"У чиновников - новые назначения".

("Красноярский рабочий", 27.10.05)

Александр Хлопонин назначил руководителей восьми краевых департаментов. Эти чиновники одновременно являются заместителями губернатора.

Эдхам Акбулатов возглавит департамент планирования и экономического развития, Александр Новак - департамент финансов, Виталий Бобров - департамент промышленной политики, Андрей Гнездилов - департамент природных ресурсов и лесного комплекса, Николай Глушков - департамент строительства и жилищно-коммунальной политики, Виктор Раздуев - департамент сельскохозяйственной и продовольственной политики, Сергей Козаченко - департамент здравоохранения и социального развития, а Владимир Шишмарёв - департамент образования, науки, культуры и спорта. В этом списке нет Вадима Медведева - замгубернатора по управлению госимуществом. Скорее всего, он станет во главе ещё не созданного агентства по управлению краевым имуществом, которое войдёт в департамент планирования и экономического развития. Кроме того, в рамках административной реформы Александр Хлопонин назначил Егора Корчагина руководителем агентства здравоохранения и лекарственного обеспечения. Роза Зубкова возглавит агентство социальной защиты населения, а Александр Грешилов - агентство записи актов гражданского состояния.

"Назначены - и с плеч долой".

("Сегодняшняя газета", 27.10.05)

В рамках административной реформы, проходящей в Красноярском крае, состоялись первые назначения руководителей департаментов и агентств.

Губернатор Александр Хлопонин назначил руководителей восьми департаментов, они же занимают должности заместителей губернатора края.

Замгубернатора Эдхам Акбулатов возглавил департамент планирования и экономического развития, Александр Новак - департамент финансов, Сергей Козаченко - департамент здравоохранения и социального развития, Владимир Шишмарев - департамент образования, науки, культуры и спорта, Виталий Бобров - департамент промышленной политики, Андрей Гнездилов - департамент природных ресурсов и лесного комплекса, Виктор Раздуев - департамент сельскохозяйственной и продовольственной политики, Николай Глушков - департамент строительства и жилищно-коммунальной политики. Из предыдущей структуры "выпал" один заместитель губернатора - по управлению государственным имуществом на территории края. Как объяснили НИА в совете администрации, в соответствии с российским законодательством, и на федеральном, и на региональном уровнях, управлением имуществом занимается агентство, поэтому Вадим Медведев, вероятно, будет возглавлять Агентство по управлению краевым имуществом, входящее в департамент планирования и экономического развития. Также губернатор назначил руководителей социальных агентств: Егор Корчагин возглавил агентство здравоохранения и лекарственного обеспечения, Роза Зубкова - агентство социальной защиты населения, Александр Грешилов - агентство записи актов гражданского состояния. В планах губернатора - до конца недели утвердить руководителей всех остальных структурных подразделений администрации - агентств, служб и управлений.

"На дотацию не наешься".

("Красноярский рабочий", 27.10.05, Виктор Кириллов)

Председатель Законодательного Собрания края Александр Усс посетил красноярскую школу N 14 в микрорайоне Покровка. Директор школы Вера Александровна Куркина познакомила спикера краевого парламента с коллективом учебного заведения. Она рассказала о проблемах, которые сегодня стоят перед школой. Особое внимание Александр Усс уделил организации питания детей. Эту тему депутаты не раз поднимали на сессиях Законодательного Собрания, справедливо отмечая, что суммы на школьное питание из краевого бюджета выделяются просто смехотворные. Ещё недавно на каждого ребёнка приходилось по "трёшке", тогда как в некоторых российских регионах в ту пору цифры были в полтора-два раза больше.

