"Местные власти сейчас отвечают перед Богом, избирателями и прокуратурой": интервью вице-губернатора Санкт-Петербурга Виктора Лобко ИА REGNUM
Санкт-Петербург, 19 декабря, 2005, 21:06 — ИА Регнум. ИА REGNUM: Виктор Николаевич, 17-18 декабря в Репино прошел съезд муниципальных депутатов. Как вы прокомментируете этот первый в Санкт-Петербурге официальный съезд представителей муниципальных советов, в частности то, что многие депутаты его проигнорировали?
Официальный съезд представителей муниципальных советов Санкт-Петербурга проводился в соответствии с требованиями федерального законодательства, в частности, новой редакции федерального закона об органах местного самоуправления. Те, кто не счел необходимым участвовать в съезде, в утверждении совета муниципальных образований - на мой взгляд, люди, которые позволяют себе весьма вольно понимать и трактовать федеральное законодательство. В законе указано, что органы государственной власти должны оказать содействие в проведения съезда и организации совета, поэтому мы (
ИА REGNUM: Какие полномочия будут у совета?
За советом закреплены функции координации работы муниципальных советов и обмен опытом, информацией. Это не альтернативный орган управления городом. Совет не может вмешиваться в деятельность муниципальных советов, он просто дает их руководителям возможность получать информацию друг о друге, об опыте соседних муниципальных образований.
ИА REGNUM: Как бы вы, как председатель оргкомитета, прокомментировали решение
Я сожалею, что председатель парламентской комиссии повел себя таким образом. Если его решение связано с фигурой господина
ИА REGNUM: Как нам известно, Тимофеев готовит в настоящий момент заключение комиссии Законодательного собрания, в котором предполагается поставить под вопрос легитимность выбранного совета и проведения съезда...
Господин Тимофеев может готовить все, что считает нужным, но никаких отклонений от федерального законодательства допущено не было.
ИА REGNUM: Некоторые муниципальные депутаты отказались от участия в съезде из-за того, что совет организован не ими, и потому ставится под сомнение его независимость от городской администрации...
Ничего хорошего стихийно не происходит. Всякий процесс должен быть организованным. И федеральным законом предусмотрено содействие органов государственной власти. Кроме того, что значит "быть независимым"? Если мы работаем на одни цели, на одних и тех же людей... Подчеркну, у нас не было никаких своих позиций, которые надо было "пропихнуть" в Устав, или своих людей - в сам совет. Даже в процессе голосования на съезде я, как председатель оргкомитета, не призывал голосовать за ту или иную позицию или против нее, я призывал просто выразить свое мнение. Дискуссии - это нормально. Могу сказать, что не было единых решений, не было решений, за которые проголосовало абсолютное большинство - ну и слава Богу! Проблема в том, что некоторые люди выросли на понимании, что есть бизнес в этой сфере, они и были озабочены своим бизнесом, проведением своих идей. Нам этого не нужно. Я, например, предложил муниципалам, чтобы избранный президиум принимал решения, как тратить бюджетные средства, которые выделяются на поддержку функционирования органов местного самоуправления.
ИА REGNUM: Как вы считаете, после проведения этого съезда реформа местного самоуправления пройдет в Санкт-Петербурге гладко?
Что вы подразумеваете под словом "реформа"? Само это понятие дискредитировало себя: теперь под словом "реформа" понимают, что что-то обязательно сломают, испортят. Местное самоуправление - важная форма управления обществом. У нас есть собственный опыт, свои традиции, своя ментальность. Проблемы возникают тогда, когда мы начинаем списывать с других, не учитывая наши особенности. Невозможно строить систему власти одинаково, по одной схеме и в таком субъекте как Санкт-Петербург, и, например, в таком, как Ленинградская область.
ИА REGNUM: А своя схема для Санкт-Петербурга разработана?
Да. И она работает. Но она не может быть по-настоящему эффективна в силу действующего федерального законодательства, согласно которому органы местного самоуправления неподотчетны и неподконтрольны органам государственной власти. Они сейчас отвечают перед Богом, избирателями и прокуратурой. Но прокуратура следит уже по факту нарушения закона, а не контролирует их исполнение.
ИА REGNUM: То есть для нормального функционирования местного самоуправления необходим контроль муниципалов "сверху"?
Я говорю о взаимодействии: должен быть и управленческий орган, и контролирующий. Пока мы действуем в рамках существующего правового поля. Хотя я за то, чтобы законодательство позволяло бы взаимодействовать органам государственной власти с муниципалами в рамках районов.