Эксперт: Включение Туркмении в формат газовых переговоров открывает новые возможности для России
Азербайджан, 26 января, 2006, 16:43 — ИА Регнум. Изменение формата газовых переговоров между Украиной и Россией за счет включения в него Туркменистана прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM заведующий отделом Средней Азии и Казахстана
"То, что Туркмения теперь стала третьим участником газовых переговоров между Россией и Украиной, вполне закономерно, потому что еще во время предпоследнего визита
Тем не менее, я считаю, что в этой ситуации России не стоит посыпать голову пеплом, потому что существует и положительный момент в сложившемся трехстороннем формате: теперь мы можем, используя наше превалирующее влияние на Туркмению, добиться более приемлемых для нас поставок газа и на Украину и через Украину. Думаю, что в перспективе "Нафтогазу Украины" будет сложно договориться о поставках газа непосредственно с Туркменбаши. Так что, в образовавшемся треугольнике у России появляются новые возможности для маневров, так как "Газпром" является гораздо более приоритетным партнером для Туркмении, чем "Нафтогаз Украины".
Что касается возможности альтернативных поставок туркменского газа на Украину в обход "Газпрома", в том числе и путем пресловутого проекта трубопровода через Афганистан, то, несмотря на многочисленные переговоры по этому поводу, все эти проекты пока еще с мертвой точки не сдвинулись. До тех пор, пока Туркменистан прячет результаты международного аудита газовых месторождений и затягивает переговоры с "Газпромом" по поводу модернизации газотранспортной сети на своей территории, думаю, что ни один серьезный партнер не станет затевать транспортный проект, сумма которого превышает несколько десятков миллионов долларов. А альтернативный газопровод вокруг Каспия или через Каспий, в любом случае, пойдет по российской территории. Даже если предположить, что Туркмения сможет договориться с Азербайджаном о транзите газа по дну Каспия, то стоимость этого проекта будет колебаться в пределах $1,5-2,5 млрд., и ни один серьезный инвестор вкладывать в него не будет.
Возможность строительства коммерческого газопровода по северу Каспия, в котором бы участвовали компании трех государств тоже вызывает много вопросов. Инфраструктура этого проекта потребует очень серьезных затрат. Кроме того, я с трудом представляю сам факт совместного долевого участия "Газпрома", "Нафтогаза Украины" и Туркмении в строительстве этого газопровода. Может быть, в перспективе это и возможно, но не в ближайшее время".