- Несколько лет назад был принят краевой закон о защите прав ребёнка, - напомнил Александр Викторович. - В этом документе, в частности, предусматриваются дотации на питание детям из малообеспеченных семей. Но, во-первых, сумма на 2005 год была заложена мизерная - 3 рубля 90 копеек на одного школьника в день. А во-вторых, чересчур сложна бюрократическая процедура, которую необходимо пройти для получения дотации. У нас в крае много гордых людей - родители предпочитают не показывать свою нужду и не оформляют эти дотации. Между тем около двадцати процентов семей нуждаются в помощи. В нынешнем году на эти цели было предусмотрено 130 миллионов рублей, но из-за бюрократических проволочек используется менее 100 миллионов. Вывод очень простой: сумму на питание для малообеспеченных семей нужно увеличить и существенно упростить процедуру получения дотаций. К слову, по предварительным оценкам, обед в школе стоит не меньше 20 рублей. Причём для многих детей школа стала единственным местом, где можно хорошо поесть. Хочу поблагодарить поваров и всех работников столовых за нелёгкую работу. Они вкладывают в свой труд частичку души.

По словам председателя ЗС, в следующем году из краевого бюджета будет выделено больше средств на детское питание в школах. Как раз в эти дни краевой парламент рассматривает проект бюджета-2006. Депутаты определяют наиболее важные направления финансирования, и среди них - расходы на образование и на школьное питание. Александр Усс отметил, что бюджет можно оценить как сложный, и тем не менее есть надежда, что к концу года он будет утверждён.

"Аврал отменяется".

("Красноярский рабочий", 27.10.05, Эрих Пырх)

Как мы уже сообщали, 14 октября Совет администрации внёс в Законодательное Собрание проект закона о краевом бюджете на 2006 год. Предположительно 11 ноября на сессии краевого парламента он будет рассмотрен в первом чтении. Сегодня своими первыми впечатлениями от основного финансового документа края с читателями "Красноярского рабочего" делятся руководители депутатских комиссий.

Валерий СЕМЁНОВ, председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике:

- Большим достижением считаю то, что бюджетное послание внесено в срок до 15 октября в соответствии с краевым законом о межбюджетном процессе. Это хороший показатель работы Совета администрации и Законодательного Собрания. Вспоминаются минувшие года, когда пакет документов вносили в конце ноября и приходилось работать в цейтноте. Теперь можно спокойно и качественно обсуждать законопроект, готовить поправки и принимать краевой бюджет в первом и втором чтении. Кроме того, перечень документов в бюджетном послании полностью соответствует требованиям того же закона о межбюджетном процессе, что и дало право нашей комиссии дать положительное заключение.

Кстати, одного документа в послании всё же недостаёт, и это хорошо. Речь идёт о перечне приостанавливаемых краевых законов. То есть все законы, работающие на территории края, будут действовать и в 2006 году. Это говорит о многом. Будет продолжено финансирование всех ранее принятых долгосрочных целевых программ. Более того, в бюджетный законопроект внесено 13 новых краевых программ - как социальной, так и экономической направленности. Например, по безопасности дорожного движения, по поддержке людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доходная часть краевого бюджета увеличивается на 10 миллиардов рублей, соответственно возрастают и возможности выполнения расходных обязательств. Причём на величину большую, чем официально прогнозируемый 8-процентный уровень инфляции. Уменьшается и дефицит - с 3,5 миллиарда в 2005 году до 2,1 миллиарда в 2006-м. Впрочем, эти параметры могут быть изменены в ходе принятия бюджета. Да и у депутатов наверняка накопится множество вопросов по различным статьям расходов. Уже сейчас ряд коллег поднимает такие темы, как уровень оплаты труда бюджетников, возврат так называемых стажевых выплат, объём финансирования по программе переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Большой блок проблемных вопросов подготовили депутаты из фракции "Единая Россия". Всё это будет детально рассмотрено - как я уже сказал, аврала в нынешнем году удалось избежать. Что касается ориентации доходной части бюджета на максимальные цены на мировом рынке цветных металлов, то это, на мой взгляд, спорное решение, которое принято по настоянию определённой части депутатского корпуса. Точный прогноз цен дать никто не может, к слову, уже сейчас они поползли вниз, и неизвестно ещё, что будет в 2006 году. Я твёрдо стою на такой позиции: нельзя рисковать бюджетом, ставить под удар финансовые взаимоотношения с получателями бюджетных услуг. Если при ориентации на усреднённые цены при благоприятной конъюнктуре на мировом рынке цветных металлов бюджет получал дополнительные доходы, то теперь может произойти обратное - рост дефицита и урезание социальных расходов. Последнего ни в коем случае допустить нельзя! Люди должны нам верить - то, что раз принято, должно работать положенный срок.

