Обзор СМИ за 16-22 декабря 2005 года.

Азербайджан будет производить оружие? Гуманитарная война. Итоги визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион. Очередная встреча президентов. Решение близко? Оценки политиков и экспертов Армении и Азербайджана. Степанакерт.

Азербайджан будет производить оружие?

В 2005 году число перестрелок в зоне армяно-азербайджанского конфликта значительно возросло, что вызывает тревогу и сожаление. Об этом, пишет бакинская "525-я газета", сказал личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик в Баку. По словам Каспшика, ряд фактов нарушений огня был связан с фактором "испуга солдат", ввиду оплошности которых и нарушался режим прекращения огня. "Число убитых и раненых с обеих сторон за текущий год возросло. И это вызывает сожаление. Однако факт остается фактом", - сказал Каспшик, отметив, что данные о ситуации в зоне конфликта поступают непосредственно от полевых командиров на местах. В то же время он сообщил, что следующий мониторинг линии соприкосновения конфликтующих сторон будет проведен в начале января 2006 года.

На вопросы Day.Аz ответил руководитель Департамента конфликтологии Института мира и демократии Азербайджана, военный эксперт Ариф Юнусов.

"Чем было вызвано создание Министерства оборонной промышленности?

Подобное министерство должно быть связано с наличием предприятий по выпуску оборонной продукции. Насколько мне известно, в Азербайджане подобной продукции практически не выпускается. Мы не выпускаем, к примеру, танков. Более того, наши танки ремонтируются в Грузии. Мы не занимаемся выпуском самолетов и вертолетов. Естественно, что создание данного министерства можно рассматривать в русле ведущихся переговоров с Арменией. В ходе этих переговоров Азербайджан хочет продемонстрировать свою силу и возможности. Достаточно вспомнить о том, что в этом году расходы на военные нужды были увеличены на 70% и то, что в 2006 году эти расходы будут составлять 600 миллионов долларов. Теперь вот создано Министерство военной промышленности. Безусловно, в первую очередь все это рассчитано на внешнюю аудиторию - Армению, ОБСЕ. Кстати, я не удивлюсь, если в ближайшее время мы услышим о военных маневрах нашей армии на линии фронта. Тем самым Азербайджан хочет продемонстрировать, сколь серьезны его заявления о вероятности возобновления боевых действий. Ясно, что как только будет карабахское соглашение, если, конечно, оно будет подписано, это Министерство оборонной промышленности станет ненужным и будет ликвидировано.

А не говорит ли создание в Азербайджане подобного министерства о том, что Азербайджан в очередной раз сваливается в сторону России, отдаляясь от стандартов НАТО?

Возможно. Но, на мой взгляд, Азербайджан преследует созданием данного министерства совсем иную цель. А именно - дополнительное давление на Армению в ходе переговорного процесса. Кстати, умиляет и само название министерства. Если бы его назвали Министерством по военным проблемам, то это еще куда ни шло. Но именовать новосозданное ведомство Министерством военной промышленности, как минимум, неправильно. Ведь мы не производим оружия, мы его покупаем. Куда правильнее было бы назвать это ведомство Министерством по покупке и распределению оружия.

А может быть, в Азербайджане будут созданы предприятия по производству оружия?

Я пока что-то не слышал о подобных планах. В лучшем случае, на заводе имени Саттархана могут начать выпуск азербайджанских автоматов. Но и в это верится с трудом. Ведь производство оружия - целая индустрия. В мире не так уж и много стран, производящих оружие.

То есть увеличение военного бюджета, создание данного министерства еще не говорит о том, что Азербайджан реально готовится к войне с Арменией?

Я не очень верю в это. Скорее Азербайджан пугает войной.

Как военный эксперт, проведите анализ уровня сегодняшней боеспособности азербайджанской и армянской армии и так называемых сил самообороны самопровозглашенной НКР.

Очень сложно сравнивать уровень боеспособности этих армий. Но я не думаю, что уровень боеспособности азербайджанской и армянской армии сильно отличается друг от друга. Азербайджанская армия намного превосходит по численности армянскую армию. Но имеющаяся коррупция в рядах отечественного Минобороны, та информация, которая поступает с линии фронта, говорит о том, что мы пускаем пыль в глаза. Но я не сказал бы, что не имеется аналогичных проблем и у армянской армии. Чуть сильнее выглядят так называемые силы самообороны Карабаха. Но это объясняется тем, что для них начало войны - реальная угроза. Кроме того, ряды этой армии в куда большей степени пополнились новобранцами и офицерами, которые реально участвовали в войне, чем вооруженные силы Азербайджана и Армении. Резюмируя все сказанное, заявляю, что на сегодняшний день не у одной из сторон нет решающего перевеса. Поэтому, начнись война, я уверен, что повторения 1993 года не будет. Но и надеяться на то, что армянская армия будет быстро разгромлена, тоже не приходится. Мы можем отвоевать пару районов. Но нельзя забывать и о том, что в случае возобновления боевых действий на Азербайджан начнется массовое давление со стороны международного сообщества. Запад не заинтересован в дестабилизации ситуации в регионе. Запад стремится к тому, чтобы успеть прогнать по трубопроводу Баку-Джейхан столько нефти, чтобы получить как можно большую прибыль от денег, которые вложили в это проект. А когда он получит эту прибыль - пусть Азербайджан и Армения хоть сто раз воюют. Западу будет уже не до нас". ("Day.Az").

