Юрий Бойко: Новые цвета Украины? Итоги "оранжевой революции"
Юрий Анатольевич Бойко - лидер Республиканской партии Украины
Прошел год с момента начала так называемой "оранжевой революции". Пора подводить итоги. А они неутешительны. Прошедший после президентских выборов год я расцениваю как год утраченных возможностей. И начало нового политического этапа в развитии украинского общества я связываю, прежде всего, с грядущими парламентскими выборами и вступлением в силу конституционной реформы, предполагающей переход Украины к парламентско-президентской политической модели. В 2005 году режим Ющенко оказался не в состоянии решить актуальные проблемы социально-экономического и политического развития страны, консолидации украинского общества.
Прежде всего, несмотря на высокий уровень доверия со стороны населения, новой власти не удалось удержать политическую инициативу. Украинскому обществу и элитам не было предложено реального плана экономической и политической модернизации страны. Вместо выработки и реализации стратегии развития украинского общества представители новой власти бросились судорожно делить власть и собственность, что закономерно закончилось правительственным кризисом, расколом команды оранжевых революционеров и лавинообразным падением уровня доверия к новой власти.
Во-вторых, несмотря на то, что новая команда пришла на волне демократического подъема, власть неадекватно оценила свои политические возможности и общественно-политические ожидания. Фактически на волне общественных ожиданий была предпринята попытка использовать парламентские выборы для сохранения "статус кво". Однако для этого у новой команды не хватило ни политической воли, ни управленческого мастерства. Результат - катастрофическое падение рейтинга доверия к власти в целом и к президенту в частности.Я бы сказал так: верно уже говорить не просто о разочаровании, а о фактическом недовольстве новой властью.
В-третьих, новая власть оказалась неспособна организовать политический диалог и обеспечить политический консенсус. Вместо консолидации украинского общества, едва не разорванного прошлогодними президентскими выборами, новая власть провозгласила политику кадровой люстрации, которая вылилась в банальные политические репрессии против тех, кто был у власти до 2004 года, а также против руководителей местного самоуправления в восточных и южных областях Украины. Закон был принесен в жертву революционной целесообразности.
Наконец, новая власть сделала ставку на "проедание" весьма неустойчивого "запаса прочности", который сложился в украинской экономике в период 2000-2004. Власть не смогла адекватно отреагировать на циклический спад, в который объективно вошла украинская экономика после президентских выборов. Вместо политики стимулирования экономического роста, ставка была сделана бюджетный популизм и реприватизацию. Административное вмешательство в экономические процессы дезорганизовало бизнес и привело к падению инвестиционной привлекательности страны. Украина едва не оказалась в ловушке стагфляции.
Несмотря на попытки В.Ющенко и его окружения заблокировать конституционную реформу, она все-таки вступает в силу в части своих полномочий с 1 января 2006 года, а в полном объеме - после парламентских выборов. В стране начинает формироваться новая политическая система. Существенно возрастает роль политических партий, парламента (Верховной Рады) и правительства. Политические партии, победившие на выборах, будут формировать правительство, и нести политическую ответственность за проводимую им политику. Президент Украины перестанет быть "избираемым и некоронованным монархом", его полномочия, особенно в сфере кадровой политики, существенно сокращаются. Он уже не сможет, как сейчас и прежде, фактически единолично назначать и отправлять в отставку руководителей центральных и местных органов исполнительной власти. Эти полномочия в значительной мере переходят к правительству. Но Президент не превращается в английскую королеву. У него сохраняются и значительные законодательные полномочия (в частности, право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом), и рычаги влияния на исполнительную власть, особенно на ее силовой и внешнеполитический блок. Появляются и дополнительные полномочия по роспуску парламента, в случае если не будет создано в установленные законом сроки парламентское большинство и правительство.
В результате конституционной реформы политическая система страны, несомненно, станет более демократичной, более конкурентной. Не будет всевластия главы государства, меньше будет возможностей для силового и административного давления на политические силы. Но мы уже сейчас должны думать и о другом - о том, чтобы новая система власти была сильной и эффективной, о том, чтобы в стране не воцарились хаос и безвластие.
Конституционная реформа закладывает лишь самые общие основы новой политической системы. Для того, чтобы эта система работала по закону и без сбоев, необходимо принять новый Регламент Верховной Рады, законы о Кабинете министров, о Президенте, о местных государственных администрациях и местном самоуправлении. Иначе новая система власти будет периодически проваливаться в правовые (законодательные) дыры. Появятся и возможности для манипулирования процессом принятия политических решений высшими органами государственной власти вне правового поля.
Уже сейчас очевидно, что на парламентских выборах 2006 года не будет одного победителя. В парламент пройдут не менее 6 политических сил, ни одна из которых не будет иметь "контрольного пакета акций" в процессе формирования коалиции парламентского большинства и нового правительства, которое также будет коалиционным. Главным субъектом политического управления будут не столько партии, сколько политические (парламентские) коалиции. И необходимо уже сейчас заботиться о том, чтобы это коалиционное правительство было идеологически достаточно однородным, а формирующие его политические силы имели общие политические ориентиры. Иначе говоря, необходимо определяться с будущими потенциальными союзниками. Убежден, что костяком, основой будущей правительственной коалиции может стать союз Партии регионов и Народного блока Владимира Литвина. По большинству идеологических и политических позиций эти силы близки и смогут составить устойчивую парламентскую коалицию. Не исключаю, что возможно сотрудничество и с коммунистами. Таким образом, на смену "оранжевой Украине" может прийти сине-зелено-красная.
Республиканская партия Украины готова внести свою лепту в создание и деятельность такой коалиции, тем более, что такая коалиция должна формироваться и действовать не только на парламентском уровне, но и на уровне местных советов. Политическая реформа должна быть продолжена и на местном уровне, через усиление и расширение полномочий органов местного самоуправления. Но при этом мы не должны утратить управляемость единой вертикалью исполнительной власти в стране. Политическая нестабильность в стране после вступления в силу служба конституционной реформы может несколько усилиться. И в этих условиях качественно возрастает роль государственного менеджмента, корпуса государственных служащих, крупнейших государственных компаний. Правительства могут меняться, но государственный механизм должен работать как часы, без сбоев и реагирования на переменчивую политическую конъюнктуру. Для этого конституционная (политическая) реформа должна быть дополнена реформой административной, в результате которой должно быть произведено разделение политических и административных функций в государственном управлении, должна быть создана современная, стабильная и эффективная государственная служба.