Хотя есть тут и положительная сторона: власть будет шевелиться, стараясь найти дополнительные источники финансирования. Ведь мы по-прежнему зациклены на основных налогоплательщиках притом, что на территории края работают не только предприятия цветной металлургии. Есть лесная отрасль, малый и средний бизнес, солидные доходы сулит и грамотная инвестиционная политика. Тем более что объём дефицита краевого бюджета позволяет нам его наращивать, к тому же возможны дополнительные налоговые и неналоговые поступления. Так что у этого решения есть как минусы, так и плюсы.

Алексей КЛЕШКО, председатель постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:

- Сейчас ещё рано давать конкретные оценки краевому бюджету. В ближайшие дни мы пригласим на заседание нашей комиссии глав ассоциаций городов и районов края, чтобы посмотреть на бюджет глазами муниципальных образований. Также запланировано заседание координационного совета ассоциации по взаимодействию органов госвласти и местного самоуправления. В проекте бюджета много новаций. Впервые помимо фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов туда включён фонд финансовой поддержки поселений. Собственных доходов у них, прямо скажем, негусто, а кроме того, надо защитить поселения от известного волюнтаризма районных властей. Совокупный объём обоих фондов - около четырёх миллиардов рублей. По сравнению с прошлым годом сумма не увеличилась, несмотря на формирование ФФП поселений. Но не нужно забывать о том, что согласно федеральному законодательству передаются "наверх" многие полномочия как поселений, так и муниципальных образований. В целом увеличивается доля расходов краевого бюджета, направляемых на социальные нужды. Но при этом, конечно, возникает немало вопросов, которые нам необходимо обсудить с краевой администрацией, чтобы улучшить благосостояние жителей Красноярья. Прежде всего - повышение зарплаты бюджетников, которое предлагается в 2006 году. Оно очевидно недостаточно. Один из планируемых администрацией этапов увеличения зарплаты предполагает уменьшение разрыва между разрядами тарифной сетки. С этим не согласны профсоюзы. Они считают, что такого нельзя допускать, поскольку межразрядные коэффициенты нацелены на стимулирование людей к более качественной работе.

Меня настораживает то, что бюджет впервые сформирован исходя не из среднестатистических, а из сегодняшних высоких цен на мировом рынке цветных металлов. Практика этого года показала, что неожиданные федеральные новшества в налоговой сфере могут значительно снизить доходную часть бюджета. Когда более половины средств краевой казны направляется на социальные нужды, это очень опасно. Полагаю, в условиях нестабильного налогового законодательства исходить из максимальных цен рискованно. Беспокоит и то, что проект бюджета уже готов, а переговоры с Федерацией по целому ряду направлений ещё продолжаются. Взять, к примеру, финансирование ЗАТО, которые теперь должны вписаться в единую бюджетную систему края. Разницу между их высокой и среднекраевой бюджетной обеспеченностью должна компенсировать Федерация, но конкретных цифр в госбюджете пока нет. На основной финансовый документ края сильно могут повлиять и общенациональные проекты, которые разворачиваются по инициативе президента. Если удастся, как мы планируем, "выбить" строительство в Красноярске кардиологического центра, то вдобавок к большим федеральным средствам наверняка потребуется некая доля краевого финансирования. То же касается создания национального университета, реализации президентских инициатив по повышению зарплаты некоторых категорий медработников. Все эти суммы должны быть прописаны в краевом бюджете, но пока этого нет. Не будем забывать: в отношениях с Федерацией надо держать ухо востро. В общем же о бюджетном законопроекте можно сказать так: это ожидаемый документ достаточно высокого качества, который не вызывает разочарования, но порождает некоторые опасения, о которых я сказал. Думаю, некоторые параметры будут изменены ко второму чтению.

Светлана АНДРОНОВА, председатель постоянной комиссии по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодёжи:

- Прежде всего хочу отметить, что выросли доходы и расходы бюджета, к тому же сам документ выглядит несколько по-иному - в нём учтены расходные обязательства по Эвенкии и Таймыру в виде субвенций, около семи миллиардов рублей по каждому округу. Даже при ознакомлении с текстом законопроекта в первом приближении ощущается, что мы будем жить в большом крае, процесс объединения которого завершается.