Гуманитарная война

Как сообщает "Арминфо", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян обратился к генеральному директору ЮНЕСКО Коицуре Маацура в связи с разрушением хачкаров и надгробий армянского кладбища в Джуге (Нахичевань). В письме, в частности, написано: "Хочу обратить ваше внимание на дело, имеющее большое культурное и политическое значение. В этот момент вооруженные азербайджанские солдаты кувалдами и тяжелой техникой крушат исторические памятники средневекового армянского кладбища, надгробия и хачкары. Эта территория, находящаяся между Арменией и Ираном, веками была населена армянами. На этом кладбище было более 10 тыс. надгробий и хачкаров ручной работы. Власти Азербайджана в 20 веке начали уничтожать их, с новым усердием продолжили это в 2002 году и в течение последних трех дней вновь с местью приступили к своим попыткам полностью уничтожить следы армян и армянства на этой земле. Эти акты насилия и вандализма, демонстрация нетерпимости и жестокости делается в то время, когда мировое сообщество призывает бережно хранить культурное наследие человечества. Господин Генеральный директор, с глубоким чувством негодования и сожалением пишу это письмо. Тем не менее я делаю это в надежде на то, что гнев и осуждение со стороны международного сообщества заставят Азербайджан прекратить осуществлять равносильные этническим чисткам действия по уничтожению человеческой памяти. Призываю использовать ваш высокий пост для того, чтобы остановить уничтожение общечеловеческого культурного наследия".

Бакинская "525-я газета" сообщает об обращении руководства Армянского национального комитета Америки (АНКА) к послу США в Азербайджане Рино Харнишу с "требованием незамедлительно прекратить продолжающийся акт вандализма разрушения азербайджанскими вооруженными силами средневековых армянских кладбищ и исторических хачкаров в Нахчыване". В письме на имя посла США председатель АНКА Кен Хачикян призвал дипломата "немедленно отправится в Нахчыван", чтобы вмешаться и не допустить дальнейшие разрушения. Одновременно газета отмечает, что до сих пор официальный Баку и власти Нахичеванской автономной республики никак не отреагировали на обвинения армянской стороны.

Азербайджан подаст на Армению в Международный суд за расхищение национальных богатств Азербайджана на "оккупированных" Арменией территориях. Как сообщает бакинская "525-я газета", об этом в беседе с журналистами сказал министр экологии и природных ресурсов АР Гусейнгулу Багиров. По его словам, министерство уже собрало материалы с фактами, разоблачающими деятельность армян по эксплуатации расположенных в "Карабахском регионе золотых месторождений Азербайджана", и в ближайшее время они будут обобщены, систематизированы и направлены в соответствующие международные организации. Газета пишет, что, по словам министра, "в грабеже национальных богатств Азербайджана", наряду с Арменией, участвует и ряд зарубежных компаний. Согласно "525", на территории "оккупированного" Арменией Нагорного Карабаха имеется до 80 месторождений полезных ископаемых, 12 из которых богаты запасами руды. А богатые запасами золота 3 месторождения Зод, Гызылбулаг и Веджнали также расположены на "оккупированных" Арменией территориях.

Итоги визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ в регион

Армянская сторона довольна обсуждениями с Минской группой ОБСЕ (МГ ОБСЕ). Об этом, пишет газета "Голос Армении", в ходе состоявшейся 15 декабря пресс-конференции заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. "Мы считаем, что в 2005 году были зафиксированы положительные подвижки в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и надеемся, что эта положительная тенденции сохранится и в следующем году", - отметил глава МИД РА. Осканян сообщил, что на данный момент на столе переговоров нет пакета предложений со стороны посредников, обсуждаются основные принципы решения карабахской проблемы, а также некоторые дополнительные элементы. Только в случае согласия по этим вопросам они могут стать проектом предложений. Отвечая на вопросы журналистов относительно известных докладов по карабахской проблеме Международной кризисной группы (МКГ), Вардан Осканян лишний раз подчеркнул конфиденциальный характер ведущихся переговоров, однако отметил, что доклады МКГ "не случайны". Осканян также сказал, что в ходе встречи с президентом НК Аркадием Гукасяном последний заметил, что в некоторых СМИ его слова о том, что стороны далеки от урегулирования, были истолкованы неверно. "Судя по заявлениям азербайджанской стороны, можно прийти к выводу, что мы далеки от решения", - по словам главы МИД РА, именно так выразился Аркадий Гукасян.

Азербайджан и Армения недалеки от мирного соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, однако стороны должны сделать несколько серьезных шагов в целях сохранения компромиссов. Об этом заявила бакинскому агентству "Тренд" проектный директор Международной кризисной группы (МКГ) по Кавказу Сабина Фрейзер, комментируя итоги визита сопредседателей Минской группы ОБСE в Южно-Кавказский регион. "В 2006 году будет видно, смогут ли стороны достичь этого", - сказала Фрейзер, подчеркнув, что в противном случае последний шанс разрешить конфликт мирным путем будет утерян. Фрейзер выразила согласие с высказываниями сопредседателей о том, что 2006 год является "важным окном" в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и стороны не должны упускать благоприятной возможности: "Если учитывать, что в 2007 и 2008 годах в регионе планируется проведение выборов, не похоже, что политические элиты захотят идти на сложные компромиссы". По ее словам, Армения уже отказалась от требования определения статуса Нагорного Карабаха до освобождения "оккупированных" территорий. Обе стороны соглашаются с тем, что мирный процесс начнется только после вывода вооруженных сил с "оккупированных" территорий, предоставления гарантий безопасности и возвращения временно перемещенных лиц в свои дома.

