Рейтинг не шлагбаум - так просто не поднимается: Обзор прессы Тульской области
Обзор прессы Тульской области с 12 по 16 декабря
Власть и политика
"Имеем право жить по праву" - под таким заголовком "Новотульский металлург" (№121 от 12.12.05) опубликовал статью Александра Анисимова. Автор, делая исторический экскурс, пишет о российских конституциях, сравнивая их и давая оценки.
Под заголовком "Смена позиции тульского губернатора" то же издание (№124 от 15.12.05) отмечает, что среди тех глав регионов, в отношении которых в ноябре отмечался самый стремительный взлет в рейтинге активности по сравнению с предыдущим месяцем, назван и губернатор Тульской области
"Кто сменит Тимакова?" - задается вопросом в заголовке своей статьи в том же номере издания Александр Анисимов. Речь идет об успехе регионального отделения партии "
"Тульские известия" сразу в нескольких материалах информируют читателя о конкурсах на замещение вакансий глав администраций муниципальных районов. "В Алексине - борьба за власть" - озаглавлена статья Елены Рудневой в №294 от 14.12.05. Зря алексинцев смущало тихое единодушие при выборах глав всех местных Собраний представителей и депутатов! Единодушие (и тишина тоже) немедленно иссякло, когда речь пошла о замещении поста главы администрации Алексинского района. Первым, сразу после открытия дверей конкурсной комиссии, свою кандидатуру на этот пост предложил
О ситуации в Белеве и районе собкор газеты Нина Коростелева пишет сразу в двух номерах издания - №№294 и 295. Вначале журналистка пишет о четырех соискателях поста главы местной администрации: заместителе начальника Белевского МППКХ Николае Чернове, подполковнике запаса Викторе Лаврушине, Александре Плутцове из Ставрополья, который успел поработать в Белеве и заместителем главы района, и начальником управления по АПК и продовольствию, и туляке Юрии Ионове - он когда-то служил помощником у генералов-депутатов Лебедя и Коржакова. Но уже в следующем номере Коростелева пишет о троих. Уже не упоминая Чернова, Лаврушина и Ионова, она называет фамилии директора Белевского психоневрологического интерната, секретаря местного отделения партии "
"Семью укрепят "евразийцы" - пишет Александр Халиков в "Тульских известиях" (№294 от 14.12.05), имея в виду учредительную конференцию регионального отделения политической партии "
"Городские заморочки" - под таким заголовком в "Новотульском металлурге" Александр Анисимов пишет о нарастающих проблемах в системе городской власти Тулы. Во-первых, срыв заседания Тулгордумы - из 35 депутатов пришли только 9, остальные якобы отсиживались в кабинете зампреда Думы
Экономика
"Арбитражное дело по ЯМЗ прекращено" - пишет Елена Шулепова в "Тульских известиях" (№293 от 13.12.05). В Тульском арбитражном суде мировым соглашением завершился длительный процесс по иску ОАО "
В интервью "Тульским известиям" (№294 от 14.12.05) под заголовком "Бюджет как надежда" о проекте главного финансового документа области на 2006 год рассказывает Елена Федорова, декан факультета экономики и права ТулГУ, профессор, доктор экономических наук, заслуженный работник высшей школы. Находящийся на утверждении областной Думы бюджет сегодня максимально прозрачен. Ни один бюджет до этого не был так детально обсуждаем и не доносился до населения с такими подробностями. По сравнению с 2005 годом расходы области должны вырасти более чем на 26% и составить 17 с лишним миллиардов рублей. При этом дефицит бюджета не превысит 10,5% и составит почти 1,5 млрд рублей. 3 млрд рублей область получит из федеральной казны. Еще около 2% средств от уровня областного бюджета будет получено на выполнение действующих у нас федеральных целевых программ. По ее мнению, уместно говорить об условной дотационности бюджета. Потенциал Тульской области достаточно высок, но в областном и муниципальных бюджетах остается очень мало средств. Это следствие существующего налогового законодательства. Больше половины налогов уходит в федеральный бюджет. И только небольшая часть их возвращается в виде дотаций и средств для финансирования целевых программ. Рост бюджета за год более чем на четверть говорит сам за себя. Выросли очень многие статьи расходов. Например, общегосударственные расходы - затраты на управление и обслуживание долга - выросли в два раза и составили 747 млн рублей. Расходы на ЖКХ - скачок с 365 до 572 млн. Вообще бюджеты всех