29 ноября в республиканской газете "Советская Адыгея" опубликовано заявление Исполкома Централизованной религиозной организации Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, которое, как в нем и говорится, направлено против рассуждений доктора исторических наук Мурата Беджанова в этой же газете о том, в каком состоянии, по его мнению, находится сейчас ислам в Адыгее. В частности, речь идет о статье "Отвергнув ваххабизм, сохраним себе жизнь" ("Советская Адыгея", 19 ноября).

В статье доктор Беджанов замечает, что "религиозными делами начал заниматься по воле судьбы, когда стал курировать религиозные конфессии при правительстве Республики Адыгея. Благодаря занимаемой должности, в составе группы совершил хадж в Мекку, получил сан хаджи". Далее он замечает: "Плоть от плоти мусульманин, придерживаюсь традиционного ислама".

Ваххабитами автор статьи считает адыга из Сирии Фаиза Аутля, который несколько лет жил в республике, и Наджмуддина Абаза, беженца из Косово, до недавнего времени - имама мечети г. Адыгейска. Признаки ваххабизма, по его мнению, является то, что Абаза говорит прихожанам о необязательности быть на похоронах в головном уборе (а по нормам адыгского кодекса чести Адыгэ Хабзэ - нужно быть), о необходимости держать траур близким лишь три дня (а по Адыгэ Хабзэ - значительно дольше), выступает против прощальных речей на похоронах, против семидневных ежевечерних, а затем до сорока дней ежепятничных выпечек щэлам (адыгских лепешек) и т.д. На основании вышеприведенного, хаджи предупреждает: "Ваххабизм по своей сути выступает против положений Корана, против мусульман и людей другой веры, которые не согласны его признавать. Ваххабизм всегда готов объявить им свою "священную" войну".

В ответном слове Духовного управления мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края, в частности, говорится о том, что в последнее время наблюдается "тенденция к некой поляризации верующих с возобладанием среди части их склонности к религиозному нигилизму, упрощенному веровосприятию, искусственному смешению этноэтических норм с конфессиональными.

К такой группе упрощенно соблюдающих традиционные нормы ислама апеллирует и доктор исторических наук М. Беджанов, перу которого принадлежит ряд публикаций на религиозную тематику. Основной смысл его рассуждений и претензий сводится к смешению религиозного с этноэтическими нормами Адыгэ Хабзэ, иными словами, все исламское вероучение выхолащивается до "правильности" проведения похоронного обряда. В результате мы имеем печальный пример, когда незнание предмета, непонимание терминологических, методологических и иных нюансов дополняется навешиванием устрашающих ярлыков "ваххабит" и "ваххабизм".

Напомним, полпред президента РФ в Южном ФО Дмитрий Козак в начале ноября высказался против законодательного запрета ваххабизма. По его словам, ваххабизм как религиозное течение в исламе возник 200 лет назад и ничего общего с экстремизмом не имеет. Он является государственной религией Саудовской Аравии, с которой у России дипломатические отношения. "А у нас взяли это течение как флаг экстремистские и террористические силы. К сожалению, это так", - заявил Козак на пресс-конференции в Ростове-на-Дону.

В Адыгее же, как видно, данный термин используется не экстремистами и террористами, а "сильными мира сего" в борьбе за место под солнцем.