Казимиров о перспективах мирного договора в Карабахе: "Подписать - полдела. Выполнить!"
Справка ИА REGNUM. Владимир Николаевич Казимиров - посол, в 1992-96 гг. руководитель посреднической миссии России, полномочный представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, ныне - зам. председателя Ассоциации российских дипломатов.
2006 год уже заполнен надеждами на прогресс, а то и прорыв в разрешении нагорно-карабахского конфликта. Опыт 12 лет перемирия, тягостный деформированный переговорный процесс с целой серией пауз, жесткость позиций и даже явных запросов сторон конфликта предостерегают: достичь за год решающих соглашений непросто, почти невозможно. Хотя рад бы был ошибиться в своём скептицизме.
Какова договороспособность сторон конфликта? Помимо кратких, но вполне оформленных договоренностей о приостановке военных действий или прекращении огня, которые не раз срывались, за 18 лет противоборства и противостояния достигнуто лишь три соглашения:
- 19 сентября 1992 г. в Сочи министры обороны Азербайджана и Армении с подачи министра обороны России подписали соглашение о приостановке военных действий на 60 дней (сорвано через две недели);
- в целом соблюдается лишь одно из трех: бессрочное соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 г. (подписано при посредничестве МИД России министрами обороны Армении и Азербайджана и командующим армией Нагорного Карабаха по указаниям высших руководителей сторон);
- с 6 февраля 1995 г. тоже бессрочно действуют обязательства сторон по укреплению режима прекращения огня (подписаны теми же тремя лицами по указанию своих высших руководителей при посредничестве Сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России и Швеции). Действуют лишь формально - на деле давно не выполняются.
Как видите, хвалиться нечем. Единственное реальное достижение - перемирие и его сохранение. Несмотря на многолетние усилия посредников, стороны не проявили способности идти навстречу друг другу, находить развязки и договорённости. К тому же столь желанное, почти недосягаемое подписание соглашений - всего лишь полдела: ведь надо добиться их неукоснительного выполнения, не допустить сбоев и откатов, чреватых новыми катаклизмами.
А вот склонность к срыву или невыполнению даже оформленных документов необычайно высока. Наиболее показательна в этом судьба третьего из упомянутых соглашений - об урегулировании инцидентов.
Посредники понимали, как сложно соблюдать прекращение огня в Карабахе без обычно принимаемых мер (без развода сил от линии соприкосновения и создания широкой разделительной полосы - кое-где лишь сотни метров разделяли позиции сил сторон; без отвода в глубину тяжелого вооружения; без использования международных наблюдателей или нейтральных сил разъединения). Тут инциденты почти неизбежны, и совершенно необходим чёткий механизм взаимодействия, чтобы не допустить их эскалации, как можно скорее загасить их.
Документ укреплял режим прекращения огня тем, что определил порядок действий сторон при возникновении инцидента, их оперативные контакты между собой и с посредниками, чтобы локализовать аномалию, не дать ей разрастись, не допустить роста взаимного недоверия, а тем более раскрутки в пропаганде для разжигания ненависти.
Каждая сторона конфликта обязывалась немедленно и точно сообщить другой в письменном виде место, время, характер инцидента и его последствия. Другая сторона, расследовав данный факт или версию, должна была не позже, чем через 6 часов дать ответ, сообщив и о принятых ею мерах по преодолению осложнений и восстановлению статус-кво-анте. Копии своих сообщений стороны сразу же направляли бы посредникам, чтобы те могли быстро подключиться к делу.
Для облегчения прямых контактов стороны тогда же обменялись номерами аппаратов специальной связи политического и военного руководства, где обеспечивалось круглосуточное дежурство.
На первый взгляд, всё это касалось военно-технических дел, но в данных условиях перемирия обретало и политическую важность. Поэтому все положения документа были проработаны с высшими руководителями сторон -
Жизнь подтвердила острую потребность в выполнении такого соглашения. На линии соприкосновения гибнет немало военнослужащих и мирных жителей. Иногда инциденты происходят сериями, сыплется град взаимных обвинений, ситуация опасно накаляется. Недавно личный представитель Действующего председателя ОБСЕ Анжей Каспржик, проводящий дважды в месяц мониторинг на этой линии, отметил, что число убитых и раненых за 2005 год возросло. То есть стороны несут немало потерь, но обязательств не выполняют. Инциденты иногда даже нужны для поддержания или взвинчивания напряженности, разжигания враждебности.
Вся эта история стала почти детективной. Посол Каспржик, проводя мониторинги с 1997 г., лишь летом 2003 г. не без удивления узнаёт об этом документе из моей заметки "Посредники - не "няньки!" в бакинской газете "Эхо". Запрашивает меня, впервые знакомится с его текстом. Тогда я специально напоминаю об этом соглашении в прессе всех сторон конфликта, публикуется его текст. Реакции никакой.
На парламентских слушаниях в Ереване в марте 2005 г. с участием министра обороны Армении
Узнав, что руководство Нагорного Карабаха (
Прекрасно сознаю, что мой давний знакомый - министр обороны Азербайджана
Поражает безответственный подход к выполнению принятых обязательств. Будто не волнует, что люди гибнут, атмосфера накаляется. Более того, настойчивое выдвижение азербайджанских позиций умножает вспышки инцидентов, ещё больше обостряет обстановку.
Характерно также другое: ни одна сторона не отказывалась от своих обязательств, не требовала доработки соглашения. Но и не обвиняла другую в его невыполнении! Все стороны молчат. Дефицит политической воли? Непонимание новообразованными администрациями важности выполнения обязательств? Предпочтение продолжению своей пропагандистской войны? Может, документ неугоден Баку помехами выдвижению позиций? Или тем, что подписан также третьей стороной конфликта - Нагорным Карабахом?
Ещё загадочнее безразличие к этому со стороны ОБСЕ, занятой карабахским урегулированием уже 14 лет. Тем более что в её активе нет иных соглашений или достижений по этому конфликту. По случаю поездки Действующего председателя ОБСЕ мининдел Словении
Ещё один штрих. Предложил своему шведскому партнеру - послу А.Бьюрнеру совместно как двум бывшим сопредседателям обозначить эту проблему структурам ОБСЕ и сторонам. Для надёжности даже продублировал это послание в Швецию по трем каналам. Ответа не было ни по одному. Это тоже говорит о том, как дороги интересы двух народов и урегулирования в Карабахе представителям Евросоюза или западных демократий. Подписано и с плеч долой!
Весь этот сюжет показывает, много ли значат высокие подписи под документами в данном конфликте. О срывах других обязательств, например, по прекращению огня, писал уже не раз.
Вот и весь сказ о способности сторон заключать и выполнять соглашения, а ОБСЕ - привести к миру в Карабахе. Перед подписанием любого соглашения представителя каждой стороны стоит теперь особо допросить, кто и как будет выполнять принимаемые обязательства. А посредников - будет ли ОБСЕ следить за этим?
Так что 2006-й, да и последующие годы лучше подчинить девизу "Подписать - полдела. Главное выполнить!"