уровней - и областной, и муниципальные - в долгу у ЖКХ. Губернатор в своем послании сказал, что этот долг - 2 млрд. На содержание и ремонт дорог в бюджете заложено на 70% средств больше: рост от 549 млн рублей до 931 млн. На 500 млн увеличатся расходы на здравоохранение и спорт. На этом фоне некоторые статьи незначительно сократились: расходы на мобилизационную подготовку - с 16 до 9 млн. На охрану окружающей среды - с 8 до 1,2 млн. Но все-таки самое существенное изменение - значительный рост бюджета развития. Это та часть бюджета, которая идет на увеличение стоимости материальной базы, основных фондов - строительство новых объектов, дорог, закупку оборудования для больниц и школ и многое другое. Формирование этой части бюджета - сложный процесс. Сегодня капитальные вложения приближаются к 1,5 млрд рублей. За год они выросли на треть. Конкретно это увеличение объемов финансирования программы переселения граждан из ветхого жилья - до 300 млн. Троекратный рост - с 80 млн до 250 - "цены" программы строительства объектов социальной сферы. Капитальные вложения направляются в здравоохранение, спорт, социальную защиту, образование, строительство дорог. Можно сказать, что строительство дорог и здравоохранение будут приоритетными направлениями в новом бюджете.
Александр Абрамов в "Тульском молодом коммунаре" (№164 от 13.12.05) под заголовком "При наличии отсутствия" пишет о проблемах в сфере имущественных отношений на муниципальном уровне. Формально, вновь созданным городским и сельским поселениям должна отойти часть муниципального имущества, но когда эти образования нижнего уровня будут к этому готовы - неизвестно. Грамотных кадров у новых муниципалитетов нет. Техники, компьютеров, баз данных - тоже. Финансовых возможностей - тем более. Участники коллегии областного комитета по управлению имуществом с участием руководителей соответствующих районных комитетов выступили за переходный период в два-три года, на протяжении которых все имущественные вопросы останутся за нынешними комитетами, а сами они войдут в состав администраций муниципальных районов. Решение нужно принимать на областном уровне. Проект нормативного документа разрабатывается. Но пока неясен вопрос с финансированием. Не менее сложна такая проблема, как налогообложение земельных участков и владений. До нынешнего времени за землю платили три категории субъектов: собственники, арендаторы и пользователи. Первых - явное меньшинство, т.к. юридически право на землю оформили немногие из ее хозяев. Они будут платить по новым ставкам, исчисленным в соответствии с кадастровой оценкой земли. А ее пока не завершили. Вот и получается, что в Туле цена как бы есть, а в некоторых районах с ценами проблема. "Зависает" сразу два вопроса: возможность продаж земель и уплата земельного налога, который будет одним из самых главных доходных источников для бюджетов новых муниципалитетов. С арендаторами более или менее понятно - ставки платежей везде определены. А что делать с пользователями, то есть с фактическими владельцами участков, у которых документы так и не оформлены? Сейчас они платят налоги, как и владельцы, но с 2006 года категория "пользователь земель" из законов исчезает. Получается, что процесс уплаты налогов для них становится добровольным. Неясен вопрос о собственниках паев в сельхозпредприятиях. Откровенно нехороша ситуация по поводу предприятий-банкротов. Как правило, те заводы, фабрики, экс-колхозы, которые попадают под эту процедуру, уже не оживают. Внешние управляющие распродают их ликвидное имущество для погашения долгов. После чего "умывают руки". Остаются "неинтересные" объекты - полуразрушенные жилые дома, тепловые и водопроводные сети, водонапорные башни, дороги. "Бросовое имущество" должны взвалить на себя новые муниципалитеты, но у них на это нет денег. Заставить поступать внешних управляющих по-иному не получается. Принимать областной закон бесполезно. Это регулирует федеральное законодательство. Чтобы внести в него изменения, потребуются годы. А проблему решать нужно сегодня... Тем не менее, совещание прошло без панических настроений. Здесь привыкли действовать в обстановке постоянно меняющихся законов, а то и в их отсутствие. Было решено инициировать разработку самых необходимых правовых актов, выйти с соответствующими инициативами к руководству области и новых муниципальных образований. И работать дальше.
