Южнокавказский филиал некоммерческой организации "Фонд развития "Кавказский институт демократии" в сентябре-октябре 2005 года провел мониторинг (социологический опрос) политических и демократических взглядов населения Армении. 21 декабря в Ереване были оглашены итоги опроса. 18 ноября организация опубликовала часть отчета, которая касалась референдума по конституционным преобразованиям, состоявшегося в Армении 27 ноября.

Мониторинг проводился во всех 10 областях Армении и Ереване. В каждой области в опросе приняли участие 100 человек разного пола, уровня образования, дохода и рода занятий, в Ереване в опросах приняли участие 600 граждан. Общее число опрошенных 1600 человек. ИА REGNUM приводит полный отчет о результатах мониторинга.

Об армяно-турецких отношениях

Таблица №4

Вопросы

Ответы

Содержание

Кол-во

%

392

24,5

873

54,6

239

14,9

96

6,0

337

21,1

705

44,1

261

16,3

174

10,9

16

1,0

172

10,75

783

48,9

531

33,2

286

17,9

121

7,6

142

8,9

140

8,8

460

28,8

76

4,8

21

1,3

Согласно данным таблицы, 54,6% респондентов условием установления отношений между Арменией и Турцией считают признание со стороны последней Геноцида армян 1915г., 24,5% не считают необходимым выполнение указанного условия, а 14,9% исключают армяно-турецкое сотрудничество при любом раскладе, так как находят его угрозой безопасности Армении. 44,1% респондентов считает, что открытие армяно-турецкой границы положительно отразится на экономике республики, а 16,3% считают открытие границы нецелесообразным. Из опрошенных 33,2% считают, что Турция не признает Геноцид армян 1915г., а 48,9% что признание Геноцида зависит - от внешней политики Армении (8,9%), осознания совершенного со стороны Турции (7,6%), при давлении со стороны третьего государства 4,8%, при обязательном условии для вступления Турции в Евросоюз 28,8%.

¢4. Об армяно-грузинских отношениях, Джавахке и армянах Джавахка

Таблица №5

Вопросы

Ответы

Содержание

Кол-во

%

531

33.2

258

16.1

398

24.9

301

18.8

135

8.4

65

4.1

971

60.7

337

21.1

227

14.2

472

29.5

588

36.8

545

34.1

45

2.8

220

13.8

467

29.2

552

34.5

470

29.4

226

14.1

150

9.4

33,2% опрошенных положительно оценивают нынешний уровень армяно-грузинских отношений, 24,9% считают необходимым углубление отношений между странами, 16,1% отрицательно оценивают уровень этих отношений, а 18,8% и вовсе считают, что Грузия не станет союзницей Армении ни при каких обстоятельствах.

60,7% считают, что вывод российской военной базы из Джавахка негативно скажется на безопасности Армении, 21,1% находят, что это обстоятельство никоим образом не отразится на Армении, а 4,1% считают, что это положительно повлияет на безопасность Армении.

Проблемы армян Джавахка 29,5% опрошенных считают политическим, а 34,1% - результатом национальной политики грузинских властей и 29,2% из них считают, что Армения в этом вопрос должна оказать на Грузию политическое давление. 36,8% считают эти проблемы социально-экономическими, и ее решение видят либо в гуманитарной помощи со стороны Армении (34,5), либо в упрощении пограничного режима (29,5%). Часть опрошенных - 2,8% считают, что подобной проблемы вообще не существует, и что Армения не должна вмешиваться во внутренние дела Грузии -14,1%.

¢5. Об армяно-иранских отношениях

Таблица №6

Ответы

Кол-во

%

1029

64,3

94

5,9

339

21,2

62

3,9

120

7,5

19

639

39,9

25

1,6

9

0,6

826

51,6

103

6,4

Подавляющее большинство опрошенных 64,3% положительно оценивают армяно-иранские отношения, и в связи с этим существенная часть респондентов (21,2%) считают необходимым их дальнейшее углубление.

Вместе с этим только 39,3% считают необходимым осудить США в случае военной агрессии против Ирана. Подавляющая часть 51,6% считает, что в этой ситуации Армения должна сохранить нейтралитет. Небольшая часть опрошенных (1,6%) считает, что в этом случае Армения должна поддержать США и предоставить свои территории для размещения американских военных баз (0,6%).

¢ 6. Об урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха

Таблица №7

Вопросы

Ответы

Кол-во

%

1.

2.

3.

4.

1155

72.2

121

7.6

495

30.9

51

3.2

0

0

13

0.8

205

12.8

53

3.3

287

17.9

54

3.4

90

5.6

1250

78.1

19

1.2

213

13.3

563

35.2

388

24.3

446

27.9

203

12.7

125

7.8

12

0.8

554

34.6

550

34.4

194

12.1

290

18.1

130

8.1

850

53.1

337

21.1

36

2.3

63

3.9

197

12.3

307

19.2

57

3.6

32

2.0

1111

69.4

1

0.1

1

0.1

114

7.1

785

49.1

663

41.4

9

0.6

2

0.1

65

4.1

7

0.4

69

4.3

Фактически, опрошенные, в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта отвели положительную роль России (72,2%) и странам Евросоюза (30,9%), отрицательную - Турции (78,1%) и США (17,9%). Часть опрошенных считает, что процесс урегулирования пойдет быстрее и легче при прямых переговорах между Арменией и Азербайджаном (35,2%) либо НКР и Азербайджаном (27,9%).

34,6% считают, что конфликт будет разрешен в ближайшие годы, 34,4% - в течение нескольких десятилетий, а 12,1% считает, что конфликт вообще не будет решен.

53,1% считает, что затягивание конфликта отрицательно отражается на экономике Армении, 21,1% находят, что хотя подобная ситуация не в интересах Армении, тем не менее, это может привести к решению конфликта в пользу Армении. Есть мнения также, что затягивание конфликта на руку Армении (8,1%) и это усилит позиции Армении в регионе( 3,9%).

Согласно опросу при урегулировании конфликта земли, расположенные в зоне безопасности, возможно уступить в случае - признания независимости НКР 19,2%, прекращения блокады 3,6%, угрозы возобновления военных действий 2,0%, или при других обстоятельствах 0,2%. Тем не менее, подавляющее большинство - 69,4% считают, что возврата территорий не может быть ни при каких обстоятельствах.

В качестве приемлемого варианта карабахского урегулирования отмечают - признание независимости НКР - 49,1%, присоединение последнего к Армении -41,4%, статус автономии в составе Азербайджане - 0,6%, независимость НКР или присоединение НКР к Армении - 4,1%, независимость НКР с последующим присоединением к Армении - 0,4%, присоединение НКР к России - 0,1%.