Правозащитники подготовили отчет о ситуации с правами марийского народа в национальной республике
Марий Эл, 3 февраля, 2006, 19:17 — ИА Регнум. Международная Хельсинкская федерация по правам человека (МХФ) совместно с Московской Хельсинкской группой (МХГ) 2 февраля 2006 года представили совместный отчет на тему "Российская Федерация: Ситуация с правами человека марийского народа в республике Марий Эл. Исследование титульной нации в одном из этнических регионов России".
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, согласно материалам отчета, его задачей "...является рассмотрение существующего положения народа мари в Республике Марий Эл с позиции норм международного права в области прав человека". При этом "..авторы отчета не претендуют на исчерпывающий анализ всех аспектов положения марийцев и лишь попытались пролить свет на недавние события, которые произошли в ряде крупных областей и имели последствия с точки зрения защиты прав представителей этого малочисленного народа..."
Причиной составления материала стало усиленное внимание международной общественности к финно-угорским национальным меньшинствам, проживающим на территории Российской Федерации, в том числе, народу мари. Напомним, что в зарубежных СМИ был опубликован ряд статей, в которых сообщалось о якобы имеющих место нарушениях прав этнических марийцев, и ряд международных организаций высказали озабоченность по поводу отсутствия должной защиты мари и других финно-угорских меньшинств.
Вопрос о положении представителей этих малочисленных народов в России включался в повестку дня заседаний Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), и в настоящее время одним из ее членов готовится отчет на данную тему.
По утверждению авторов отчета, до сегодняшнего дня проблема ни разу не обсуждалась в неправительственных организациях, занимающихся правами человека, ни на международном, ни на национальном уровне.
Отчет в значительной степени базируется на информации, которая была получена в ходе визита с 28 октября по 2 ноября 2005 года в республику Марий Эл и Москву представителей МХФ и МХГ. Во время посещения представители обеих организаций встречались с должностными лицами министерств и других правительственных учреждений, активистами гражданского общества, журналистами, академиками, преподавателями и другими членами сообщества мари в республике Марий Эл. Однако, как отмечает корреспондент ИА REGNUM, имена и фамилии людей, с которыми проходили такие встречи, за исключением тех фигурантов, кто занимает публичные должности, не сообщаются.
Как считают авторы материала, скрывать имена некоторых информаторов приходится из-за соображений безопасности, что вызывает первые сомнения в его достоверности со стороны представителей ряда СМИ, общественных и официальных структур, к которым обратился с просьбой прокомментировать материалы отчета корреспондент ИА REGNUM. Несмотря на то, что, по утверждению авторов, отчет отражает события по состоянию на ноябрь 2005 года, фактологический материал в большинстве приведенных примеров распространяется на период до 2004 года.
Стоит отметить, что проект Международной Хельсинкской федерации осуществлен при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Финляндии. Тем не менее, ответственность за сведения и выводы, содержащиеся в отчете, целиком и полностью несут Международная Хельсинкская федерация и Московская Хельсинкская группа.
Как отмечается в материале отчета, с момента передачи
В то же время, как отмечает корреспондент ИА REGNUM, данное утверждение авторов отчета, ставящих задачей защиту прав человека, представляется несколько спорным, так как основным законом в России является Конституция страны, глава 1, п.5.1. которой гласит, что "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации". Предлагаемый в отчете вариант поведения местной власти в форме противостояния решению президента страны, определяющего "основные направления внутренней и внешней политики государства" (Конституция РФ, гл.4, ст. 80.3) представляется призывом к ликвидации государственного строя РФ, и, судя по материалам Международной Хельсинкской федерации, антиконституционных же взглядов придерживаются и некие неназванные марийские лидеры.
Авторы доклада констатируют, что защита марийского языка и культуры "действительно осуществляется несколькими важными путями. Марийский язык имеет статус второго государственного языка, в государственных школах ведется обучение на языке мари и организовано его изучение, а правительство выделяет деньги для поддержания средств массовой информации, выходящих на марийском языке, и деятельности в сфере национальной культуры".
Как отмечается в отчете Международной Хельсинской группы, в республике Марий Эл правительство финансирует более десятка газет и журналов, которые выходят на языке титульной нации.... Все постановки в Марийском национальном театре драмы, который объединяет под одной крышей театр юного зрителя и региональный государственный театр, играются только на марийском языке. Правительство республики Марий Эл выделяет средства для поддержки других видов культурной деятельности, например, на проведение фестивалей, семинаров и других событий культурной жизни.
Авторы материала резюмируют, что в целом, в области защиты прав титульной нации в республике Марий Эл возможны значительные улучшения. Имеется ряд важных вопросов, таких, например, как база для организации изучения языка мари, которые заслуживают публичного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.
Таблица 1.2: Этнический состав Марий Эл
Согласно утверждениям властей Марий Эл, в 2004 году при поддержке государства в республике выходили 15 журналов и газет на языке мари. 8 из них финансировались из средств республиканского бюджета, остальные - существовали на средства местных бюджетов. Поддержку на республиканском уровне получали такие издания, как ежедневная газета "Марий Эл", молодежный журнал "Курганя", детские журналы "Ямде Лий", "Ямды Ли" и "Кече", сатирический "Пачемыш" и литературные журналы "У сем" и "Ончынко".
