Украина выиграет от газового шантажа, а Путин проиграет: интервью замглавы комитета по евроинтеграции Верховной Рады
Украина, 28 декабря, 2005, 19:12 — ИА Регнум. Через три месяца Украину ожидают парламентские выборы. Большинство политологов утверждают, что новый состав Верховной Рады изменится, как минимум, на треть. Впрочем, украинцев, пожалуй, сегодня сложно удивить какими-либо изменениями, в том числе, и в центральном законодательном органе страны. Например, после победы на президентских выборах Виктора Ющенко, началось формирование нового правительства. В результате, ровно за год до новых парламентских выборов часть депутатского корпуса значительно обновилась. В числе таких новичков оказался и
В депутатское кресло Михаил Поживанов пересел из кресла начальника Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Киевской городской государственной администрации. В настоящее время занимает должность заместителя главы Комитета по вопросам европейской интеграции.
ИА REGNUM: Михаил Александрович, вас можно назвать одним из самых молодых депутатов Верховной Рады по времени пребывания в ней. Парламентское кресло вы заняли только в 2005 году. Сложно было втягиваться в законодательный процесс в последний год нынешнего созыва?
- Нет, если учесть, что я был народным депутатом Украины второго созыва полностью все четыре года. К тому же, люди, практически, не поменялись. Например, в секретариате, осталось много знакомых людей, с кем приходилось работать раньше. Да и депутатский корпус, по большому счету, меняется постоянно где-то на одну треть. Как минимум 100-150 народных депутатов остались те, с кем я тогда работал. Кроме того, многих людей я знал еще и по работе в мэрии, поскольку столица - это столица, и со многими приходилось решать те или иные вопросы. Правда, как правило, решать доводилось не проблемы, которые стояли перед городом, а наоборот - мне приходилось решать проблемы народных депутатов в городе Киеве.
ИА REGNUM: То есть, опыт работы на посту заместителя мэра столицы вам в Верховной Раде только помогает?
- Я думаю, что быть народным депутатом Украины - это очень почетно. То есть, быть человеком, от позиции которого в очень многом зависит будущее страны. Хотя, к сожалению, ты не всегда можешь реально влиять на окончательное решение всей Верховной Рады Украины. Только уже со следующей каденции, когда будут избраны депутаты полностью от партий, и партии обязаны будут в течение месяца после выборов сформировать парламентское большинство, я надеюсь, что, действительно, можно будет реально влиять на политику в государстве.
ИА REGNUM: Некоторые украинские политики уже высказали свое мнение о том, что новый парламент и, соответственно, парламентское большинство будет состоять из
- Абсолютно не верю в это. Я на сто процентов уверен, что, скажем, те партии, которые называют себя сегодня оппозицией, в социологическом разрезе на данный момент имеют свой наивысший рейтинг, который они могли бы вообще реально иметь. Это касается и коммунистов, и социал-демократов, и Регионов, и
ИА REGNUM: Почему?
- Потому, что он (рейтинг - ИА REGNUM) поднялся искусственно за счет распада, так называемой, пропрезидентской команды. То есть, вся пропрезидентская команда опустилась в самый низ. Все, что можно было потерять, она потеряла, и теперь - будет только набирать. А их оппоненты, за счет этого - набрали максимум. Но я не думаю, что те же Регионы реально наберут прогнозируемый им процент голосов. Хотя коммунисты останутся примерно на том же уровне, поскольку все, что происходит сейчас в стране, на них, практически, не отразится. Вот те, 4-5 процентов, которые у них есть - это стойкие электоральные ленинцы, которые будут их и на этот раз поддерживать. А что касается Регионов, то я прогнозирую, что каждый месяц они будут терять 1,5-2,5 процента. Соответственно, из тех 22-24 процентов голосов, которые им сегодня рисуют все социологические службы, до 26 марта они потеряют порядка 8 процентов, и реально выйдут на 12-15 процентов.
Лидером, скорее всего, будет Блок "Наша Украина". Этот блок может потерять либо не добавить к имеющимся на сегодняшний день12-14 процентам голоса лишь в том случае, если формирование блока не будет перенесено командным методом на региональные выборы. Если же они позволят на региональном уровне проводить самостоятельное блокирование партий-участников своего блока - это будет отнимать голоса, поскольку избирателям будет очень сложно объяснить, почему люди идут в блоке политических партий "Наша Украина", а допустим, в Житомирской области промышленники и предприниматели,
ИА REGNUM: Сегодня многие считают, что, "оранжевая" команда объединиться уже никогда не сможет.