Отрадно, что ещё более выраженной стала социальная направленность бюджета. Теперь надо тщательно проанализировать, что, где и на сколько увеличилось. Неплохо то, что расходы на дорожное строительство возросли на 24 процента. Но и тут опять-таки нужно внимательно посмотреть, на какие именно дороги и сколько выделяется средств. Дай бог, чтобы всё здесь было объективно. Впервые города и районы края будут получать из бюджета субвенции на капитальный ремонт муниципального жилья для малоимущих граждан. С 3 рублей 90 копеек до 5 рублей увеличивается размер компенсаций из краевого бюджета расходов на питание детей в школах. Однако в целом сумма уменьшилась, поскольку число школьников в крае значительно сократилось. Из прочих бюджетных новшеств отмечу введение выплаты "проездных" денег краевым льготникам (это труженики тыла, репрессированные и ветераны труда). Им дано право выбора: либо получить проездной на месяц, либо 70 рублей на приобретение билетов в общественном транспорте. Сумма явно недостаточна - на 70 рублей не наездишься. Надо найти разумный выход, чтобы не нервировать людей.

Безусловно, негативный момент в бюджете - увеличение до ста процентов уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Второго ноября на заседании нашей комиссии мы намерены добиться разъяснений краевой администрации по поводу того, во что же выльется для конкретного человека вот этот стопроцентный уровень оплаты. Пусть нам дадут чёткую информацию, потому что, по предварительным данным, цифры выходят просто сумасшедшие. Надо разобраться, что у нас на деле происходит в крае - рост доходов населения или же их падение из-за подобных мер.

В связи с этим есть один очень важный вопрос: что такое планируемый рост зарплаты бюджетников на 22 процента? Наша комиссия уже высказала своё несогласие с предложенным поэтапным повышением заработка (в марте - на 8 процентов, в мае - на 6,6 и в сентябре - на 6,3 процента). Значит ли это, что реальная зарплата бюджетников в 2006 году возрастёт именно на 22 процента? Очень сомнительно. Совместно с профсоюзами мы предлагаем разовое повышение на 22 процента с 1 января нового года. Это поможет снять социальную напряжённость в среде бюджетников - тогда они действительно ощутят значительное увеличение заработка. Пусть лучше из-за этого в начале года станет больше дефицит краевого бюджета - полагаю, его можно будет потом компенсировать, увеличивая сбор налогов, проводя работу с федеральными органами власти. Кстати, профсоюзы требуют повысить зарплату бюджетников ещё на 19 процентов. Реально ли это - большой вопрос. Нам хотя бы 22-процентное увеличение по году не "размазать"...

Юрий ЗАХАРИНСКИЙ, председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности:

- Наша комиссия рассмотрела вопросы, связанные с новым краевым бюджетом, ещё в июле. Тогда речь шла об основных параметрах бюджета и о подходах управления природных ресурсов и ГФУ к финансированию отрасли. Мы договорились, что депутатская комиссия включится в работу над бюджетом не тогда, когда документ будет внесён в ЗС, а ещё на стадии его формирования. К сожалению, это осталось на уровне деклараций - постоянная комиссия начала обсуждать бюджет 19 октября, уже после его внесения в ЗС. Сразу скажу, что нас не совсем устраивают те цифры, которые сегодня значатся в законопроекте. В нынешнем году на охрану окружающей среды и экологическую безопасность тратится 100 миллионов рублей, а в будущем закладывается только 91 миллион. Существует чисто бухгалтерское объяснение такого снижения, но оно нас не вполне удовлетворяет. Нам предстоит определить, насколько учтены предложения муниципальных образований и недропользователей. В любом случае у нас есть время подготовить поправки до 9 ноября, когда свои заключения по бюджету представят экспертно-правовое управление ЗС и Счётная палата края. До принятия бюджета во втором чтении необходимо утвердить целевую программу по развитию и использованию минерально-сырьевой базы в Красноярском крае на 2006-2008 годы. От прежних программ её отличает то, что она касается лишь общераспространённых полезных ископаемых - это строительный камень, песчано-гравийные материалы, песок, гравий, торф, в общем, всё то, что нужно дорожникам и строителям. Ещё совсем недавно из краевого бюджета финансировались геологоразведочные, поисковые и оценочные работы, скажем, золота и алмазов, теперь же это сфера федеральных полномочий. Соответственно резко снизились и расходы на реализацию программы - в 2006 году предусмотрено 23 с небольшим миллиона рублей, тогда как в 2002-2003 годах сумма зашкаливала за 400 миллионов. К сожалению, в последнее время объём геологоразведочных работ в крае неуклонно снижается...