Что касается государственного радиовещания, то в настоящее время осуществляется переход на беспроводную технологию. Новая станция беспроводного вещания, которая была запушена при поддержке государства в июле 2005 года, работает около 8 часов в день и транслирует программы, в том числе новые, на марийском языке.
Как отмечает корреспондент ИА REGNUM, в отчете не содержится информации о том, что с 1 февраля 2006 года "Марий Эл Радио" расширило программу своего вещания - теперь работа радиостанции начинается с 6 утра и заканчивается в 23.00. Ежедневно с сентября 2005 года на радиостанции выходят программы и на татарском языке. А среди республиканских электронных СМИ "Марий Эл Радио" занимает одну из ведущих позиций. Также является не соответствующим действительности утверждение в том, что негосударственные музыкально-информационные радиостанции не имеют вещания на марийском языке - первая в Марий Эл FM-станция "Пульс-радио" еще в конце 90-х годов первым из частных СМИ включала в блоки информвещания выпуски новостей на марийском языке. А в 2003 году другая негосударственная станция - "Радио 3 канал" выступила инициатором создания информационно-развлекательной программы на марийском языке "У Марий радио". В 2005 году идея журналистов негосударственного СМИ нашла поддержку руководства республики и в Марий Эл реализовался проект по созданию современной музыкально-информационной станции, вещающей на марийском языке.
"В Марий Эл нет ни одной частной ТВ станции", - говорится в материалах МХФ и МХГ. Однако с 1 сентября 2005 года в телеэфире республики работает первый негосударственный телеканал, партнер СТС - Ола ТВ. В ближайшее время на медиарынке республики появится второй негосударственный телеканал - партнер телекомпании Ren-TV.
В целом представляется, что в Марий Эл доступность средств массовой информации на языке титульной нации выше, чем в большинстве финно-угорских республик Российской Федерации.
В докладе отмечается, что государственные средства на поддержку деятельности в сфере марийской культуры направляются, в основном, через рамочную программу этнокультурных и межэтнических отношений, которая претворяется в жизнь министерством культуры. Программа предусматривает оказание помощи в осуществлении различных проектов в области культуры, образования и социальных отношений, в которых участвуют и которые адресованы основным этническим группам на территории республики, включая русских, марийцев и татар. В период с 2004 по 2008 годы на эту программу было выделено 2,7 млн рублей (около 80 тыс евро). Финансирование осуществляется на конкурентной основе. Заявку на финансирование могут подать общественные организации и учреждения, коммерческие структуры и неправительственные организации. В 2004 году 85% выделенных средств получили общественные организации и учреждения и 10% неправительственные организации. Средства выделялись под утвержденные проекты, которые включали проведение семинаров, экскурсий, встреч и печатную деятельность. Программа предусматривает поддержку русских, марийских и татарских культурных центров, которые, в числе прочего, организуют культурные фестивали и торжества.
В завершение отчета представители МХФ и МХГ высказывают правительствам Российской Федерации и республики Марий Эл ряд общих предложений по поощрению широкой общественной дискуссии с привлечением всех заинтересованных сторон по проблемам, имеющим важное значение для национальных меньшинств. Международному сообществу рекомендуется требовать от правительства РФ отчета по его международным обязательствам в области предоставления свободы слова, объединений и собраний и добиваться проведения необходимого расследования любых заявлений о запугивании, преследовании и насилии в отношении независимых журналистов, активистов гражданского общества и других лиц, которые лишь стремились осуществить эти и другие фундаментальные права, используя для этого ненасильственные и законные пути. Как напоминает корреспондент ИА "Regnum", Международная Хельсинкская федерация по правам человека является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами. В дополнении к поддержке и обеспечению сотрудничества между 44 Хельсинкскими комитетами и сотрудничающими организациями, МХФ осуществляет непосредственную работу с правозащитниками в странах, не имеющих еще таких комитетов. МХФ имеет консультативный статус при ООН и Совете Европы. МХФ представляет своих членов и сотрудничающие комитеты в Австрии, Албании, Армении, Азербайджане, Белоруссии, Болгарии, Боснии-Герцеговине, Венгрии, Грузии, Германии, Греции, Дании, Италии, Казахстане, Канаде, Киргизии, Косово, Латвии, Литве, Македонии, Молдавии, Нидерландах, Норвегии, Польше, России, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Соединенном Королевстве Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Хорватии, Черногории, Швейцарии, Швеции, Украине, Узбекистане. Прочие сотрудничающие организации включают Европейский Центр по правам цыган (Бухарест), Права Человека без Границ (Брюссель) и Центр помощи душевнобольным (Будапешт). Президент МХФ - Ульрих Фишер, вице-президент - Серджан Диздаревич, главный редактор Паула Черне-Лемпиаинен. Данный отчет был подготовлен и написан Анн-Софи Ньюман, МХФ.