Вопрос в том, пишет бакинская "Эхо", что оптимизм, который выражали и сами сопредседатели, и официальный Баку накануне их визита, и теперь уже и Международная контактная группа, разделяют далеко не все. Во всяком случае, российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков в интервью агентству "Тренд" так обрисовал итоги переговоров: "Есть сближение по позициям. Но вместе с тем есть понимание неприемлемого для той и другой сторон. Поэтому поле поиска вариантов и для сторон, и для нас сузилось. С одной стороны, это облегчает задачу. Но сказать, что договоренность стала вырисовываться, я бы пока не стал".

"Мы никогда ранее в конце очередного года не утверждали, что в следующем году возможно подписание мирного соглашения. Нужно уметь читать между строк. В преддверии 2005 года мы выразили надежду на прогресс в переговорах и ныне можем констатировать, что этот прогресс произошел. Теперь мы не исключаем подписания мирного соглашения в 2006 году", - заявил российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков в Баку. "Не хочу вселять вам излишний оптимизм, но факт того, что после восьмилетнего перерыва в Баку вновь появились офицеры, которые будут разрабатывать сценарии возможного миротворчества, говорит о многом", - добавил Мерзляков. Агентство "Туран" отмечает, что речь идет о приезде в Баку Группы планирования высокого уровня ОБСЕ. Эта группа разрабатывает условия для размещения миротворческих сил на случай достижения политического решения. Участие миротворческих сил может варьировать от размещения наблюдателей до проведения широкомасштабной операции с разоружением и демилитаризацией всего региона.

Газета "Айкакан жаманак" пишет, что находящаяся в Азербайджане миротворческая миссия ОБСЕ является группой экспертов, представляющих европейские службы безопасности. Согласно агентству "Baku Today", группа, состоящая из 16 человек - семеро из ОБСЕ, семеро из различных европейских стран, по одному человеку из Грузии и Турции, - изучает места и условия, где могут расположиться миротворческие силы. 19 декабря эксперты покинули Гянджу и отправились в Геранбойский район. Агентство отмечает, что, по ранее намеченному плану, после изучения аэропорта в Гяндже эксперты должны были отправиться в Газахский и Акстафинский районы, однако изменили свой маршрут. Согласно "Baku Today", эксперты побывали также в Тертерском и Агдамском районах. Как отмечает газета, все указанные места располагаются вдоль линии соприкосновения армяно-азербайджанских вооруженных сил.

В интервью корреспонденту "Кавказского узла" карабахский эксперт отметил, что, судя по всему, размещение миротворческих сил в зоне карабахского конфликта может быть произведено до достижения политического соглашения. "Это самый нежелательный для нас вариант, - отметил эксперт, - поскольку вооруженные до зубов миротворческие силы будут призваны не только предотвращать возможные столкновения между армянской и азербайджанской сторонами, но и, в случае принятия неприемлемых "компромиссов", защищать власти от собственного народа. У людей уже не будет возможности воздействовать на собственные власти".

Сопредседатели Минской группы приехали в Ереван и, по всей видимости, уехали ни с чем, пишет информационный портал Karabakh-online.com. Они успели встретиться с президентами Армении и Карабаха, а также с министром иностранных дел РА. После визита сопредседателей осталось больше вопросов, чем ответов. Очевидно одно: ожидаемого прорыва не случилось. Кто-то высказал строптивость. Судя по всему, это был президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. В ходе брифинга после встречи с сопредседателями Гукасян заявил, что армянская сторона может сейчас получить больше, чем ей было предложено в 1997. Если вспомнить, что тогда был предложен вариант "Общего государства", пишет "Karabakh-online", можно полагать, что сейчас речь идет о признании независимости Карабаха от Азербайджана. Более того, Гукасян пообещал, что Карабах никогда не будет возвращен Азербайджану. По словам президента, до решения вопроса статуса никаких разговоров о территориях не может быть. Тем не менее, журналисты пришли к выводу, что территории рассматриваются вне контекста статуса, что неприемлемо для Карабаха с точки зрения безопасности. Второй больной вопрос - повторный референдум о статусе Карабаха. По словам Гукасяна, в Карабахе уже был референдум, но "его результаты не признаны ни Азербайджаном, ни международным сообществом". Если Азербайджан и международное сообщество обещают признать результаты повторного референдума, то эта идея для нас приемлема, сказал Гукасян. Само по себе странное заявление, считает "Karabakh-online", тем более, что президент не уточнил, в рамках каких границ должен быть проведен новый референдум. Прогнозы о решении карабахского конфликта в 2006 году Гукасян назвал "благими пожеланиями". Тем более, ничего нового посредниками предложено не было - это были старые идеи в новых вариациях. Новым, отмечает "Karabakh-online", стало только заявление сопредседателей о реанимации полноценного формата переговоров с подключением Карабаха. Юрий Мерзляков отметил, что участие в переговорах Нагорного Карабаха является неизбежным, но данный вопрос должен быть решен не сопредседателями, а сторонами конфликта. "Но самый главный вопрос на сегодня - это исключение возможности возобновления войны и подписание соглашения о мире, - заявил Гукасян. - Я не считаю, что на сегодняшний день существуют военные, стратегические или экономические причины для возобновления войны". Комментируя ситуацию на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, президент НК отметил, что ситуация довольно напряженная. Гукасян подтвердил потери в личном составе армии Карабаха. По его словам, этот вопрос также был обсужден во время встречи с сопредседателями: "Если мы действительно близки к урегулированию, почему на линии соприкосновения царит напряженность? Я считаю, что необходима параллельная работа с обеих сторон для создания атмосферы доверия". "Если напротив тебя стоит враг с ружьем, который завтра может напасть на тебя, ты ничего ему уступать не можешь. Поэтому речь идет о том, чтобы создать условия, когда мы сможем не враждовать, а строить совместное будущее. Совместное не в плане единого государства, а в смысле добрососедских отношений. Вот этого, к сожалению, сегодня нет", - заявил Гукасян.

