9 февраля на встрече с журналистами бывший руководитель Ташкентского бюро радио "Свобода" Рахматжон Кулдашев (работал под псевдонимом Жамшид Шомурадов) заявил об атмосфере диктатуры и попрании прав человека руководством радиостанции, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Как вам известно, в соответствии с постановлением Министерства Иностранных Дел Республики Узбекистан с декабря 2005 года наше радио прекратило свою деятельность в Узбекистане. Я, и некоторые мои коллеги, в течение долгого времени боролись с диктатурой, сложившейся в узбекской службе радио "Свобода", с необъективной журналистикой, однако наши старания не приносили ожидаемых результатов, между тем, те кто старался улучшить деятельность радио, были наказаны в той или иной форме. То есть, попирались права именно тех, кто старался добросовестно выполнить свою работу. В частности, моя судьба - яркий тому пример", -сказал Кулдашев.

По словам Кулдашева, в миссии радио определены задачи по пропаганде демократических ценностей и прав человека, объективному освещению происходящих событий. И, прежде всего, внутри радиостанции, в официальных и человеческих отношениях среди журналистов должны превалировать демократия, права человека,приоритетность закона. Однако, как отметил Кулдашев, для бывшего директора радио Адолат Нажимовой журналисты Ташкентского бюро "являлись бесправными рабами". "Она всегда мне твердила: Рахматджон, журналисты Ташкентского офиса - наши солдаты. Что вам прикажут, то вы и должны выполнять", - процитировал Кулдашев слова Нажимовой. В этой связи Кулдашев задается вопросом: "Если мы солдаты, значит радио "Свобода" - Военно-журналистская организация? Может ли быть объективной информация, подготовленная военно-журналистской организацией?".

"Журналист Пражского головного офиса Уктам Каримов также не уставал отмечать: Журналисты Ташкентского офиса - наши солдаты, вы будете готовить материалы в такой форме, как скажем мы. И что же делать нам, готовить материалы, как укажет узбекская служба или соблюдать миссию радио?". По словам Кулдашева, у журналиста Ташкентского офиса не было права на самостоятельную подготовку материала. "Пришло сообщение, что в Ферганской долине началось строительство большого водохранилища. После того, как оно будет сдано в эксплуатацию, всю долину можно будет обеспечить поливной водой. Строительство водохранилища в долине - событие, имеющее важное стратегическое значение. Эта новость еще не была опубликована в местных СМИ. Мы подготовили передачу, в которой осветили событие со всеми сложностями и представили ее Адолат Наджимовой. Уважаемый наш директор, может не поняла значимость данной темы, или же по каким-либо другим соображениям, заявила мне: Что Рахматджан, продались правительству? Подготовили передачу о водохранилище. В ответ я сказал: Я продался не правительству, я продался народу. Вот таким образом, важная новость, о которой мы узнали первыми, не была отправлена в эфир своевременно".

"Директор хотела только обличительные материалы и такие примеры можно приводить сотнями". Журналист отметил, что узбекская служба радио была также необъективна и в подборе кадров. Он сообщил, что радио "Свобода", использовав журналистов, безосновательно и безжалостно выгоняло их с работы. "Бывший директор Узбекской службы приказывал мне выгнать с работы ведущих журналистов Ташкентского офиса - Хусниддина Кvтбиддинова и Носира Зокира. Почему же журналисты, работающие в Пражском офисе всегда пытаются уволить с работы талантливых журналистов, появившихся в Ташкентском офисе и приезжают сюда с этой целью? Дело в том, что руководители узбекской службы и ведущие журналисты в Праге дают своим руководителям в США неверные сведения о деятельности радио и ситуации в Ташкентском бюро, о журналистах. Американские же руководители слепо подписывают их решения". Кулдашев также сообщил о нарушениях трудового законодательства: журналисты Ташкентского офиса были вынуждены работать и в субботу, и воскресный день без каких-либо дополнительных вознаграждений. Также не велась трудовая книжка., сообщил он.

