Совместное заседание президиумов Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" и Некоммерческого партнерства "Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА)", состоявшееся в Москве 17 ноября, было посвящено обсуждению роли органов прокуратуры в обеспечении защиты законных прав предпринимателей. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в заседании принял участие Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов.

В своем вступительном слове президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов напомнил о том, что в августе текущего года вышел приказ Генерального прокурора № 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности". "Предприниматели отнеслись к нему как к знаковому событию, - сказал он. - Сегодня это один из немногих в постсоветской истории документов, прямо указывающих на значимость и важность предпринимательской деятельности и необходимость усиления надзора за соблюдением прав именно этой категории граждан. Это очень своевременный и нужный нам документ". За прошедшие три месяца ряд региональных отделений ОПОРЫ РОССИИ (из Тюменской, Свердловской, Волгоградской, Тульской, Воронежской областей, Хакасии) зафиксировали усиление активности органов прокуратуры в области защиты прав предпринимателей и, в частности, в борьбе с коррупцией и вымогательством средств у бизнесменов под видом добровольных взносов в разного рода внебюджетные фонды.

"Очень важно защитить честных предпринимателей", - подчеркнул президент ОПОРЫ РОССИИ.

В то же время Сергей Борисов констатировал, что уровень доверия к правоохранительным органам вообще и к прокуратуре в частности в предпринимательском сообществе еще низок. "Нам очень хотелось бы сделать так, чтобы отношения были более прозрачными. Очень важно вскрывать факты, выявлять недобросовестных людей, которые мешают предпринимательству и если не осуществлять показательные порки, то хотя бы придавать эти факты гласности. Здесь, мне кажется, есть очень большие резервы".

Со своей стороны Генеральный прокурор Владимир Устинов выразил готовность проверить факты, дающие основания для недоверия к органам прокуратуры, и принять соответствующие меры в случае, если эти факты подтвердятся. "Благодаря активной позиции предпринимательского корпуса у нас есть возможность выявлять этих негодяев", - заметил он, имея в виду недобросовестных прокурорских работников.

Однако значительную часть своего выступления Генпрокурор посвятил вопросам нравственности самого предпринимательского сообщества.

"Хочу начать с утверждения о том, что нормальное развитие экономики в России требует нравственных устоев. Это основа из основ, - зачитал он. - Много ли в России тех, кто готов признать простую истину - большинство российских проблем, какую бы сферу жизни не брали, связано с нравственностью, а точнее с ее отсутствием? Для большинства нравственность это нечто эфемерное, пустяк. Но давайте зададимся вопросом, а что такое "бесполезно" и что такое "небесполезно". В своей горькой прокурорской практике мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией - как только в человеке исчезает духовность, как только его снедает своекорыстие, спекулятивное отношение к миру, он становится на путь преступления. Правовое государство неосуществимо, если не будет понятия неблагородного поступка, который оценивается мерой добра и зла. Давно известно: честный человек остановится гораздо раньше, чем вступит в силу закон, а благородный человек - еще раньше. Не мной сказано "Если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нем может поддерживаться только полицейский" Но сам полицейский появляется не из пробирки. Он плоть от плоти представитель того самого общества, у которого нет понятия греха и совести (неточное цитирование статьи "Этика и дух хозяйства. Социологические заметки о "криминализации" депутата Госдумы (фракция "Родина") Наталии Нарочницкой. Фрагменты этого текста использованы в выступлении Генерального прокурора и далее - прим. ИА REGNUM). Отсюда и оборотни в погонах, и старшие оборотни, и мздоимцы-чиновники, злоупотребления и другие прегрешения властных структур.

Понятно, что политические, экономические и социальные потрясения, которые охватили нашу огромную державу, не могли не сказаться и на духовной жизни нашего общества. Но ведь нравственные истины человеческого жития сложились давно; можно считать что впервые они были сформулированы еще в Ветхом Завете. Наша нынешняя жизнь впрямую зависит от всеобщей безнравственности. Либералы постсоветской формации уповали на всесилие правильных экономических доктрин, идеальных общественных институтов, на чудодейственную силу рыночного механизма, которые якобы сами по себе стимулируют в каждом индивидууме и в обществе у целом энергию созидания. Но реформаторы не поняли или не сумели понять, что восстановление безусловного права человека на собственность и возрождение предпринимательской свободы нельзя вырывать из системы ценностей, в которой богатство есть результат созидательного труда, а труд это долг перед людьми.