Агентство "А1+" сообщает, что, по словам Юрия Мерзлякова, сопредседатели Минской группы ОБСЕ разрабатывают новый документ, в котором будут отображены основные принципы урегулирования карабахского противостояния. "Документ будет на двух страницах, где будут представлены основные принципы урегулирования, и стороны должны будут их принять. А в каком виде он будет представлен, я пока затрудняюсь ответить", - сказал он. Согласно Мерзлякову, как только эти принципы получат одобрение, состоится встреча экспертов двух государств, которые подготовят окончательный вариант документа, соответствующего наказам их руководителей.

Как передает агентство Day.Az, по словам Юрия Мерзлякова, как только эти принципы будут окончательно одобрены, состоится встреча экспертных делегаций двух сторон, которые составят основополагающий документ, поскольку у них уже будут соответствующие санкции их руководства. Мерзляков считает, что, не договорившись о принципах урегулирования конфликта, бессмысленно писать какой-то проект. "Сопредседатели (прежние - прим. ИА REGNUM) уже предлагали несколько вариантов с десятками страниц. Какая-то из сторон говорила - нет, нас это не устраивает, и все шло прахом. Это сейчас делать совершенно никакого смысла нет, и никому этого не хочется, потому что сначала нужно договориться, как будет это работать, а уже потом оформлять", - сказал он. Отвечая на вопрос, удастся ли подготовить проект до намеченной на конец января встречи президентов Азербайджана и Армении, Мерзляков сообщил, что "пока мы как раз этим и занимаемся - как это будет, не могу сказать".

Очередная встреча президентов

Контакты сопредседателей Минской группы ОБСЕ со сторонами возобновятся в январе, сообщил азербайджанскому агентству "Тренд" российский сопредседатель МГ ОБСЕ по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта Юрий Мерзляков. Он подтвердил возможность проведения встречи с главами МИД или спецпредставителями Армении и Азербайджана до встречи президентов двух стран, намеченной на конец января.. Речь идет о середине января. Отвечая на вопрос о точной дате и месте очередной встречи президентов Армении и Азербайджана, посредник сказал, что говорить о достигнутой договоренности по этому поводу пока рано: "Я думаю, что будет ясно в середине января".

По словам завотделом внешних связей исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруза Мамедова, переговоры по мирному урегулированию армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта ведутся в очень сложной обстановке, пишет бакинская "525-я газета". "Несмотря на наличие новых позитивных элементов по приближению сторон, по многим вопросам согласия нет. Поэтому основной вопрос в том, чтобы президенты встретились и провели обмен мнениями по этим вопросам", - сказал он. Комментируя заявление российского сопредседателя МГ Юрия Мерзлякова о подготовке документа об основных принципах урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Мамедов сказал, что посредник, видимо, по личной инициативе предоставляет подобную информацию. "Но я не могу сказать, насколько его слова соответствуют действительности. Некоторые вопросы остаются лишь заявлениями", - отметил он.

На очередной встрече президентов Азербайджана и Армении, запланированной на начало будущего года, будет обсужден рамочный документ, охватывающий общие принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, передает в другой своей статье слова Юрия Мерзлякова "525-я газета". По словам Мерзлякова, с документом уже всесторонне ознакомились в Ереване и Баку, но ряд вопросов остается открытым, стороны имеют претензии относительно некоторых положений: "В том числе азербайджанская сторона высказала несогласие с 9 пунктами документа". Вместе с тем, пишет газета, Мерзляков отметил опасность нового захода процесса урегулирования в тупик. Газета считает, что такое уже не раз происходило в прежние годы, "причем именно из-за неконструктивной позиции армянской стороны" - в начале 1998 года (отставка президента Левона Тер-Петросяна), осенью 1999 года (теракт в парламенте Армении), весной 2001 года (после переговоров в Париже и Ки-Уесте). Поэтому, по мнению российского сопредседателя, если на очередном этапе переговоров сближение между сторонами не будет достигнуто, то это может похоронить результаты переговорного процесса в 2005 году и надежды на прогресс в 2006 году.

Решение близко?

После регионального визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ власти Армении начали говорить, что в 2006 году возможно окончательное урегулирование карабахского конфликта, пишет газета "А1+", добавляя при этом, что, учитывая заявления властей Нагорного Карабаха, последние с таким утверждением не совсем согласны. Агентство провело на своем сайте опрос на тему "Возможно ли окончательное решение вопроса НКР в 2006 г.?". В опросе приняли участие 909 посетителей. 48,1% из них считают, что невозможно, 47,9% респондентов посчитали это возможным, а 4,1% затруднились ответить.

Как сообщает азербайджанское агентство Day.Az, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил журналистам, что в следующем году начнется работа над организацией миротворческой операции в зоне конфликта. По его словам, Группа планирования высокого уровня ОБСЕ в январе 2006 года посетит "оккупированные" территории Азербайджана, а затем подготовит справку относительно организации возможной миротворческой операции в зоне армяно-азербайджанского конфликта. Глава азербайджанского МИД подчеркнул, что Группа планирования высокого уровня уже посетила Армению и Азербайджан после 8-летнего перерыва с целью оценки ситуации для разворачивания миротворческой операции, что, по его мнению, является "шагом вперед". По словам Мамедъярова, вопрос согласования миротворческой операции является одним из 9 элементов, обсуждаемых в переговорном процессе.

