Соглашение о вступлении Узбекистана в ЕврАзЭС, подписанное 25 января 2006 года лидерами стран-участниц, прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин:

"Вступление Узбекистана в ЕврАзЭС - это логичное продолжение той смены геополитической ориентации, которая произошла еще в мае 2005 года при подавлении мятежа в Андижане и попытки давления на Узбекистан сначала со стороны Евросоюза, а потом и США. Тогда западные страны, по большому счету, не оставили Узбекистану иного выбора, кроме как возобновить отношения с государствами, которые исторически являлись его партнерами, и искать у них поддержки. Это касается не только России, но и ближайших соседей Узбекистана в Средней Азии. По сути, ЕС и Госдепартамент США вытолкнули Узбекистан в ЕврАзЭС и винить в этом геополитическом проигрыше им следует только самих себя.

Россия в данном случае, безусловно, усиливает свои позиции и включение Узбекистана в ЕврАзЭС - это еще один последовательный шаг в укреплении нашего влияния в Центральной Азии. В постсоветской Азии на данный момент существуют два ведущих государства - Казахстан и Узбекистан. Туркмения, несмотря на ее газовые запасы, и, тем более, горные республики Таджикистан и Киргизия, являются все-таки партнерами второго плана. Они менее интересны в экономическом плане и с геополитической точки зрения они имеют гораздо меньшее значение. Хотя, конечно же, сотрудничество с ними также необходимо. Узбекистан - это второе "плечо" Центральной Азии и, с учетом того, что Казахстан исторически является достаточно надежным партнером России, то поворот во внешней политике Узбекистана, в которой раньше присутствовала и антироссийская риторика, можно рассматривать как несомненный успех и расширение поля для маневров российской политики и бизнеса.

После подписания в конце прошлого года союзного договора между Москвой и Ташкентом и, особенно теперь, после вступления Узбекистана в ЕврАзЭС, для крупного российского бизнеса в этой стране открываются достаточно широкие перспективы.

Думаю, что произошедшее можно также рассматривать и как следствие переориентации российской власти в подходах к внешнеполитическим вопросам. Если раньше упор делался на сугубо политические или межличностные отношения с теми или иными государствами и их руководителями, то теперь, на мой взгляд, во внешней политике России преобладает прагматический подход и, в этом она схожа с внешней политикой Китая, что, по-моему, является положительным моментом. Теперь и "Газпром", и "Лукойл", и "Русский алюминий", и крупные российские предприятия, работающие в области пищевой промышленности, получают очень серьезные возможности для укрепления на большом и достаточно емком узбекском рынке. И, хотя покупательная способность населения этой страны пока довольно низкая, Узбекистан - это половина населения постсоветской Азии. В Казахстане сейчас проживают немногим более 15 млн. человек, а в Узбекистане, уже на данный момент - более 26 млн. и, согласно прогнозам, к 2030 году его население увеличится до 50 млн. человек. Если Узбекистан сможет изменить свое экономическое законодательство и сделать его более приспособленным к сотрудничеству в рамках ЕврАзЭС, а такое стремление, совершенно очевидно, у узбекского руководства присутствует, то Россия сможет экономически очень серьезно привязать к себе это государство. В этом случае возможности для каких-либо внешнеполитических зигзагов с приходом нового лидера для Узбекистана будут сведены к минимуму".