"Справедливая поправка".

("Красноярский рабочий", 27.10.05, Петр Васильев)

Председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания края по культуре, спорту и туризму Леонид Федотенко предлагает внести поправки в закон "Об оплате труда работникам краевых государственных учреждений". Эту инициативу поддержал председатель постоянной комиссии по науке и образованию Валерий Усаков.

Для начала надо сказать, что, когда краевой парламент принимал упомянутый закон в конце декабря прошлого года, к нему была масса нареканий. Однако народных избранников, как это нередко бывает в подобных случаях, поторапливали сжатые сроки: надвигался новый финансовый год, а с ним и новая система оплаты труда - Федерация делегировала субъектам ряд полномочий. Поэтому, невзирая на все "но", депутаты закон приняли, тем более что краевая администрация назвала его "переходным", пообещав продолжить работу над документом. Увы...

- Прошёл год, "а воз и ныне там", - отмечает Леонид Иванович. - Между тем, по моему мнению, в этом законе ущемлены интересы части работников бюджетной сферы, а именно образования, культуры, физической культуры и спорта. Когда край принимал на себя финансовые обязательства по оплате труда работников здравоохранения, была зафиксирована такая позиция Федерации - выплачивать от 20 до 80 процентов надбавки за выслугу лет, то есть за непрерывный стаж работы в учреждениях отрасли. Предыдущий краевой закон о социальных гарантиях предусматривал выплаты всем категориям бюджетников. Но из-за прошлогодних проблем с финансированием действие соответствующей статьи было приостановлено, а с принятием закона "Об оплате труда работникам краевых государственных учреждений" её вообще ликвидировали. Поэтому я считаю своим долгом внести поправку в закон, чтобы вернуть работникам образования, культуры, физической культуры и спорта так называемые стажевые надбавки к зарплате. Эта поправка позволит увеличить заработок названных категорий бюджетников на 20-40 процентов, что для людей, получающих в месяц по 5-6 тысяч рублей, будет существенной прибавкой к жалованью. Сейчас специалисты просчитывают, во что это обойдётся краевому бюджету. Разумеется, дополнительная нагрузка ему не в радость, но в данном случае, как говорится, игра стоит свеч. Сегодня работники культуры, спорта и физкультуры - это самые низкооплачиваемые бюджетники. Между тем, по мнению депутата, они выполняют социальную миссию не менее важную, чем люди в белых халатах. Работники культуры, к примеру, пекутся о здоровье духовном, значение которого для человека трудно переоценить. Ну а те, кто трудится на ниве физкультуры и спорта, опять-таки вносят немалую лепту в здоровье телесное.

Руководствуясь этими соображениями, Леонид Федотенко намерен внести соответствующую поправку в закон перед принятием краевого бюджета на 2006 год, чтобы финансовые средства были заложены своевременно.

- Я не сторонник забастовок и прочих экстремальных акций, - признаётся он, - но с пониманием отношусь к нуждам людей, доведённых до крайности. И меня удивляет позиция профсоюзов, которые сегодня бьют себя в грудь с криками о необходимости повышать зарплату. Почему же они в конце 2004 года сдали позиции по компенсационным выплатам за выслугу лет, а некоторые даже считали данную статью лишней, якобы не стимулирующей отношение к работе? Я же считаю этот метод стимулирования наравне с другими эффективным, поскольку он не только заинтересовывает работников в росте зарплаты, но и помогает им закрепиться в этой важной социальной сфере. Надеюсь, что предложенная поправка будет хорошо воспринята коллегами и одобрена исполнительной властью края. При этом, конечно, я отдаю себе отчёт в том, что доходы бюджета ограничены.