"Большинство из журналистов Ташкетского офиса хоть и считались стрингерами, однако пражские руководители вынуждали их ежедневно приходить на работу и готовить материалы. Как известно, стрингер на радио получает гонорар только за подготовленный материал. На него не распространяется трудовой отпуск, дополнительные льготы за работу в выходные дни. На радиостанции, пропагандирующей демократию, уважение к правам человека, приоритетность закона властвовала беспощадная диктатура и неподчинение закону". Он сообщил журналистам, что Наджимова всегда угрожала журналистам Ташкентского офиса, что в любой момент может уволить любого журналиста. "Однажды в присутствии нескольких журналистов она сказала: "В этом мире справедливости нет. Справедливости нет ни в Америке, ни на радио "Свобода". Будете терпеть несправедливость, работайте на радио, не хотите терпеть - идите на улицу батрачить", - процитировал Кулдашев разговор.

Кулдашев раскрыл проблему родственных связей на радио. Согласно миссии радио, здесь не должны работать близкие родственники. Однако, "на радио у нас их три пары". Он также рассказал, что "Свобода" неоднократно теряла своих слушателей. "Я в течение 10 лет в Ташкентском бюро дважды преодолел кризис, нанесший урон радио". "Свобода" являлась трибуной, пропагандирующей среди народа и правительства Узбекистана идеи демократии и призванной убедить людей в ее преимуществах. Однако эта трибуна погрязла во внутренних распрях, родственных интересах, финансовых махинациях, ошибках при подборе кадров, и не смогла выполнить свою миссию". По словам Кулдашева, "передачи в Узбекистане подготавливались в духе оскорбления. Однажды один из журналистов в своей передаче сказал, что узбеки - бараны, а Каримов - мясник. Неужели это звучит демократично? Разве такое суждение, оскорбляющее и президента, и народ может служить демократии? А те, кто сидит в Пражском офисе, спокойно передают в эфир вот такие оскорбления... "Свобода" является открытой трибуной для оппозиции. Из-за оскорбительного тона ее передач многие должностные лица, политические обозреватели, интеллигенция, ученые, представители политических партий не хотят давать интервью корреспондентам радио. Они открыто заявляют на о том, что мы нарушаем журналистскую этику".

Журналист подчеркнул, что на радио практиковалось следующее: один представитель оппозиции или правозащитник в течение одного дня высказывается в нескольких передачах. "Даже когда они заявляют, что не знают темы, корреспондент "Свободы" начинает их принуждать: скажите что-нибудь. В результате оппозиционер высказывает поверхностное и неполное суждение по вопросу, в котором не разбирается. И радио из средства массовой информации превращается в желтую прессу", - проинформировал Кулдашев. По словам журналиста, узбекская служба часто твердила: "Пусть каждая ваша передача будет бомбоЙ для правительства Узбекистана. Зажгите своим передачами правительство Узбекистана". По словам Кулдашева, журналист радио "Свобода" обречен на забвение и нищету. "Это моя судьба. Около 10 лет я работал в Ташкентском бюро радио "Свобода". Вначале я был ведущим журналистом, затем стал руководителем бюро. Сформировал в бюро дружный и сильный коллектив. Был сторонником объективности в передачах. За эти годы я ни разу не был в трудовом отпуске. Затем я заболел. Это было профессиональное заболевание, возникшее в результате постоянного анализа передач. Мое начальство, как только я заболел, даже еще не был известен диагноз и я не успел получить лечение, решили меня уволить. Меня уволили в то время, когда я находился без памяти в научно-исследовательском институте имени Бурденко. Работнику, уволенному с работы по правилам, принятым на радио, должны были выплатит заработную плату за два месяца. Мне не выплатили эти деньги. После закрытия Ташкентского бюро решили выдать компенсацию его работникам. А мне отказались выплатить компенсацию. Возвратившись после лечения я начал работать на радио в качестве стрингера. За мою честную работу на радио в конечном итоге я получил оскорбление и нищету. Я поехал лечиться в Москву, заложив свой дом. Руководство радио даже не поинтересовалось моим диагнозом. То есть тот, кто честно служит ее идеалам, в конечное итоге будет обречен на забвение. Сейчас я стал инвалидом. Пользуясь этой конференцией, я хочу открыто рассказать о несправедливом и безжалостном отношении радио "Свобода" к своим журналистам. Вместе с тем, за нанесенный моральный ущерб я требую у радио "Свобода" компенсацию в размере 20 тысяч долларов США", - заявил Кулдашев.