- Я думаю, что это не правда. Эти слухи распускают определенные политтехнологи. Я уверен, что абсолютно любые команды могут объединиться, и, скажем, у "оранжевой" команды для объединения больше плюсов, чем минусов. Думаю, еще три месяца назад вряд ли кто-то мог сказать в Германии, что
Я также прекрасно помню, когда был депутатом второго созыва, принятие Конституции Украины. Как только пошел слух о том, что, если мы не примем Конституцию до 1 июля, Кучма распустит парламент - и этот документ был принят. В ту конституционную ночь остались и голосовали все. И Мороз, который все делал для того, чтобы тогда Конституцию в том виде не принимать, и даже коммунисты, которые громче всех кричали - давали нужное количество голосов, правда, оставляя запас, чтобы можно им было дальше кричать, что за часть каких-то статей они все же не голосовали. Но в целом - дали 313 голосов. И это - очередной подтверждающий факт, что самораспускаться парламент никогда не будет. В течение месяца или за одну ночь, может быть, не в самых лучших формах, но большинство в парламенте будет создано, и это большинство сформирует новое правительство, за которое будут держаться все, кусая друг друга, вырывая друг у друга кусочек этого пирога, влияния и всего остального, но оно будет, оно будет работать и оно будет пропрезидентским.
ИА REGNUM А то знаменитое заявление Леонида Кучмы о роспуске парламента, на самом деле, настолько испугало депутатов, что они были готовы на все, что угодно?
- Мне трудно говорить о всех. Лично я спокойно к этому относился. Может быть потому, что у меня был определенный запас. Поскольку тогда еще не было Конституции, которая ограничивала бы совмещение депутатского мандата - я был и городским головой Мариуполя, и народным депутатом Украины. Поэтому меня это совершенно не испугало, и я голосовал по каждой статье Конституции так, как считал это необходимым. В результате по многим позициям моя позиция совпала с большинством. В частности, я считал, что Конституцию принимать необходимо. Но из числа тех фракций и народных депутатов, которые просто тупо кричали, допустим, относительно того же русского языка как второго государственного, и проголосовавшие первоначально за данное решение 232-ю голосами - к утру в целом проголосовал лишь один. Если бы тогда эти 232 депутата уперлись и не голосовали - Конституции не было бы. А она есть. И не с той нормой, которую они хотели. Это и есть ответ на ваш вопрос.
ИА REGNUM: Недавно Леонид Кравчук от
- Мы рассматривали этот законопроект Зубанова на Комитете. При одном голосе "за" в поддержку его предложения, все остальные члены комитета проголосовали против, и признали, что этот закон неприемлем. Во-первых, он нарушает существующую Конституцию Украины, а во-вторых - принципы внешнеэкономической деятельности Украины, которые были утверждены еще в 1993 году, где определены вопросы относительно нашей европейской интеграции и сотрудничества с североатлантическим блоком. То есть, для того, чтобы рассматривать упомянутые вами предложения, необходимо сначала отменить все предыдущие документы. Соответственно мы Зубанову отказали.
ИА REGNUM: Однако перечисленные депутаты аппелируют тем, что в 1991 году народ Украины на Референдуме заявил, что наша страна должна быть внеблоковой.
- Нет. Они ссылаются на декларацию еще 1990-го года УССР, то есть, Украинской Советской Социалистической Республики - той страны, которая уже не существует. Поэтому нет никаких юридических оснований даже говорить об этом.
ИА REGNUM: Хорошо, это то, что касается законопроекта Зубанова, а можете прокомментировать документы, которые разработали Кравчук и Соломатин?
- Не могу, потому, что я их не видел. Но я думаю, что они, скорее всего, просто дополнили законопроект Зубанова и сделали какой-то общий, чтобы показать, что это исходит не от одной фракции, а от нескольких политических сил. Это очень часто делается. Скажем, я подавал Постановление от своего имени по 60-летию Организации Объединенных Наций. Поменяли два предложения местами, но в соавторы дописали полкомитета по вопросам иностранных дел. Однако поскольку для меня был важен вопрос не авторства, а чтобы это прошло - я тут же согласился. Такое очень часто бывает не только в комитетах, но и у тех депутатов, которые сами не способны написать законопроект, а их депутатская деятельность все-таки оценивается по каким-то баллам за счет того, что они персонально могут подготовить законопроект. И они наращивают свои мышцы за счет кого-то другого. То же самое происходит и здесь.
ИА REGNUM: Если не ошибаюсь, именно вы были инициатором увеличить проходной барьер на предстоящих парламентских выборах до 7 процентов.
