на счета ГУПа 70 млн. руб. в рамках предоставленного бюджетного кредита. 21 февраля 2002 года Константин Титов издал распоряжение № 76-р, которым продлил ГУЛ "АРРСО" срок погашения выданных ему кредитов в размере 568 млн. руб. до 30 декабря 2011 года. Руководитель СГТД Рафаэль Наврузов средств ГУЛ "АРРСО" не вернул и никакой пшеницы не поставил. Эта история была не первой темой, связанной с СГТД. Имя и фамилия Рафаэля Наврузова уже неоднократно звучали на всю Россию из уст заместителя генпрокурора