Кстати говоря, недостаток денег в краевой казне в последнее время чересчур преувеличивают. По расчётам того же Федотенко и других депутатов, основанным на анализе тенденций мировой экономики и динамике цен на цветные металлы, профицит краевого бюджета к концу этого года вполне может достичь четырёх миллиардов рублей. На недавнем заседании Совета администрации края был обозначен пятимиллиардный профицит бюджета, образовавшийся за 8 месяцев нынешнего года. Получается одно из двух: то ли финансисты и аналитики краевой администрации просчитались, то ли кое-кто намеренно решил занизить доходы, а значит, и расходы бюджета. Зачем?

"А вы, Захаров, удалитесь!".

("Сегодняшняя газета", 27.10.05)

На заседании Совета администрации Красноярского края, где обсуждались итоги размещения государственного заказа за девять месяцев 2005 года, возникла легкая перепалка. Возмутителем спокойствия стал депутат ЗС лебединец Игорь Захаров. СНАЧАЛА все шло чинно, солидно. Первый заместитель начальника ГУРЭП Рафаэль Шагеев доложил, как сообщает "Пресс-Лайн", что в текущем году общая сумма госзаказа составляет 7,6 млрд рублей (на 11,2% больше, чем в прошлом). Как такому обстоятельству не порадоваться!

К настоящему времени эта сумма освоена на 72,7%. Основные заказчики - краевые управления здравоохранения, образования, социальной защиты населения, а также ГУВД края. Всего из краевого бюджета финансируется приобретение товаров для 530 организаций. Разве плохо?

Благостную картину дополнил директор Службы государственного заказа Дмитрий Кипнис: мол, с начала года в крае проведено 70 открытых конкурсов, участие в которых приняли 525 поставщиков. Победителями конкурсов, по его словам, стали 232 организации, 209 из них зарегистрированы в Красноярском крае.

И все испортил Игорь Захаров. После такого красивого рапорта он позволил себе усомниться в эффективности работы Службы госзаказа, созданной три года назад. Мягко говоря, Игорь Евгеньевич счел, что слова Кипниса о прозрачности деятельности Службы не совсем верны. Мало того, Захаров решил поделиться своими сомнениями с благородным собранием. Не с соседями - шепотом, а со всеми - громко. Шепотом, как известно, Захаров и не умеет говорить: как-никак командирский голос в танковых войсках не зря вырабатывал. Вот и на заседании Совета администрации он громко напомнил о ситуации с закупкой гербицидов для аграрных предприятий края. Этой теме был посвящен ряд критических материалов в местных СМИ. За Кипниса вступился первый замгубернатора края Лев Кузнецов, который попросил народного избранника покинуть заседание. Захаров просьбу выполнить отказался, однако от критических замечаний в адрес Кипниса впредь воздерживался.

Так что, можно считать, отчет прошел на высоте, и в работе Службы серьезных изъянов не обнаружено. А если депутат Захаров имеет особое мнение, то пусть при своем мнении и остается.

"Президентского полку прибыло".

("Красноярский рабочий", 27.10.05, Василий Касаткин)

Ряды самого элитного соединения российских Вооружённых сил пополнили 25 сибиряков из Красноярского края. Военный оркестр, напутственные слова ветеранов, крайвоенкома, офицеров Президентского полка, которые уже завтра станут для новобранцев командирами, пожелания председателя комитета солдатских матерей, святое благословение батюшки, тревожные взгляды беспокоящихся, но гордых за своих сыновей родителей - такими получились торжественные проводы красноярских призывников в минувший понедельник на сборном пункте железнодорожного райвоенкомата.