По мнению азербайджанского агентства "Туран", "между строк" заявлений сопредседателей Минской группы ОБСЕ читается, что мирный договор по нагорно-карабахскому конфликту будет подписан летом 2006 года.

В то время как сопредседатели Минской группы ОБСЕ, президент РА Роберт Кочарян и другие высокопоставленные лица в последнее время с оптимизмом говорят о том, что в ближайшем будущем, видимо, вопрос Нагорного Карабаха получит свое окончательное решение, президенту НК Аркадию Гукасяну перспектива близкого урегулирования проблемы кажется туманной, пишет газета "168 Жам". По словам газеты, оптимистично настроен и руководитель покинувшей Карабах азербайджанской общины Низами Бахманов. После встречи с сопредседателями Минской группы Бахманов сказал журналистам: "Как видно, 2006 год действительно станет годом урегулирования конфликта". Он добавил также, что, если все дипломатические возможности урегулирования будут исчерпаны, Азербайджан так или иначе прибегнет к военной силе. Но самыми интересными, по мнению газеты, оказались следующие слова Бахманова: "Азербайджан и Армения очень близки к согласию по вопросу важного этапа урегулирования, который касается открытия коридора Агдам-Шуши-Лачин-Горис-Нахичеван".

По сведениям газеты "Иравунк", по предложению сопредседателей МГ ОБСЕ, Нагорный Карабах получает статус анклава, а азербайджанские беженцы будут возвращены даже в Шуши и Лачин. По словам источника, сопредседатели не дают никакой гарантии сухопутной связи Армении с Нагорным Карабахом, и именно это обстоятельство стало причиной гнева и разочарования президента НК Аркадия Гукасяна.

Российская "Независимая газета" пишет, что Баку большое значение придает тому, что армянская сторона согласилась покинуть "оккупированные" территории по схеме "5+1+1". Прежде армянская сторона выражала готовность освободить только 5 районов, подчеркивает газета, по сведениям которой, после ухода армянских сил, на первом этапе безопасность там будут обеспечивать международные силы, состоящие из американских, французских и российских военнослужащих. Газета со ссылкой на свои источники в МИД Азербайджана пишет, что уже разработано несколько схем размещения международных миротворческих сил. Обсуждается также вопрос демилитаризации региона, пишет "НГ" и добавляет, что усилия Минской группы ОБСЕ положительно оценивают также в Ереване. Российское издание сообщает, что, по словам премьер-министра Армении Андраника Маргаряна, очевидно, что Нагорный Карабах больше не будет в составе Азербайджана.

Оценки политиков и экспертов Армении и Азербайджана

На вопросы газеты "168 Жам" ответил председатель Национально-демократического союза Армении (НДС), один из лидеров Комитета "Карабах" 1988-1990 гг., бывший премьер-министр и экс-министр обороны РА Вазген Манукян.

"Международные организации, занимающиеся урегулированием карабахского конфликта, в своих заявлениях чересчур воодушевлены. Они считают, что если в 2006 ни в Армении, ни в Азербайджане не проводится никаких выборов, то это очень удачное время для того, чтобы президенты обоих стран смогли прийти к каким-то договоренностям. Но, честно говоря, я не разделяю этого воодушевления, поскольку на данный момент решения проблемы Карабаха не видно. Исключено, чтобы в ближайшее время Азербайджан согласился с тем, что Карабах больше не принадлежит ему, и полностью исключено, чтобы Армения или Карабах приняли какой-либо статус, связанный с пребыванием Карабаха в составе Азербайджана. С этой точки зрения вопрос Карабаха на данный момент неразрешим.

Значит ли это, что сохраняется прежняя ситуация, или же все-таки возможно подписание какого-либо документа?

Могут быть всего лишь какие-то отсрочивающие решения. То есть мы уступаем что-то и выигрываем время, Азербайджан получает что-то и выигрывает время. Сегодня единственный подход, связанный с возвращением территорий и референдумом, - это отложить решение на 5-10 лет. Но это выгодно только Азербайджану. Азербайджан считает, что время играет на него, и это действительно так. Главный фактор для РА - свобода народа, дающая возможность быстрого экономического роста, - со временем исчерпывается все больше. А в Азербайджане нефть, и экономическое развитие бурно идет вперед. И Азербайджан рассчитывает иметь через 5-10 лет намного более благоприятную ситуацию: территории уже его, и он не будет заключать соглашения с Арменией, поскольку в любом случае окажется настолько сильным, что путем войны или давления вернут эти земли. Так что я и в этом смысле вижу вопрос Карабаха в тупике.

Как вы считаете, в этом случае и в таких условиях власти РА согласятся подписать какой-либо документ?

Если РА подпишет такой документ, это будет гибельно для нашего будущего. Но как бы плохо я ни относился к властям РА, я не считаю, что они не осознают этого и подпишут такой договор. Но если даже Армения подпишет, то исключено, чтобы Карабах согласился с таким документом и тоже поставил под ним свою подпись. Президент Карабаха будет защищать интересы своей страны.

Но Карабах сегодня отлучен от всего переговорного процесса...

На переговорах по проблеме Карабаха Роберт Кочарян ведет себя точно так же, как и во внутриполитической жизни. Такое "пацанское" поведение. Он сам заявил, мол, я здесь самый "крутой" и что бы ни сказал, РА и Карабах послушаются. Карабах оказался оттеснен на второй план, и этим он завел переговоры в тупик. Но если сейчас придется что-либо подписывать, то Карабах не подпишет, и в таком случае подпись Армении может не иметь никакого значения.

