В Великих Луках опыты на животными считают негуманными (Псковская область)
Псковская область, 29 ноября, 2005, 15:28 — ИА Регнум. Великолукская государственная сельскохозяйственная академия (Псковская область) стала одним из первых вузов в России, который отказался от использования животных в опытах студентов, заменив вивисекцию гуманной альтернативой. Инициатором данного нововведения стал первый проректор по учебной работе академии, доктор биологических наук Фархат Сулейманов. Как он рассказал в интервью корреспонденту ИА REGNUM, академии всегда интересно все новое.
"Пару лет назад меня заинтересовали альтернативы, которые на курсах по физиологии, морфологии, зоологии и ветеринарии могут в полной степени заменить опыты на животных, - пояснил Фархат Сулейманов. - Академия связалась с российским отделением международной организации "ИнтерНИЧ" (председатель отделения Елена Маруева), которая выступает за гуманизацию образовательных процессов, и получила первые обучающие компьютерные программы. Когда попробовали их в академии, то поняли, альтернативы дают возможность студентам лучше усвоить материал по тем дисциплинам, где необходимо проводить опыты на животных и одновременно несут огромное этическое, воспитательное, экологическое и гуманное значение. Раньше, в годы Советского Союза, академия держала в вивариумах кроликов, а лягушек, белых мышей и крыс нам централизовано поставляли из городской организации "Биоснаб". Потом, когда данная организация прекратила существование, студенты сами ходили по болотам и вылавливали всяческими способами лягушек, а там мы их переселяли в специальные ванны, которые находились в подвале академии. Часто лягушки жили у нас целую зиму, в непривычных условиях и голодные. Но времена меняются и поэтому сейчас вместо хранилища подопытных животных у нас открыта ветеринарная клиника, где животным оказывают помощь. Библиотека Великолукской государственной сельскохозяйственной академии, на данном этапе, собрала достаточно много альтернативного вивисекции материала - компьютерных программ, видео и DVD фильмов и начиная с 1 сентября этого года полностью перешли на альтернативное обучение.
Только по одной из компьютерных альтернативных программ можно, под руководством преподавателей (либо самостоятельно), изучить всю физиологию. Между тем использование альтернатив, таких как компьютерное воспроизведение вивисекции, позволяет повторять процесс вивисекции неограниченное число раз, и даже проводить в обратном направлении, то есть доводить до совершенства. После чего эти операции могут отработать под контролем ветеринаров в клинике. Были у нас в академии и консерваторы альтернатив вивисекции, педагоги со стажем более 30 лет. Но постепенно и они стали убеждаться, что и для студентов и для них самих альтернативы лучше, сократились материальные затраты. На мой взгляд, качество образования наших студентов улучшится.
Мы оказались одними из первых вузов в России, который внедрил альтернативу вивисекции. По сравнению с Санкт-Петербургской государственной ветеринарной академией (которая тоже проводит обучение на альтернативах, - ИА REGNUM) у нас внедрение альтернатив происходило легче, так как наша академия использовала не так много животных для проведения опытов - это раз, а во - вторых факультет "Технологии животноводства" небольших размеров, на нем обучается сейчас 85 студентов. Со следующего года академия готова открыть ветеринарное отделение, работа которого будет построена только на этих альтернативах. Я очень часто прихожу в ветеринарную клинику, куда приводят больных животных, и с каждым разом убеждаюсь, что, оказывать помощь больным животным даже на много благороднее, чем людям. Потому что животные не умеют говорить, и у них нет альтернатив".
Председатель Псковской региональной общественной организации "Общество защиты животных" Татьяна Тимофеева сообщила, что "Общество защиты животных" также принимало активное участие по введению альтернатив в Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. "Еще несколько лет назад я лично приходила в академию и говорила, чтобы студентам отменили вивисекцию. Но поначалу разумного диалога не получалось. И только благодаря Фархату Сулейманову прекратились опыты на животных и появились альтернативы. Если студент, который в дальнейшем будет лечить и спасать животных, начнет свою деятельность (пусть пока даже учебную) с убийства, то он изначально погасит в себе чувство сострадания к животным. На мой взгляд, именно сострадание заложено в основу зоологических специальностей", - рассказала она.
Студентка 3 курса зооинженерного факультета ВГСХА Марина Куракина категорически против, чтобы проводились опыты над животными. "Нужно всегда находить альтернативные варианты. Например, я считаю, что анатомию животных можно изучать на только умерших животных, договорившись с их хозяевами. А операции можно учиться делать у опытных ветеринаров. Операция на здоровом животном намного отличается от операции над больным животным. Опыт, наглядность, и никакого вреда окружающему миру. Я никогда не резала лягушек, и старалась не смотреть на убийство живого существа, всегда избегала вивисекции. На мой взгляд, из подобных жестоких практических занятий мы не выносили для себя ничего нового. Допустим, чтобы просмотреть рефлекс на животном от горячего предмета, мы должны были причинить ему боль. Но это и так понятно, что при прикосновении к здоровым тканям горячего предмета мышцы будут сокращаться. Мы сами не раз обжигались и знаем что это такое. Сейчас мы учимся на альтернативах. По ним преподаватели доходчиво и подробно объясняют, какой и где сделан разрез и т.д. К сожалению, большинство ветеринарных вузов России все равно проводят опыты на животных. У нас же тоже есть такие студенты, которые не прочь помучить животное. Я считаю, что это какие-то не здоровые наклонности, в этих людях не развиты этика и гуманность", - сказала Марина Кулакина.