Тему продолжают в частности "Тульские известия" (№295 от 15.12.05). Обозреватель Юрий Забродин пишет о выездном заседании Тульского областного союза работодателей. Руководители и владельцы промышленных предприятий, расположенных на территории Тульской области, выразили обеспокоенность за судьбу своего бизнеса в связи с последствиями, которые может вызвать поспешное введение в действие Земельного кодекса РФ, согласно которому все юридические лица должны в обязательном порядке взять в аренду или выкупить землю, на которой расположены объекты их хозяйственной деятельности. Между бизнесом и властью возникли разногласия по ряду вопросов: о законности требования выкупа земли под уже выкупленными предприятиями; о сумме выкупа или аренды; о сроках выкупа земли. Президент России Владимир Путин на съезде промышленников и предпринимателей еще в 2003 году сказал, что продажа участков под приватизированными предприятиями есть вторичная продажа и такая продажа несправедлива. Тем не менее, правительство России настаивает на продаже, и продаже по как можно более высоким ценам. Это, мол, поможет муниципалитетам развиваться за счет полученных средств. Тульский областной союз работодателей записал в протокол своего собрания обращение к администрации Тульской области и Тульской областной Думе: воспользоваться правом проведения гибкой ценовой политики при установлении выкупной цены и арендной платы за землю, определить цену выкупа в размере двух процентов и арендной платы в размере 0,5% от кадастровой стоимости земли.
Темой недели стало открытие оптового торгового центра ООО "
Общество
"А если труба рванет?" - задается вопросом Елена Руднева в "Тульских известиях" (№294 от 14.12.05). В Алексине заговорили об экологической опасности, угрожающей главному достоянию средней полосы России - реке Оке. Поводом для таких разговоров стала, как ни странно, информация о выделении средств из областного бюджета на замену подводного дюкера, который пропускает все канализационные стоки с правобережья в левую часть города, где находятся очистные сооружения МУЛ "Водоканал". Два стальных трубопровода, основной и резервный, полуметрового диаметра были проложены по дну реки еще в самом начале семидесятых годов прошлого века. Срок эксплуатации таких трубопроводов в условиях агрессивных внутренних и внешних сред - двадцать пять лет. Основная ветка была выведена из эксплуатации после очередного серьезного порыва три года назад. Резервная пока работает, но...
В начале лета была создана специальная комиссия и проведено плановое обследование трубопровода местными и московскими специалистами. Выводы комиссии однозначны: состояние резервной ветки немногим лучше основной, во избежание широкомасштабного загрязнения Оки дюкер требует замены. О серьезности проблемы свидетельствует и то, что ситуация взята под контроль местными специалистами МЧС. Однако, когда вышел из строя основной трубопровод, к проблеме тоже отнеслись серьезно. Одна специализированная фирма даже сделала за свой счет всю проектную документацию. А заодно выступила на страницах областной прессы с информацией о техническом решении проблемы. Специалисты фирмы предложили протянуть новую, практически вечную полиэтиленовую трубу... через дырявую металлическую. И явно поторопились с инициативой. За два года источник финансирования работ, стоимость которых оценивалась в несколько миллионов рублей, так и не был определен.
На этот раз благодаря помощи алексинского депутата Тульской областной Думы Игоря Панченко администрации района удалось привлечь к проблеме внимание областных властей. Из компетентных источников известно: областной департамент финансов готов еще до конца года выделить средства, но только при условии софинансирования: почти треть суммы должны найти сами алексинцы. Вот здесь-то и возникла заминка.
Старые власти города и района, которые были "в проблеме", уже фактически ушли, новые еще только вникают в курс дел. Все стрелки переведены на муниципальное предприятие "Водоканал". Но там лишь руками разводят - нет у них миллионов на такие работы. Где брать деньги - никто не знает. А между тем дюкер работает, что называется, из последних сил...