...Тяжёлые боевые карабины в крепких и ловких юношеских руках изящно крутились словно игрушки. Высокие статные парни в парадной военной форме удивляли всех присутствовавших не только своей выправкой и мастерством владения оружием, но и по-настоящему мужественным видом... Трудно было представить, что показательные упражнения с ружьями перед собравшимися в актовом зале райвоенкомата призывниками и их родными демонстрировали не опытные профессиональные бойцы, а всего лишь солдаты срочной службы, за плечами которых чуть больше полугода армейской школы Президентского полка. Рядовые Алексей Корпушкин и Александр Ярополов за достигнутые успехи в боевой подготовке были награждены командованием короткой командировкой домой - за пополнением. На обоих из воинской части в красноярский крайвоенкомат пришли положительные отзывы командиров. - Они не единственные сибиряки, кого мы хвалим, -рассказал заместитель командира полка полковник Алексей Трошин. - Добрые слова наши офицеры отписали в адрес ещё семи воинов-красноярцев. Сегодня в полку служат ещё 53 их земляка - и служат достойно. Мечта многих призывников - если уж и выполнять воинский долг, то тогда именно в Президентском полку - вполне объяснима. По словам Алексея Анатольевича, это не только достаточно благополучная моральная атмосфера в воинском коллективе (ведь обычно именно пресловутая "дедовщина" - главное армейское пугало для новобранцев), но и высокая выучка (два года даром не пройдут), возможность с хорошей характеристикой вне конкурса поступить на бюджетные места в Московский государственный университет. Этим уже успешно воспользовались 219 бывших воинов Президентского полка.

Сама служба не из простых, конечно, - искусство строевой подготовки, виртуозного обращения с оружием, физические нагрузки и обучение выездке на лошадях даются кропотливым, напряжённым трудом. Однако командиры не только муштруют юных солдат, но и помогают им освоиться на службе, в первую очередь психологически. Конверты выдаются прямо в частях полка, и молодых бойцов порой даже заставляют писать домой, чтобы родные поменьше волновались. А по воскресеньям можно слегка выспаться - подъём у солдат не в 6.30, а в 8 (если не в наряд).

- Бесконечно рад, что попал именно сюда, - признался железногорец Александр Ярополов. - Ехал служить -волновался, томила неизвестность. Но втянулся быстро, первые полгода пролетели незаметно. Сейчас в 1-й роте. Уже семь раз стоял в почётном карауле у Вечного огня могилы Неизвестного солдата. В Кремле всё дышит историей. В том числе дань традициям - еженедельные разводы караулов, которые мы выполняем. А с апреля этого года введён церемониал и конных разъездов. Красиво. Правда, не стоит думать, что всё даётся легко. Отнюдь. Каждое движение должно быть отточено и отработано до мелочей - слишком ответственный "участок работы". Бойцам 1-й роты при выполнении церемониальных упражнений ошибаться просто нельзя.

По дому тоскую, конечно. Пишу письма. Помогает и то, что в моей роте служат ещё семеро красноярцев. Держимся вместе. Да и неуставных отношений практически нет - "старикам" не до этого. Им бы перед "дембелем" успеть молодых научить всем тонкостям кремлёвской караульной службы.

Мать Александра, Ирина Анатольевна, за сына спокойна.

- Учился парень без троек, - поделилась она своей гордостью, - в армию пошёл с желанием, в полку среди своего призыва - один из лучших. На сержанта хочет учиться. А после намерен поступать в МГУ. Спасибо командирам за то, что дали Саше путёвку в жизнь. Теперь его примеру хотят последовать ещё двое моих сыновей. Надо было видеть восторженные взгляды любимой девушки Александра, его друзей, когда он ненадолго заехал домой! Рослый, красивый, возмужавший. Даже в весе прибавил почти на 10 кг. Такой наглядный пример - лучшая реклама. Так что вряд ли иссякнет очередь новобранцев в Президентский полк. Особенно привлекательной служба выглядит для парней из сибирской глубинки. Таких, к примеру, как назаровец Александр Красников. По словам провожавшей его старшей сестры Татьяны Волокитиной, учился Саша крепко, и в коллективе он душа компании, и от армии никогда не бегал (в семье не принято). Просился в спецназ, попал в полк. Но не жалеет. После срочной хочет остаться служить по контракту - перспектива и с работой, и с жильём для него в армии лучше, чем в родном Назарово.

Разумеется, военные будни не малина и Президентский полк - не отдельно взятый райский оазис. В той или иной степени ему свойственны те же проблемы, что и всей Российской армии. Разве что там их поменьше. Может, со временем поменьше их станет и в остальных наших воинских частях. Хорошо бы...