Что делать?! А не "Кто виноват?": ответ Владимира Казимирова армянским НПО
К концу года, особенно после выборов в Азербайджане и референдума в Армении, активизировалось обсуждение перспектив карабахского урегулирования. Бурно роятся радужные надежды на прорыв в свободном от выборов 2006 году. Экспертное сообщество дебатирует по наброскам различных схем решения конфликта.
Естественно, речь зашла и о том, что могли бы и должны сделать в этом неправительственные организации (НПО), "народная дипломатия". Убеждён, что, несмотря на конфиденциальность переговорного процесса, они могут быть весьма полезны в деле урегулирования (об этом писал я в открытом письме азербайджанским и армянским общественным организациям). Теперь об откликах на это обращение.
Понятно, что не было реакции от официальных кругов. Хотя вряд ли окрик
Нередко мне приходилось критиковать стороны. Чаще азербайджанскую, и вот почему. В 1992-94 гг. Баку больше упорствовал в силовом решении конфликта, что привело в итоге к большому росту потерь и широкому расползанию оккупации (винят в ней армян, но повинно и руководство Азербайджана). Мне это достовернее известно, чем кому-либо. Во-вторых, в Азербайджане больше раскручивают кампанию неприязни и даже ненависти к армянам, чем наоборот; больше угроз вернуться к силовому решению, пренебрежения к обязательствам и обещаниям. Но всё это идёт вовсе не от азербайджанского народа и не от НПО, а именно от руководства Азербайджана.
Моё обращение получило и позитивные отзвуки как от азербайджанцев, так и от армян. Из Еревана и Степанакерта даже высказывают принципиальное согласие с ним, но преобладают скепсис, неверие в возможности народной дипломатии и чересчур навязчивые сетования на незрелость партнёра - гражданского общества в Азербайджане. Об этом говорится в письме ряда армянских НПО, а также в статье Г.Александряна в газете "Новое время" (Ереван). В, частности, в письме сделан упор на тождественности позиций властей и НПО Азербайджана, а автор статьи хочет показать, что азербайджанский народ не разделяет нетерпимости руководства Азербайджана к армянам. Трудно сказать, насколько представительна эта горстка армянской общественности, но уходить от анализа её продукции не стоит.
Прежде всего, авторы заняли не ту исходную позицию. Вопрос "что делать?" их не волнует, а опять лишь "кто виноват?". Полагаю, что НПО всех сторон конфликта должны исходить, прежде всего, из общих интересов обоих народов. Их немало и они крайне важны: устранить конфликт (и причины его, и последствия); решив все спорные вопросы исключительно мирным путём; открыть путь к историческому примирению, демократическому развитию, региональному сотрудничеству и повышению благосостояния. И, конечно, на первом плане - предотвращение угрозы возобновления войны, чреватого для обоих народов катастрофически непоправимым уроном, новыми витками вражды, падением ниже нынешней отсталости.
В этом - база как для работы внутри собственного общества, так и для поиска взаимопонимания с иной стороной, для приближения к выводу, что нерешённость конфликта наносит обоим народам больше ущерба, чем возможные взаимные уступки. Увы, ничего подобного ни в письме, ни в той статье не найти.
Даже разделяя с авторами критику некоторых явлений в Азербайджане, не одобряю обличительную тональность их письма, доведённую до грани памфлета или обвинительного заключения в адрес азербайджанских НПО. Авторы письма и не ищут среди них союзников в борьбе за упомянутые коренные интересы обоих народов, но немало делают, чтобы оттолкнуть их к воинствующим силам. Не стоит так завышать оценки себе и снижать другим. Приходится работать с наличным материалом, "вытягивать" его в делах, а не ждать высокого уровня развития гражданского общества. И тем более нелепо сводить счеты с другой стороной по линии НПО.
Как известно, главная спорная проблема конфликта - судьба Нагорного Карабаха. Но нельзя считать, что азербайджанская НПО, отстаивая свою точку зрения на этот счёт, стала придатком официального Баку. Позиция по НК - не мерило зависимости от властей. Ведь и у армян нет таких НПО, которые ратовали бы за возвращение Нагорного Карбаха в лоно Азербайджана.
Многое написано авторами под воздействием эмоций. Да, любой конфликт создаёт напряжение, а вооружённый, тем более такой застарелый и ожесточённый, порождает трагедии, негодования, синдромы, причём на десятилетия. Война была очень жестокой; все без исключения стороны грубо нарушали в ней нормы международного гуманитарного права. Не только азербайджанские, но и армянские НПО не отличились нетерпимостью к эксцессам и злодеяниям, скажем, совершённым на занятых в ходе войны территориях. Не слышно, например, с их стороны осуждений нередкого сожжения или разрушения домов в таких районах. "В чужом глазу - соломинку..." Ведь это тоже говорит о степени зрелости гражданского общества.
Согласен: того, кто совершает убийство на этнической почве, даже до приговора суда морально можно считать преступником, будь то в Будапеште, Гюмри или Воронеже. А недочеловеки и сверхчеловеки - это уже из нацистской лексики. Согласен и сам давно писал, что в этом конфликте зловещую роль дурмана играет пропаганда, но негоже превращать НПО в орудие пропаганды с той или другой стороны. Даже контрпропаганды.
Не стоит упускать из виду, что НПО станут успешными проводниками народной дипломатии лишь после того, как поведут активную разъяснительную работу в своем собственном обществе, среди соотечественников. А тут ещё очень мало сделано. Например, среди армян кое-кто продолжает позволять себе величать все оккупированные районы и города (например, Агдам) освобождёнными. Высказались ли на этот счёт армянские НПО? Облегчит ли это им диалог с азербайджанскими коллегами?
Очень ценю и азербайджанцев, и армян, сумевших, несмотря на горечь и утраты войны, сохранить взвешенность, хладнокровие, здравый ум. Хотелось бы этого почаще. Но уже прорываются в прессу трезвые голоса, призывы к рациональности мышления. Возрастает и понимание того, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих", как напомнила на днях известная азербайджанская правозащитница
В таком сложном и многоплановом деле нельзя возлагать всю ответственность лишь на руководство и ограничиваться потом его критикой. К тому же роль гражданского общества вовсе не сводится к тому, чтобы оспаривать шаги властей - иногда необходимо содействие им, поддержка, корректировка, разъяснение населению. Всё зависит от сути их действий. Хотелось бы верить, что осознание возможностей и долга НПО, народной дипломатии пойдёт более конструктивно - действительно на благо обоих народов.