Мы все были на Западе. Богатый человек там называется бизнесменом, а у нас олигархом. Спрашивается, почему? Да потому, что там крупные состояния зарабатывались целыми династиями и уникальными мозгами. В нашем же отечестве многомиллиардные суммы нередко являются результатом открытых махинаций. Но Дюпона, как это ни прискорбно, среди российских миллиардеров мы пока не наблюдаем. Хотя это не автономная часть общества, которую можно менять и перестраивать вне всякой связи с другими - социальными, культурными и другими ценностями. По определению русского философа Булгакова, хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда". Не экономика определяет духовное и культурное бытие людей, а наоборот - духовное бытие формирует отвечающий ему характер экономических отношений. Сошлюсь на девиз крупнейшей деловой газеты дореволюционной России "Биржевые ведомости" (думаю, многие из вас его знают): "Прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли". Честное слово русского купца было вернее подписи на контракте".

"Иные подумают, что Генеральный прокурор явно преувеличивает значение духовного фактора; гораздо интереснее - о том, что делает непосредственно прокуратура для создания для предпринимателям нормальных условий", - заметил Владимир Устинов, переходя к сообщениям о конкретных случаях, когда вмешательство органов прокуратуры позволило восстанавливать нарушенные права предпринимателей. По его словам, за 9 месяцев текущего года число преступлений против интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления, дела о которых направлены в суд, составило более 19 тыс., в том числе 6900 дел о взятках; в ходе проверок прокурорами выявлено более 88 тыс. нарушений при применении административной ответственности органами государственного и муниципального контроля, для их устранения принесено 37 тыс. протестов, 7,5 представлений, 1827 администраторов в свою очередь привлечены к административной ответственности. В число этих нарушителей входят и те чиновники, которые своими действиями нарушали права предпринимателей.

Владимир Устинов отметил зависимость коррупции в среде чиновников и правоохранителей от поведения самих бизнесменов, от их готовности давать взятки. "Коррупция в правоохранительных органах наносит двойной ущерб обществу. Сначала она выталкивает бизнес и граждан за пределы правового поля, а затем подвигает чиновников использовать полномочия отнюдь не для того, чтобы служить людям. Неслучайно поэтому значительная часть предпринимателей предпочитает не обращаться в суд, а старается решать свои проблемы другими способам, например через посредников в силовых и властных структурах, с помощью криминальных авторитетов, но при этом они остаются в той же "серой" зоне, подвергая себя серьезным рискам. Во многом именно этим объясняется живучесть взяточничества и связанных с ним явлений", - сказал он.

Коснувшись неудовлетворительной, несоответствующей закону работы судебных приставов и многочисленности неоправданных проверок, способных лишить бизнес всякого экономического смысла, а также такого общественно опасного явления как купля-продажа всевозможных разрешений и положительных результатов проверок, Генеральный прокурор снова обратился к нарушениям, которые допускают сами предприниматели. На первом месте здесь, по его словам, нарушения налогового законодательства от махинаций с НДС до неправильного исчисления и уплаты налогов, далее следует несовпадение уставной и фактической деятельности субъектов хозяйствования, а также деятельность, не предусмотренная лицензированием.

"И прокурорские проверки, и итоги социологических опросов показывают, что более половины предпринимателей плохо знакомы с теми нормами и правилами, которые необходимо соблюдать в рамках своей деятельности, - заметил он. - Еще больше предпринимателей не знают о правилах и процедурах проверок, которыми они подвергаются, путаются в элементарных правовых вопросах. Часть из них не может избавиться от хватательного инстинкта в своем бизнесе".

Однако не все так плохо, подбодрил аудиторию Владимир Устинов. По его словам, прошедшие годы многому научили российских предпринимателей. Кроме того, в последние годы значительно снизились многие административные барьеры на пути бизнеса. "Свою задачу бизнес 90-х худо-бедно выполнил. В стране созданы основы рыночной экономики. Теперь надо начинать работать по-настоящему", - завершил Владимир Устинов.

Затем Генеральному прокурору были заданы многочисленные вопросы, касавшиеся как конкретных сюжетов, так и системных проблем во взаимоотношениях бизнеса, власти и правоохранительных органов, которые требуют, с точки зрения предпринимателей, вмешательства прокуратуры. Однако участники заседания не услышали из его уст ничего, что касалось бы каких-либо системных мер, которые планируется предпринять для улучшения работы прокуратуры в сфере защиты прав предпринимателей и, в частности, для предотвращения злоупотребления полномочиями со стороны самих прокурорских работников и других правоохранителей. Ответ Генпрокурора на все вопросы фактически сводился к рекомендации обращаться с жалобами в органы прокуратуры для проведения проверки по конкретным частным случаям. При этом Владимир Устинов напомнил о том, что органы прокуратуры не имеют права вмешиваться в гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

"Мы будем делать все, что в наших силах (а силы наши не безграничны) для того, чтобы обращения предпринимателей ни в коем случае не были проигнорированы, а принимались исчерпывающие решения по защите интересов не только малого и среднего бизнеса, но всех жителей нашей страны. Ваша сила - в вашей правоте. Правда всегда пробьет себе дорогу, кто бы ей не мешал. - заметил Генеральный прокурор. - Но когда человек сам в полуправде, и его бизнес в полуправде, добиться правды очень сложно".