Но если, тем не менее, никакого документа подписано не будет, то не считаете ли вы, что это еще более усложнит переговорный процесс?

Если в 2006-м проблема не решится, то мы опять будем иметь холодную войну между РА, НКР и Азербайджаном. Такую же холодную войну, которую в свое время вели СССР и Запад. А в случае холодной войны Армении для победы нужны резкие внутренние изменения - к свободе, законности, демократии, нужно развитие экономики нового типа. Что же касается Азербайджана, то демократия ему хоть и нужна, но не в такой степени, как правильное использование своих недр.

А насколько вероятной считаете вы "горячую" войну - тем более, что из Азербайджана часто доносятся такого рода заявления?

Если проблемы не решаются путем переговоров, то рано или поздно это приводит к войне. Естественно, что войну может объявить только Азербайджан. Но я думаю, что Азербайджан и в этом случае не будет спешить. Его внутренний валовой продукт, финансовые возможности развиваются довольно высокими темпами. И Россия, и Турция, и Запад считаются с Азербайджаном гораздо больше, чем с Арменией. Поэтому азербайджанцам спешить некуда, они могут некоторое время выждать. А за это время может и отпасть нужда в объявлении войны Азербайджаном. Если все будет идти такими темпами, то Азербайджан окажется в таком положении, когда его соперник сам поймет, что в случае войны поражение неизбежно.

Г-н Манукян, вы утверждаете, что проблема Карабаха зашла в тупик, тогда как сопредседатели Минской группы заявили накануне, что переговоры идут верным путем.

Я сужу по результатам, а не по заявлениям сторон переговоров.

Получается, что вы согласны с утверждениями первого президента РА Левона Тер-Петросяна, что мы уже никогда не получим того, что могли получить в 1997-м?

Я сформулировал бы иначе. За это время не только мы, не только карабахцы, но и все мировое сообщество поняло, что Карабах не может быть в составе Азербайджана. С этой точки зрения время сыграло на нас, поскольку идея невозможности оставить Карабах в составе Азербайджана окрепла еще больше. Но если взглянуть с другой стороны, то увидим, что тот потенциал экономического развития, который имеется у Азербайджана, позволяет ему очень быстро развиться, тогда как главный потенциал Армении - свобода людей, законность, демократия, дающие нашей стране возможность быстрого развития, - год за годом сокращается.

Тогда возможен ли в Армении второй переворот или смена власти под предлогом проблемы Карабаха?

Для смены власти в Армении имеются гораздо более важные основания. Армения по всем вопросам оказалась в тупике. Все те идеи, которые дали нам возможность обрести свободу, иметь многопартийную систему, признание Геноцида (армян в Османской Турции в 1915 г. - прим. ИА REGNUM) и так далее, - все эти идеи отброшены в сторону. И сейчас Армения не в состоянии решить ни одной задачи. Все будущее РА и Карабаха зависит от того, произойдут ли в Армении и Карабахе внутренние изменения или нет. А проблема Карабаха может стать лишь одним из поводов для смены власти". ("168 Жам").

"В 2006 г., судя по оптимистичным заявлениям сопредседателей МГ ОБСЕ, самой главной темой будет урегулирование карабахского конфликта. Но их оптимизма я не разделяю, считаю поспешным и даже наивным", - заявил азербайджанскому еженедельнику "Обозреватель" независимый политолог Ильгар Мамедов. "На первый взгляд, положение властей на пороге нового 2006 года выглядит сильным. Но если приглядеться, то в контексте общей нестабильности, как в вопросе о выборах, обсуждениях в ПАСЕ, карабахском урегулировании, иранской тематике, - положение властей достаточно уязвимое. То есть правительство не должно обольщаться, если хочет выжить. Ситуация такова, что все может случиться. Дело в том, что власти, проведя очень плохие выборы, как бы застраховали себя от революции в ноябре 2005 года, но лишь отложили имеющиеся проблемы на новый год. В итоге сложилась ситуация отложенной бархатной революции. Отложенные проблемы могут вызвать социальный взрыв уже в будущем году", - сказал Мамедов. Что касается внешнеполитических приоритетов Азербайджана, то, "судя по тому, что мы наблюдаем сейчас - какое-то движение в сторону России, это поведение властей будет продолжено и в будущем году". Но пока это движение не приобрело устойчивого характера. А в остальном все останется как было, считает азербайджанский политолог.

В вопросе Нагорного Карабаха вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Ваган Ованнисян не разделяет оптимизм сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сообщает газета "Айб-Фе". По его словам, армянская сторона и международное сообщество представляют возможность урегулирования вопроса только мирным путем переговоров, в то время как азербайджанская сторона своими воинственными заявлениями провоцирует военные действия. "И в этом смысле я не понимаю оптимизм сопредседателей", - сказал он.

Бакинская газета "Эхо" считает, что сегодня на политическом поле Армении не заметно сил, которые могли бы взять на себя роль "партии мира". Газета считает также, что контуры "оптимистов" и "пессимистов" совпадают с геополитическими союзами: "С одной стороны, "оптимисты" в лице Азербайджана и стран Запада в лице той же МКГ, а с другой - "пессимистично настроенные" российский сопредседатель вместе с армянскими ультранационалистами (имеется в виду партия "Дашнакцутюн" - прим. ИА REGNUM)". Кто именно заинтересован в притоке инвестиций в регион, а кто пытается предотвратить его политическую и экономическую интеграцию, в том числе и сделав (или представив) нетерпимо высоким риск для иностранных инвестиций, - вопрос риторический, заключает газета.

