3 февраля в Московской городской Думе состоялись депутатские слушания по теме: "Методология установления арендной платы за землю и направления ее совершенствования". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, по словам депутата Ивана Новицкого, тема данных депутатских слушаний была определена рассмотрением на заседании правительства Москвы 24 января 2006 года проекта постановления "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".

Новицкий подчеркнул, что в течение нескольких лет проводился процесс установления кадастрового деления Москвы. Раньше в городе существовали территориально-экономические оценочные зоны, которых насчитывалось около 80; потом начался переход к кадастровой оценке территории, как это и положено по федеральному законодательству. Кадастровая оценка земли позволит сделать методику определения ставок арендной платы ясной и прозрачной, подчеркнул депутат.

8 лет назад по инициативе комиссии Московской городской Думы и правительства Москвы по нормативной базе земельных и имущественных правоотношений в городской Закон "Об основах платного землепользования в городе Москве" было внесено положение о взаимосвязи величины ставок земельного налога и арендной платы в соответствующих экономических зонах, но впоследствии это положение было исключено. Проектом постановления "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" предлагается базовую ставку арендной платы приравнять к ставке земельного налога и установить ее в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Тем самым, по словам Новицкого, ликвидируется существующая много лет разница в ставках налога и аренды и связанные с этим проблемы и сложности.

По мнению авторов постановления, единая ставка арендной платы, зависящая только от кадастровой стоимости земли и независящая от вида деятельности, будет способствовать прекращению практики административного неаргументированного расчета рентабельности частного бизнеса в целях установления ставок аренды. Эти новации ставят хозяйствующие субъекты в равные условия, что является достоинством документа.

Как заметил начальник отдела по вопросам взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Департамента земельных ресурсов города Москвы Владимир Лукашев, на сегодняшний день создана достаточно прозрачная система, позволяющая каждому арендатору самостоятельно рассчитать размер арендной платы за занимаемый земельный участок. Персональных льгот не предполагается. Установлен фиксированный процент от кадастровой стоимости земельных участков для расчетов арендной платы по основным значимым для города с экономической и социальной точки зрения категориям арендаторов. Предполагается, что в дальнейшем при выходе распорядительного документа о предоставлении земельного участка в него будут включаться сведения об отнесении землепользователя к той или иной категории арендаторов. Расчет арендной платы будет производиться на основании таблиц, приложенных к постановлению, причем только на вновь заключаемые договоры аренды.

Заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Владимир Стрельбицкий, в свою очередь, заметил, что в проекте постановления отсутствуют расчеты экономической и бюджетной эффективности; между тем, от этого документа во многом зависит судьба строительного комплекса города, который включает сегодня 183 предприятия, в нем трудится 35 тыс москвичей, при этом строительная промышленность не учтена в таблицах по расчету ставок арендной платы за землю. По мнению руководителя юридического сектора Ассоциации инвесторов Москвы Владимира Кривошеева, несправедливо, что ставка арендной платы за земельные участки, предоставляемые для размещения объектов здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения определена в размере 0,3, а за землю, предоставляемую религиозным организациям - в размере 0,01. По его мнению, "документ имеет большой объем коррупционной составляющей".

По итогам депутатских слушаний было решено направить запросы в Департамент экономической политики и развития города Москвы и в Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей для получения экономического анализа и статистики, после чего будут подготовлены предложения к проекту постановления.