Напряженность в зоне грузино-осетинского конфликта достигает апогея. Прошедшая неделя ознаменовалась чередой захватов и диверсионно-террористических актов. Вот уже восемь суток перекрыта главная транспортная артерия, связывающая Южную Осетию с Россией. В результате неудобства и убытки терпят не только осетины и грузины, но и граждане Армении, Азербайджана и других стран, предпринимательская деятельность которых заморожена в самый канун Нового года. На этом фоне отказ грузинской стороны участвовать в экстренном заседании Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта лишь усугубила обстановку. Осетинская сторона все чаще делает заявления о планируемом Грузией вооруженном вторжении в Южную Осетию. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты в интервью ИА REGNUM прокомментировал ситуацию, а также обрисовал дальнейшие шаги, которые намерена предпринять югоосетинская сторона.

ИА REGNUM: Г-н президент, на протяжении многих лет конфликту в Южной Осетии уделялось не очень большое внимание. Временами, создавалось впечатление, что его и вовсе не существует. Как Вы считаете, почему сегодня ситуация настолько обострилась?

Практика нас уже научила - со сменой времени года ждать от Грузии сюрпризов, иногда больших, иногда не очень. Обострение обстановки в зоне конфликта тщательно инспирировано и осуществлено со стороны Тбилиси. На то есть ряд причин, это и успехи нашей республики в целом, и правоохранительных органов в деле раскрытия громких и нашумевших преступлений, в частности. Со всей ответственностью заявляю, что следы всех последних преступлений в зоне конфликта ведут в Грузию. У нас на этот счет имеются неопровержимые доказательства. И сегодня Грузия делает все возможное, чтобы отрубить концы по расследованию похищения братьев Хачапуридзе, как раньше всячески старалась скрыть похитителей грузинского мальчика Гено Петриашвили. Что ж, пусть это будет на совести тех, кто делает свой грязный пиар на людском горе. Но сегодня такая грязная политика ничего хорошего не даст. Это лишь сигналы о близости краха нынешнего правящего в Грузии режима.

ИА REGNUM: В такой ситуации Вы по-прежнему согласны сесть за стол переговоров с Саакашвили?

Южная Осетия поддерживает формат встречи четырех президентов (Грузии, России, Северной и Южной Осетий - ред.), мы понимаем, что это необходимо. Мы также понимаем, для чего нам сегодня подставляют Ногаидели (премьер-министр Грузии - ред.). Таким образом они хотят осуществить свой хитрый маневр. Не надо играть в политику, народы устали. Мне жаль, что некоторая часть грузинского населения Южной Осетии используется в негативных целях, например, для блокирования Транскавказской автомагистрали. У нас есть силы и средства, чтобы в течение двух часов полностью расчистить Транскам и сделать так, чтобы там никто никогда не выставлял блок-посты. Но мы не хотим, чтобы страдали наши же граждане грузинской национальности.

ИА REGNUM: Пойдете ли Вы на контрмеры в крайнем случае?

Нет, мы не будем опускаться до уровня тех недалеких политиков, которые в отместку своим неудачам наказывают население.

ИА REGNUM: Скажите, а не могли бы закавказские государства в сложившейся обстановке оказать давление на Грузию, например с целью разблокирования Транскама? Ведь экономический ущерб от перекрытия дороги испытывают не только осетины и грузины...

Перекрытие Транскама можно по праву назвать гуманитарной катастрофой для тех людей, которые работали весь год, чтобы затем под Новый год реализовать свой урожай. Я не раз заявлял о том, что когда грузинская сторона говорит о расширении формата переговоров, привлечении США, мы выступаем с другим предложением. По-моему, Азербайджан и Армения должны быть больше заинтересованы в урегулировании конфликта между их соседями, нежели США. С учетом того, что в Грузии проживает большая армянская и азербайджанская диаспора, почему бы этим странам, а не США или странам ЕС, не быть вовлеченными в переговорный процесс? Независимо от того, существует грузино-осетинский конфликт или нет, мы несем равную ответственность перед всеми народами Кавказа. Народы Кавказа и их руководители не должны быть сторонними наблюдателями - они должны принимать активное участие в разрешении противоречий и конфликтов. Мы, в свою очередь, протягиваем руку всем, кто хочет дружить с нами. А что касается того, что Южная Осетия не признана, то это вопрос времени. Южная Осетия будет признана. Есть волеизъявление народа Южной Осетии, и ничто его не сломит.

ИА REGNUM: Южная Осетия ратует за повышение статуса СКК, в то время как Грузия заявляет о неэффективности данного органа. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Да, мы ратуем за повышение статуса Смешанной контрольной комиссии и повышения статуса ее сопредседателей. Мы много раз сталкивались с нежеланием грузинской стороны проводить переговорный процесс, мы видим, что Грузия, продвигая свою грязную пиар-политику, искажает реальные факты. Мы еще раз призываем грузинскую сторону к выполнению взятых ранее на себя обязательств и в рамках Смешанной контрольной комиссии, и в рамках тех соглашений и договоренностей, которые были достигнуты в ходе моей встречи с экс-премьер-министром Грузии Зурабом Жвания по демилитаризации зоны конфликта (ноябрь 2004 год - ред). Мы считаем, что решения СКК должны выполняться, и все стороны, входящие в СКК, должны нести равную долю ответственности. А безответственное отношение со стороны Грузии приводит к тупиковой ситуации. Что же касается неэффективности СКК, конечно, любая схема может быть признана неэффективной в том случае, если одна сторона умышленно игнорирует выполнение соглашений.

ИА REGNUM: Вы всерьез рассматриваете заявление главы МВД Грузии Мерабишвили, который заявил о возможности физического устранения представителей руководства Южной Осетии?

Мерабишвили я вообще никак не рассматриваю, а тем более его заявления.

ИА REGNUM: В Южной Осетии все чаще звучат о готовящемся в Грузии вооруженном вторжении в Южную Осетию. Вы действительно готовитесь к войне?

Я боюсь, как бы они себе хребет не сломали, подталкивая два братских народа к войне. В этой войне не будет ни победителей, ни проигравших. Проиграют все. Мы готовы к любому повороту событий, мы готовы дать отпор хваленым грузинским коммандос. Как их подготовили американцы - нам известно еще с лета прошлого года.