Азербайджанский еженедельник "Обозреватель" обратился к экспертам с просьбой выразить свое отношение к прогнозам МГ ОБСЕ. По мнению политолога Расима Агаева, довод о том, что год без выборов создает какие-то существенные перспективы для подписания договора, достаточно спорный. До 2008 всего два года. Такую акцию, как урегулирование затянувшегося конфликта, одномоментным действием не решить. Агаев считает, что реальный анализ позиций конфликтующих сторон показывает, что ничего не изменилось, "ни с точки зрения подходов, ни предлагаемых решений, ни общественных настроений". "К последнему моменту, то есть общественным настроениям, стоит отнестись внимательнее. Есть признаки того, что и с той, и с другой стороны порядком устали от всего этого. Определенная часть населения обеих сторон, а также экономика Армении, переживают проблемы в связи с растущими военными расходами. Азербайджан также обещает много тратить на военные расходы, что ничего хорошего нам не сулит. И в Армении, и в Азербайджане стали понимать, что конфликт тормозит развитие". Вместе с тем, политолог считает, что решение этого конфликта - не в интересах сил, противоборствующих за укрепление своего влияния здесь: "Поэтому внешние силы, нагнетавшие этот конфликт, заинтересованы в его консервации, сохранении статус-кво, когда конфликт есть и вроде бы его нет". По мнению Агаева, 2006 год не может стать переломным еще и потому, что окончание этого противостояния сразу же приведет к внутренней дестабилизации и в Азербайджане, и Армении. Политолог Зафар Гулиев также не видит оснований для оптимизма в деле решения карабахского вопроса. Он обращает внимание на то, что такие заявления были и после парламентских выборов 2000 года, и после президентских выборов 2003 года. "Многообещающие заявления МГ ОБСЕ звучали и перед Лиссабонским, Стамбульским саммитом, Ки-Уестскими встречами, пражскими переговорами и т.д. Но никаких позитивных моментов в позициях сторон не отмечается. Наоборот, Армения ужесточает позицию, заявляя, что лимит терпения исчерпан. Азербайджанские власти устами президента И. Алиева также заявляют, что терпение Баку не беспредельно... То есть каких-то новых моментов, свидетельствующих о возможности достижения какого-либо продвижения на переговорах, нет. Поэтому трудно понять, на чем зиждется умеренный, но все же оптимизм сопредседателей". По мнению политолога Расима Мусабекова, будет ли что-то реализовано, зависит от сторон и общей ситуации в мире: "Реальность такова, что в 2006 году не будет выборов ни в Армении, ни в Азербайджане. Но то, что удастся воспользоваться "окном" на переговорах - это большой вопрос. Такие "окна", возможности возникали и раньше, но как только стороны приближались к заключению соглашения, то делали шаг не вперед, а назад. Когда говорят об общих вопросах, то создается иллюзия, что можно договориться, но когда это ложится на документ, то оказывается, что стороны подразумевали совершенно разные вещи". ("Обозреватель").

"Я думаю, что народ Карабаха не примет идеи о размещении в зоне конфликта международных миротворческих войск". Об этом в интервью Karabakh-online заявил бывший заместитель министра обороны НК, ныне - депутат парламента от оппозиционного блока "Дашнакцутюн-Движение 88" генерал-майор Виталий Баласанян. Свое мнение он обосновал тем, что решение конфликта, даже при наличии миротворческих войск, невозможно без достижения соглашения о мире: "Посредникам прежде всего необходимо дать оценку прошедшим военным действиям - четко определить статус стороны, начавшей войну, победившей и проигравшей, и только на основе этого садится за стол переговоров. Сейчас никто не может сказать, кто должен вести переговоры и каков должен быть их предмет. Мы намерены в начале 2006 года инициировать в парламенте вопрос о принятии Карабахом ряда законов. В первую очередь, НКР должна признать Азербайджан страной-агрессором, начавшей военные действия. Следующий закон - о признании суверенитета НКР в ее нынешних границах - до политического урегулирования конфликта. Парламент также должен обратиться ко всем странам, в первую очередь, Армении, с призывом признать суверенитет НКР в нынешних границах. Карабах должен обратиться к Армении с просьбой предоставить войска для обеспечения безопасности народа Нагорного Карабаха". Он подчеркнул, что, если не будет определен статус воевавших сторон и не будет реальных гарантий мирного соглашения со стороны третьих стран, ввод миротворцев приведет к нежелательным последствиям.

Степанакерт

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал закон "О государственном бюджете НКР на 2006 год". Как сообщает агентство "АРКА", реальный рост ВВП за 2006 год составит 11,2%. 30% ВВП республики обеспечивается за счет субъектов, занимающихся малым и средним бизнесом. Доходы государственного бюджета НК 2006 года прогнозируются в объеме 25 млрд. 104,3 млн. драмов. Расходы составят 27 млрд. 304,3 млн. драмов. Межгосударственный кредит, предоставляемый НК со стороны Армении, составляет 16 млрд. 86,7 млн. драмов. Собственные доходы госбюджета НКР прогнозируются в объеме 9 млрд. 17,6 млн. драмов. Бюджетная политика 2006 года будет направлена на решение социальных вопросов и повышение жизненного уровня населения республики.