- Да. Говоря откровенно, 7 процентов я ставил для того, чтобы потом можно было пойти на компромисс, и остановиться на пяти или, в крайнем случае, вернуться к четырем процентам. К сожалению, этого не произошло. Литвин так и не вынес данный законопроект на рассмотрение Верховной Рады. Ну а на сегодня он, практически, потерял свою актуальность, поскольку избирательная кампания уже началась.
ИА REGNUM: В чем, на ваш взгляд, могла быть причина такого поведения спикера Владимира Литвина?
- Я думаю, в тех результатах социологических опросов, которые есть на сегодняшний день. Потому, что неоднозначная оценка его кандидатуры и его партии от опроса к опросу колеблется от 3 до 6-7процентов. А это говорит о нестабильности, то есть, реально он может остановиться просто на 3 процентах и все.
ИА REGNUM: Сегодня, пожалуй, самый обсуждаемый вопрос и, прежде всего, у политиков - газовый. Лидер прогрессивных социалистов Наталья Витренко на днях даже заявила о том, что украинцы для того, чтобы пережить зиму, активно запасаются дровами и буржуйками.
- Я думаю, что она как всегда играет роль Владимира Вольфовича в юбке. Ничего другого здесь нет. И игра рассчитана больше на российский электорат, чем на украинский.
ИА REGNUM: Тем не менее, на ваш взгляд, как сегодня обстоят дела в данной ситуации?
- На мой взгляд, на данный момент просто замечательная ситуация. На сегодняшний день Украина добывает не многим более 20 миллиардов кубов газа. На жилье граждан тратится порядка 14 миллиардов. На всю жилищно-коммунальную сферу необходимо порядка 24 миллиардов кубов газа. Себестоимость нашего газа не превышает 30 долларов за тысячу кубов, то есть, меньше, чем сегодня реально отпускает "
Действительно, существует проблема в промышленности, но и она может быть решена несколькими путями. Один из них - повышение стоимости за транзит российского газа через нашу территорию, и соответственно, увеличение цены на газ, а после - государство будет компенсировать промышленным предприятиям разницу за счет увеличенной цены транзита. То есть, будет сегодня цена на газ не 50 долларов, а где-то в среднем - 80-90 долларов, не зависимо от той максимальной цены, которая будет предложена российской стороной.
Другой путь - вообще отпустить нашу промышленность, и разрешить ей, снять монополию "Нефтегаза". Сказать: "Ребята, у "Нефтегаза" есть объемы газа по цене 220 долларов. В добрый путь! Идите в Российскую Федерацию, в "
Наша продукция на сегодняшний день более конкурентоспособная в силу целого ряда причин - у нас более дешевое сырье, до определенного времени были более дешевые транспортные перевозки, а также у нас более дешевая рабочая сила. Скажем, если у нас сталевар получает в среднем где-то 600-700 долларов, то российский сталевар меньше 1000 долларов сегодня уже не получает. Это все складывается в себестоимость.
Я думаю, что наши химические предприятия также могли бы самостоятельно напрямую выходить и работать с Российской Федерацией, создавать свои торговые дома, может быть, даже совместно с россиянами реструктуризировать свои уставные фонды. Ведь сегодня, практически, все эти предприятия принадлежат либо бывшим директорам, либо сформировавшимся олигархическим кланам. Поделятся с россиянами акциями, с тем же "Газпромом", и взамен - будут получать по нормальной цене газ, и тоже будут конкурентоспособными. Это все экономика! Они все посчитают и они выживут. Никуда они от своих активов не денутся. Роль же государства - сохранить уровень заработной платы, следить за реальной рентабельностью предприятия и выполнением колдоговоров. Поэтому я здесь проблемы абсолютно не вижу. И плюс - это заставит в ближайшее время сделать то, что данные промпредприятия не делали в течение 14 лет - заняться энергосбережением.
На сегодняшний день, если сравнить металлургические и химические заводы Российской Федерации и Украины, то мы увидим, что украинские очень сильно проигрывают. Практически, во всем СНГ мартеновское производство осталось только у нас. Разливка стали в изложницы осталась только у нас. Все перешли на непрерывную разливку стали. А это все дает разницу в 12-15 процентов выхода годного по металлургии. Конечно, это все сказывается и на расходах газа, а также всего остального. Решить же эту проблему можно очень быстро. Технология существует, оборудование существует, подписали контракт - и вперед! В течение года это все поставить и сделать. Поэтому я проблемы абсолютно не вижу. Более того, спасибо Российской Федерации, что главный менеджер "Газпрома"