Как сообщает "Арминфо", Нагорный Карабах посетил координатор Центра кавказских исследований МГИМО, сопредседатель Лермонтовского общества России Владимир Захаров. Захаров встретился с президентом НК Аркадием Гукасяном, представителями системы образования республики и студентами, общественностью города Шуши. В Шуши российский ученый представил подробности, доказывающие факт посещения города великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. "Это исторический факт, что в 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов побывал здесь, в вашем городе", - сказал Захаров. От имени общества он вручил городу Шуши медаль имени Лермонтова. Подобную же медаль Владимир Захаров вручил и президенту НК Аркадию Гукасяну. Ученому показали гостиницу в Шуши, где останавливался великий поэт. Захаров сообщил, что в будущем году намерен созвать в Нагорном Карабахе конференцию на тему поездки Лермонтова в Шуши. В главном вузе Нагорного Карабаха - Арцахском государственном университете - российский ученый прочел лекцию, посвященную творческому наследию великого русского поэта.

16 декабря главе Карабахской епархии архиепископу Паргеву Мартиросяну был вручен орден Андрея Первозванного. Орден был вручен архиепископу Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) директором Центра кавказских исследований МГИМО Владимиром Захаровым от имени Братства всех святых Русской православной церкви. При вручении Захаров, в частности, отметил, что столь высокая награда вручается в лице святого отца народу всей Армении и Нагорного Карабаха. "Впервые в истории орден Андрея Первозванного вручается представителю иностранного государства, и я считаю, что этот прецедент станет первым, но не последним", - заявил Захаров. В свою очередь глава Карабахской епархии отметил в своей благодарственной речи, что он счастлив принять столь высокий дар именно потому, что он получил его за свою деятельность по восстановлению христианства в Арцахе. "Я счастлив, что семена Евангелия нашли свое место и прижились на благодатной почве карабахской земли", - сказал святой отец.

Конституция Нагорного Карабаха, как Конституция суверенного, демократического, правового, социального государства, должна быть нацелена на закрепление на конституционном уровне реализованного арцахцами права на самоопределение путем создания независимого суверенного государства - Нагорно-Карабахской Республики. Об этом говорится в концепции "Основного закона НКР", опубликованной Государственной комиссией по разработке проекта Конституции республики. Как сообщает "АРКА", в документе подчеркивается, что НКР, занимая особое место в политическом поле региона, в ходе многотрудного процесса строительства независимого государства доказала свою жизнеспособность, создав эффективно действующую систему власти, в основе которой лежат принципы демократического, правового, социального государства. "В числе основных целей Конституции названы развитие демократии, полноценное становление правового государства, установление действенных конституционных гарантий обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, стимулирование местного самоуправления, становление гражданского общества", - отмечается в концепции. В документе также сказано, что международная правосубъектность НК должна быть отражена в Конституции в качестве идейно-концептуальной основы Основного закона созданной в соответствии с принципами и нормами международного права Нагорно-Карабахской Республики как суверенного государства.

Правительство Нагорного Карабаха приняло решение еще на год продлить сроки приватизации государственного и общественного жилого фонда. Как сообщает ИА "Де-Факто", в настоящий момент в республике неприватизированными остаются 957 квартир. Отмечалось, что премьер-министр НК Анушаван Даниелян не намерен более продлевать сроки приватизации и поручил руководителям Степанакертской мэрии и районных администраций, а также соответствующих ведомств принять необходимые меры для завершения процесса приватизации жилья.

С 2006 года на реке Трге в Мартакертском районе Нагорного Карабаха начнется реализация программы строительства трех гидроэлектростанций. Пуск указанных ГЭС позволит выработать дополнительно 50 млн киловатт-часов электроэнергии. Сегодня ежегодно республика потребляет свыше 210 млн киловатт-часов. Кроме того, построенное на реке Трге водохранилище даст возможность оросить порядка 2 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. Стоимость этой энергетической программы оценивается примерно в 3 млрд. драмов. ("Де-Факто").

Работы по благоустройству улицы Казанчецоц, ведущей к въезду в город Шуши, будет осуществлять ЗАО "Серпантин", сообщает Кarabakh-online.com. В ходе работ намечено заменить 530 м водопроводных труб и провести новую газопроводную линию. В ноябре нынешнего года Шушинским территориальным отделением кадастра недвижимости было зарегистрировано 22 сделки по регистрации права на собственность. Эти данные являются продолжением квартирного бума в Шуши. За последний год цены на квартиры в Шуши повысились на 71%. В городе, где некогда проживали около 40 тысяч человек, в советское время было не более 20 тысяч жителей. После Карабахской войны интерес к городу возрос. Здесь поселились семьи военнослужащих, творческая интеллигенция, патриотично настроенная молодежь. Вскоре, после передислокации воинских подразделений, численность городского населения несколько снизилась. На демографические трансформации повлияло также отношение властей к проблемам восстановления города: велась политика "оставления на потом". Сейчас в городе снова подъем. Уже видны восстановительные работы, появилась целая улица с магазинами и различными учреждениями. "Крен" города происходит в сторону культурно-образовательного центра. Здесь нет промышленных предприятий, зато есть две музыкальные школы, несколько театров, музыкальных коллективов. На настроения людей повлияло также заявление властей о создании в Шуши свободной экономической зоны и обещание провести телемарафон по сбору средств для восстановления Шуши. И сейчас люди заранее раскупают еще невосстановленные дома и земельные участки - впрок.

Степанакертская газета "Азат Арцах" сообщает, что в Мартунинском районе Нагорного Карабаха 1620 семей получают разного рода пособия. В рамках программы стимулирования многодетности на имена 889 детей открыты банковские счета. В городе Мартуни, селах Чартар, Шехер, Цоватег, Херхан, Саркисашен и Вазгенашен построено 8 домов для многодетных семей. Остаются нереализованными 5 заявок. Шести семьям погибших в ходе карабахского конфликта воинов предоставлены средства для покупки или строительства домов. 13 семей получили деньги на ремонт квартир.